Спецпроекты

На страницу обзора
Санкции ускорили миграцию в облака: российский рынок растет в 2 раза быстрее мирового

Темпы роста российского облачного рынка по-прежнему характеризуют двузначные цифры, к переходу в облака заказчиков подталкивают санкции, нехватка специалистов и продолжающаяся цифровизация. Тем не менее, уровень проникновения облачных технологий в России отстает от общемировых показателей, и потенциал для дальнейшего роста остается высоким. Наибольшим спросом будут пользоваться услуги провайдеров, которые смогут предложить своим клиентам защищенный сервис.

Отечественные облака в качестве антисанкционной меры

Cпрос на облака продолжает расти двузначными темпами. Постепенно сервисы из облака превращаются в новую парадигму потребления ИТ, хотя процесс перевода инфраструктуры на новые рельсы растягивается на долгие годы. В то время как новые предприятия с легкостью строят свою ИТ-архитектуру по принципу cloud-first, большинство заказчиков из сегмента enterprise имеют в своем багаже значительную собственную инфраструктуру, в которую уже вложено большое количество средств. Тем не менее, и для тех, и для других облако представляет собою возможность оптимизировать затраты, перевести сapex в opex и сосредоточиться на ключевой для себя экспертизе без необходимости дополнительно развивать компетенции в области ИТ.

Комплексные отраслевые платформы объединяют решения для автоматизации ключевых процессов, работы с данными и разработки продуктов, а также узкоспециализированное ПО

В последние 2 года дополнительным фактором роста популярности облаков стали антироссийские санкции и уход с рынка западных вендоров. В частности, в июне 2024 г. власти США ввели прямой запрет на оказание облачных услуг определенным российским компаниям. В условиях недоступности иностранных ПО, оборудования и сервисов альтернатива в виде отечественных облачных сервисов стала более привлекательной для отечественных заказчиков.

«Растет потребление текущих клиентов: несколько крупных заказчиков могут делать основной вклад в рост выручки провайдера. Также есть общий тренд на цифровизацию и автоматизацию бизнеса. Компаниям легче перейти в облака, чтобы закрыть свои основные потребности», — комментирует CEO компании TimeWeb Сергей Наумов.

Однако ключевой причиной роста интереса к облакам остается продолжающаяся цифровизация экономики. «Движение в сторону полного импортозамещения ИТ-сектора оказывает большое влияние на рост рынка. Тем не менее, существуют и гораздо более фундаментальные причины его развития. Ключевым фактором является цифровизация всех отраслей российской экономики. Этот процесс ведет к росту количества данных, которые нужно где-то обрабатывать и хранить», — объясняет заместитель генерального директора по разработке и эксплуатации продуктов Selectel Сергей Пимков.

В приоритете ИБ и экосистемы сервисов

Среди текущих трендов провайдеры отмечают рост интереса к инструментам защиты облачных инфраструктур. По мнению руководителя направления облачных услуг «Онланты» (группа компаний «Ланит») Анатолия Трифонова, случаи простоя критических бизнес-процессов из-за недоступности информационных систем по причине атак заставляют игроков рынка все чаще задумываться о сохранности данных и ресурсов.

Опрошенные CNews представители отрасли также фиксируют увеличение популярности экосистем облачных сервисов, которые способны закрыть широкий круг потребностей заказчика без необходимости обращаться к сторонним провайдерам. Директор по развитию SaaS-платформы VK Cloud и VK WorkSpace Андрей Бунин добавляет, что комплексные отраслевые платформы объединяют решения для автоматизации ключевых процессов, работы с данными и разработки продуктов, а также узкоспециализированное ПО. Такие платформы способны закрыть как привычные, так и уникальные потребности разных компаний в отрасли.

Облачный рынок 0,1% от ВВП

Традиционно облачный рынок разделяют на несколько сегментов, среди которых выделяют аренду вычислительных ресурсов (IaaS, infrastructure-as-a-service), платформенные сервисы (PaaS, platform-as-a-service) и аренды готовых бизнес-приложений (SaaS, software-as-a-service). По сведениям Gartner касаемо глобального рынка, в 2023 г. рост выручки по названным направлениям составил 1820%, и в будущем аналитики прогнозируют увеличение этих темпов, причем локомотивом развития облачного рынка будет IaaS: по итогам 2024 г. здесь ожидается рост на 25,6%, а в 2025 г. — на 29,1%.

Глобальные расходы на сервисы из облака
Облачная выручка впервые превысила полтриллиона долларов

Сервис Расходы в 2023 г., $млн Динамика в 2022/2023 гг., % Расходы в 2024 г., $млн Динамика в 2023/2024 гг., % Расходы в 2025 г., $млн
ПО как сервис (SaaS) 205 998 18,1% 247 203 20,0% 295 083
Инфраструктура как сервис (IaaS) 143 302 19,1% 180 044 25,6% 232 391
Платформа как сервис (PaaS) 142 934 19,5% 172 449 20,6% 211 589
Бизнес-процессы как сервис (BPaaS) 66 162 7,5% 72 675 9,8% 82 262
Рабочий стол как сервис (DaaS) 2 708 11,4% 3 062 13,1% 3 437
Итого 561 104 17,3% 675 433 20,4% 824 762

Для российского рынка характерны еще более высокие темпы роста. Так, по данным CNews в 2023 г. ведущие поставщики в сегментах IaaS и SaaS увеличили свою выручку на 3540%, а по направлению PaaS наблюдался еще более впечатляющий рост: поставщики таких решений выросли более чем в 2 раза (+110%). Причина высоких темпов роста на отечественном рынке заключается в более низком уровне проникновения облаков. Так, по данным iKS-Consulting, в России на облачные услуги в 2023 г. пришлось 0,1% ВВП страны, в то время как для США этот показатель в 10 раз больше и достигает 1%.

Топ-10 поставщиков SaaS

Выручка в млн. ₽, с НДС
31300
14220
12192
7531
4841
4499
4020
3833
2558
2482

При этом уровень проникновения облачных технологий различается в зависимости от размера компании и отраслевой специфики бизнеса. Так, фирмы из сегмента СМБ предпочитают использовать готовые бизнес-сервисы. «Среднему и малому бизнесу выгоднее размещаться в публичном облаке — закупать и поддерживать свою инфраструктуру дорого, а ресурсов недостаточно. Сейчас примерно 8090% из них уже там, и этот показатель растет», — объясняет Сергей Наумов.

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS в России

№ 2023 № 2022 Название компании/бренда Выручка от оказания услуг SaaS в 2023г., млн ₽, включая НДС Выручка от оказания услуг SaaS в 2022 г., млн ₽, включая НДС Рост выручки 2023/2022, в % Доля выручки SaaS в совокупной выручке, в %
1 1 СКБ Контур 31 300 25 700 21,8% 96%
2 2 Тензор 14 220 10 900 30,5% 100%
3 15 Лахта.spb 12 192 1 369 790,6% 100%
4 4 Mango Office 7 531 6 306 19,4% 100%
5 - GetCourse 4 841 1 590 203,0% 100%

В то же время компании из сегмента enterprise располагают собственной ИТ-инфраструктурой и предпочитают модель гибридного или мультиоблака, когда вовне выводится только часть задач, которые, как правило, менее критичны для бизнеса, например, тестирование. «В enterprise-сегменте быстрее растет спрос на инфраструктурные и платформенные сервисы. Среди СМБ и стартапов — на PaaS и SaaS, в том числе сервисы корпоративных коммуникаций по подписке», — обращает внимание Андрей Бунин.

Топ-10 крупнейших поставщиков IaaS

Выручка в млн ₽, с НДС
24804
22431
10717
8770
7182
6463
3857
3855
3638
3442

При этом среди крупных предприятий готовность идти в публичные облака сильно варьируется в зависимости от отрасли. «На рынках, где информационные технологии являются частью основных бизнес-процессов, e-commerce, EdTech и ИТ, уровень проникновения публичного облака можно оценить как очень высокий — до 70%. У классических ритейлеров и FMCG-производителей он несколько ниже — до 30%. Самые низкие показатели проникновения публичных облаков в сферах добывающей промышленности и финансовом секторе, где из-за высоких требований к безопасности остаётся в приоритете локальная инфраструктура или модель частного облака, это около 10%», — приводит оценку Анатолий Трифонов.

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики IaaS в России

№ 2023 № 2022 Компания Выручка IaaS в 2023г., млн ₽, с НДС Выручка IaaS в 2022г., млн ₽, с НДС Рост выручки 2023/2022, в % Доля IaaS в общей выручке в 2023 г., в %
1 1 РТК-ЦОД 24 804 18 500 34,1% н/д
2 2 Cloud.ru 22 431 15 045 49,1% н/д
3 3 Selectel 10 717 8 537 26,0% 87%
4 5 Yandex Cloud 8 770 5 210 68,0% 55%
5 4 MWS 7 182 5 166 39,0% н/д

Источник: CNews Analytics, 2024

Перейти к полной таблице

Таким образом, запас для роста облачного рынка по-прежнему сохраняется. Во-первых, за счет расширения потребления облаков уже имеющимися клиентами. В частности, одним из трендов является аренда PaaS-сервисов, связанных с созданием продуктов на основе ИИ. Во-вторых, облака будут расти за счет привлечения новых заказчиков, которые пока еще недостаточно доверяют провайдерам, а также уже вложили крупные средства в собственные ресурсы. Такие компании начнут рассматривать облака в качестве альтернативы только в том случае, когда возникнет необходимость модернизировать имеющийся ландшафт.

Топ-10 крупнейших поставщиков PaaS

Выручка в млн ₽, с НДС
8763
6199
1076
834
598
553
504
231
130
74

«Рост рынка облачных услуг будет обусловлен темпами роста цифровизации экономики в целом и бизнеса в частности, продолжающимся трендом на импортозамещение, а также спросом на сервисы и инфраструктуру для решения задач искусственного интеллекта», — подводит итог директор по стратегии Cloud.ru Илья Королёв.

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики PaaS в России

№ 2023 № 2022 Компания Выручка PaaS в 2023 г., млн ₽, с НДС Выручка PaaS в 2022 г., млн ₽, с НДС Рост выручки 2023/2022, в %
1 2 Cloud.ru 8 763 3 325 163,6%
2 1 Yandex Cloud 6 199 3 333 86,0%
3 - РТК-ЦОД 1 076 н/д н/д
4 - Рег.ру 834 652 28,1%
5 - МегаФон Облако 597,92 318,9 87,5%

Источник: CNews Analytics, 2024

Перейти к полной таблице

Впрочем, ожидать полного перехода enterprise-заказчиков в публичные облака в обозримой перспективе не стоит, так как часть критических задач такие клиенты будут по-прежнему оставлять у себя. В связи с этим наиболее популярный подход к потреблению ИТ среди крупных компаний — гибридное облако, когда одна часть задач остается на собственных ресурсах, а другая — отправляется на аутсорсинг в облако внешнего провайдера. Именно такой вариант позволяет найти оптимальный баланс между безопасностью и оптимизацией издержек.

Павел Лебедев

CNews Forum 2024 CNews Forum 2024

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

byteoilgas_conf 2024 byteoilgas_conf 2024

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

LANSOFT: время комплексных бизнес-решений LANSOFT: время комплексных бизнес-решений

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

Orion Digital Day Orion Digital Day

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

ELMA DAY ELMA DAY

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН: