Спецпроекты

На страницу обзора
Михаил Бараблин, партнер Лиги Цифровой Экономики: Наша платформа закрывает все потребности по управлению разработкой

Если раньше отечественное ПО использовалось параллельно с иностранным, то сегодня заказчики в стране полностью переходят на российские решения. Одним из них стала платформа Cloudate — о возможностях продукта и о том, как происходит импортозамещение в сфере облаков и чем живет рынок, CNews поговорила с Михаилом Бараблиным, партнером, директором практики облачных решений Лиги Цифровой Экономики.

Михаил БараблинЛига Цифровой Экономики

CNews: Каким был 2021 год для российского облачного рынка?

Михаил Бараблин: В целом, 2021 год был позитивным. Развивались интеграторские и провайдерские услуги. Можно отметить подъем в области PaaS-решений. Росли облачные услуги, связанные с трендом на удаленный доступ. Разработка была очень актуальна — много проектов реализуется по ее организации в облачной среде.

CNews: Что изменилось в 2022 году? Как санкции отразились на развитии облачного рынка?

Михаил Бараблин: Нынешний год начинался с положительных прогнозов. Сейчас мы наблюдаем тренд на осторожное сокращение затрат. То есть тренд на цифровизацию и тотальный переход в онлайн сдерживается непростой ситуацией в некоторых отраслях экономики. Будем готовиться к консервативному подходу со стороны клиентов к бюджетам проектов. Работать придется больше, соответственно, за заказы придется побороться.

CNews: Что будет драйвить рынок? Какие направления позволят ему развиваться?

Михаил Бараблин: Драйверами рынка являются все направления ИБ. Темы, связанные с надежностью и резервированием сервисов и инфраструктурой в целом, — это сильный тренд. Также, безусловно, есть тренд на импортозамещение, сейчас во многих нишах дается карт-бланш российским вендорам и разработчикам. У заказчиков большой интерес к отечественным производителям для достижения санкционной независимости.

Наибольшей популярностью среди облачных услуг пользуется доставка приложений по модели SaaS

CNews: Как меняется спрос на IaaS, SaaS и PaaS? От чего он сегодня зависит?

Михаил Бараблин: Наибольшей популярностью среди облачных услуг пользуется доставка приложений по модели SaaS, оборот этого направления в два раза превосходит выручку от аренды «голых» вычислительных ресурсов (IaaS). Интерес к приложениям обусловлен тем, что SaaS решает задачи для конечных пользователей независимо от уровня их квалификации в ИТ.

Российской особенностью SaaS является то, что в условиях слабости сегмента СМБ спросом пользуются программные продукты с высокой кастомизацией, которые внедряют крупные предприятия. По данным Gartner, сегмент IaaS (рост 42,4% в 2021 г.) опережает по темпам SaaS (20,6%) и постепенно догоняет аренду приложений по размеру затрат. В России темпы роста примерно соответствуют общемировым.

Популярность инструментов PaaS также растет быстрее всего облачного рынка, хотя по объему этот сегмент пока уступает как SaaS, так и IaaS.

Надо отметить, что наша облачная платформа Cloudate может использоваться государственными и коммерческими структурами для развертывания и получения стандартизированных ИТ-сервисов по моделям SaaS и IaaS.

Михаил Бараблин, партнер Лиги Цифровой Экономики: Для развития облачного рынка нужен комплексный подход, синергия государства, заказчиков и разработчиков

CNews: Какие секторы экономики сейчас наиболее заинтересованы в российских облаках?

Михаил Бараблин: Если раньше флагманами выступали банки, телеком и госсектор, то сейчас впереди ритейл и промышленность.

CNews: А с чем связано то, что у ритейла повысился спрос?

Михаил Бараблин: Дело в том, что достаточно большое количество ритейловых сетей опирались на западные решения, в части логистики и бухгалтерии многие зависят от зарубежных игроков. Соответственно, сейчас все пытаются перейти на российское ПО.

CNews: А что насчет госсектора? Какова его роль на рынке?

Михаил Бараблин: Я думаю, что в бли­жай­шее вре­мя он станет одним из драйверов облачного рынка, этому спо­собс­твует го­сударс­твен­ная по­лити­ка, нап­равлен­ная на им­порто­заме­щение. Госсектор является одним из крупнейших ИТ-заказчиков в стране. Логично предположить, что мы пойдем по пути построения «общественного облака» — облачной платформы, которая будет предназначена для различных госструктур. Однако традиционной проблемой использования публичных платформ органами власти являются специфические требования к безопасности.

CNews: Тренд на импортозамещение идет давно. Можно ли сказать, что сейчас мы наблюдаем вторую волну?

Михаил Бараблин: Раньше импортозамещение шло своим чередом, отечественные решения ставились рядом с зарубежными, и каких-то планов для экстренного перехода не было. Сейчас оказалось, что нужно сильно ускориться и полностью переходить на российское ПО.

CNews: Каковы основные требования заказчиков к облачным провайдерам?

Михаил Бараблин: Во-первых, наличие оборудования и ресурсов. Второе — санкционная независимость. Ну и, наверное, третье — это безопасность. Наша компания обладает всеми этими ресурсами, мы помогаем организовать сервисы, защитить их, выстроить архитектуру.

CNews: Ваша компания разработала платформу Cloudate, на кого она ориентирована?

Михаил Бараблин: Cloudate — цифровая облачная платформа, ориентированная на средний и крупный бизнес, а также госсектор. Она позволяет построить on premise-инфраструктуру на стороне заказчика, что даст возможность предоставлять облачные сервисы как внутри организации, так и для сторонних потребителей. Cloudate позволяет реализовать платформу разработки, то есть набор инструментов в ИТ-ландшафте клиента, для организации бесшовного процесса разработки, быстрого создания сервисов.

CNews: Какие задачи решает платформа?

Михаил Бараблин: Cloudate — современная и многофункциональная российская система. Она решает целый ряд задач, таких как управление инфраструктурой, а также машинами и контейнерами, быстрое развертывание инфраструктуры, организация безопасности, ускорение разработки ПО, уплотнение существующих систем в условиях ограниченных ресурсов.

CNews: Какие значительные особенности этого продукта можно выделить? Чем отличается от аналогичных решений?

Михаил Бараблин: На нашем рынке нет ни одной другой такой платформы, которая бы закрывала все потребности по управлению разработкой. Есть решения, которые можно назвать аналогами, но только в отдельных компонентах. Слой разработки ПО, слой хранения и доставки артефактов конвейер CI/CD, зоны разработки/продакшн, мониторинг, управление инфраструктурой. А так, чтобы платформа включала в себя всю функциональность по управлению виртуальными ресурсами, контейнерами и разработками, такого нет. Был ряд западных продуктов с похожими характеристиками, но в связи с тем, что они приостановили свою работу в России, конкурентов у нас стало гораздо меньше.

CNews: То есть Cloudate способна импортозаместить продукты зарубежных вендоров?

Михаил Бараблин: Да, технологический стек Cloudate полностью состоит из санкционно независимых решений на базе open source либо собственных разработок (составляют около 45%). Соответственно, зависимости от иностранных продуктов нет, лицензии не требуются, все российское. Платформа может управлять российским «железом», таким как «Эльбрус», «Байкал» и др.

CNews: Поделитесь, пожалуйста, примерами использования Cloudate.

Михаил Бараблин: Наиболее интересными были внедрения Cloudate у ряда крупнейших клиентов в банковском, телекоммуникационном и государственном секторе. На основе решений нашей компании работают очень многие государственные и банковские сервисы. Так что, рискну предположить, почти каждый взрослый житель России так или иначе соприкасался с системами, которые сделаны на базе наших облачных продуктов.

Много лет все убеждали друг друга, что облака безопасны

CNews: Вопрос безопасности является самым деликатным при внедрении облаков. Как меняется уровень безопасности в публичных облаках в последнее время?

Михаил Бараблин: Много лет все убеждали друг друга, что облака безопасны. Существовало устойчивое мнение, что крупный провайдер может построить безопасность значительно лучше, чем небольшая организация или даже крупная, но не занимающаяся безопасностью. Потому что провайдер вкладывает большие усилия и для него это вопрос репутационных рисков.

В сегодняшнем мире сработали более весомые риски, и теперь облака должны быть не просто защищенными, но и своими территориально. Подходы к ИБ трансформируются в сторону локальности. Интерес к облакам не угасает, облака нужны, но их локальность и возможность работать на мощностях заказчика будет одним из ключевых факторов успешности конкретных решений.

Сейчас любой бизнес начинает понимать, что либо провайдер должен быть очень надежным, либо должна быть возможность использовать свои ресурсы параллельно с облачными. При этом собственные ресурсы должны работать по таким же облачным технологиям для бесшовности, чтобы можно было совершать переход туда и обратно. Так что сейчас ни одна крупная организация не будет рассчитывать только на ресурсы внешнего провайдера.

CNews: Какие тренды безопасности будут определяющими в ближайшие два-три года?

Михаил Бараблин: Новый ключевой риск — глобальная доступность. Мы не знаем, какое устройство подключено в данный момент к нашей сети. Если, скажем, оно подключалось 30 минут назад, то за эти полчаса в неконтролируемой зоне с ним могло произойти все что угодно. Поэтому сегодня облачная безопасность невозможна без реализации принципа нулевого доверия (zero trust). Он гласит: не доверяем никому, пускаем извне только после предварительной проверки и лишь к тем ресурсам, которые явно заданы. Автоматизированные решения, реализующие модель нулевого доверия, пока достаточно дорогие, и это тормозит внедрение концепции на глобальном уровне.

Вместе с тем, я думаю, концепция безопасности по большому счету не сильно поменяется в ближайшие годы. Об отказе от традиционализма в области защиты облачных сред речи не идет. Все базовые механизмы как для физических, так и для облачных инфраструктур одинаковы: межсетевое экранирование периметра, защита от вторжений извне, аналитика событий информационной безопасности, защита конечных рабочих станций.

CNews: Облака все равно будут ключевым элементом в цифровой трансформации?

Михаил Бараблин: Безусловно. В самых разных отраслях клиенты все чаще отдают предпочтение облачным решениям, на что, несомненно, повлияли пандемия с переходом на удаленную работу отдельных сотрудников и целых компаний, а также общий тренд на цифровизацию. На мой взгляд, определяющей будет роль государства. Так, в настоящее время правительством прорабатываются различные меры по развитию рынка данных, в том числе по предоставлению доступа к государственным данным, замене обязательной отчетности бизнеса на доступ к данным, созданию облака для обмена информацией и электронными документами. В любом случае для развития облачного рынка нужен комплексный подход, синергия государства, заказчиков и разработчиков.