Темпы роста российского облачного рынка по-прежнему характеризуют двузначные цифры, к переходу в облака заказчиков подталкивают санкции, нехватка специалистов и продолжающаяся цифровизация. Тем не менее, уровень проникновения облачных технологий в России отстает от общемировых показателей, и потенциал для дальнейшего роста остается высоким. Наибольшим спросом будут пользоваться услуги провайдеров, которые смогут предложить своим клиентам защищенный сервис.
Отечественные облака в качестве антисанкционной меры
Cпрос на облака продолжает расти двузначными темпами. Постепенно сервисы из облака превращаются в новую парадигму потребления ИТ, хотя процесс перевода инфраструктуры на новые рельсы растягивается на долгие годы. В то время как новые предприятия с легкостью строят свою ИТ-архитектуру по принципу cloud-first, большинство заказчиков из сегмента enterprise имеют в своем багаже значительную собственную инфраструктуру, в которую уже вложено большое количество средств. Тем не менее, и для тех, и для других облако представляет собою возможность оптимизировать затраты, перевести сapex в opex и сосредоточиться на ключевой для себя экспертизе без необходимости дополнительно развивать компетенции в области ИТ.
В последние 2 года дополнительным фактором роста популярности облаков стали антироссийские санкции и уход с рынка западных вендоров. В частности, в июне 2024 г. власти США ввели прямой запрет на оказание облачных услуг определенным российским компаниям. В условиях недоступности иностранных ПО, оборудования и сервисов альтернатива в виде отечественных облачных сервисов стала более привлекательной для отечественных заказчиков.
«Растет потребление текущих клиентов: несколько крупных заказчиков могут делать основной вклад в рост выручки провайдера. Также есть общий тренд на цифровизацию и автоматизацию бизнеса. Компаниям легче перейти в облака, чтобы закрыть свои основные потребности», — комментирует CEO компании TimeWeb Сергей Наумов.
Однако ключевой причиной роста интереса к облакам остается продолжающаяся цифровизация экономики. «Движение в сторону полного импортозамещения ИТ-сектора оказывает большое влияние на рост рынка. Тем не менее, существуют и гораздо более фундаментальные причины его развития. Ключевым фактором является цифровизация всех отраслей российской экономики. Этот процесс ведет к росту количества данных, которые нужно где-то обрабатывать и хранить», — объясняет заместитель генерального директора по разработке и эксплуатации продуктов Selectel Сергей Пимков.
В приоритете ИБ и экосистемы сервисов
Среди текущих трендов провайдеры отмечают рост интереса к инструментам защиты облачных инфраструктур. По мнению руководителя направления облачных услуг «Онланты» (группа компаний «Ланит») Анатолия Трифонова, случаи простоя критических бизнес-процессов из-за недоступности информационных систем по причине атак заставляют игроков рынка все чаще задумываться о сохранности данных и ресурсов.
Опрошенные CNews представители отрасли также фиксируют увеличение популярности экосистем облачных сервисов, которые способны закрыть широкий круг потребностей заказчика без необходимости обращаться к сторонним провайдерам. Директор по развитию SaaS-платформы VK Cloud и VK WorkSpace Андрей Бунин добавляет, что комплексные отраслевые платформы объединяют решения для автоматизации ключевых процессов, работы с данными и разработки продуктов, а также узкоспециализированное ПО. Такие платформы способны закрыть как привычные, так и уникальные потребности разных компаний в отрасли.
Облачный рынок — 0,1% от ВВП
Традиционно облачный рынок разделяют на несколько сегментов, среди которых выделяют аренду вычислительных ресурсов (IaaS, infrastructure-as-a-service), платформенные сервисы (PaaS, platform-as-a-service) и аренды готовых бизнес-приложений (SaaS, software-as-a-service). По сведениям Gartner касаемо глобального рынка, в 2023 г. рост выручки по названным направлениям составил 18–20%, и в будущем аналитики прогнозируют увеличение этих темпов, причем локомотивом развития облачного рынка будет IaaS: по итогам 2024 г. здесь ожидается рост на 25,6%, а в 2025 г. — на 29,1%.
Глобальные расходы на сервисы из облака
Облачная выручка впервые превысила полтриллиона долларов
Для российского рынка характерны еще более высокие темпы роста. Так, по данным CNews в 2023 г. ведущие поставщики в сегментах IaaS и SaaS увеличили свою выручку на 35–40%, а по направлению PaaS наблюдался еще более впечатляющий рост: поставщики таких решений выросли более чем в 2 раза (+110%). Причина высоких темпов роста на отечественном рынке заключается в более низком уровне проникновения облаков. Так, по данным iKS-Consulting, в России на облачные услуги в 2023 г. пришлось 0,1% ВВП страны, в то время как для США этот показатель в 10 раз больше и достигает 1%.
При этом уровень проникновения облачных технологий различается в зависимости от размера компании и отраслевой специфики бизнеса. Так, фирмы из сегмента СМБ предпочитают использовать готовые бизнес-сервисы. «Среднему и малому бизнесу выгоднее размещаться в публичном облаке — закупать и поддерживать свою инфраструктуру дорого, а ресурсов недостаточно. Сейчас примерно 80–90% из них уже там, и этот показатель растет», — объясняет Сергей Наумов.
В то же время компании из сегмента enterprise располагают собственной ИТ-инфраструктурой и предпочитают модель гибридного или мультиоблака, когда вовне выводится только часть задач, которые, как правило, менее критичны для бизнеса, например, тестирование. «В enterprise-сегменте быстрее растет спрос на инфраструктурные и платформенные сервисы. Среди СМБ и стартапов — на PaaS и SaaS, в том числе сервисы корпоративных коммуникаций по подписке», — обращает внимание Андрей Бунин.
При этом среди крупных предприятий готовность идти в публичные облака сильно варьируется в зависимости от отрасли. «На рынках, где информационные технологии являются частью основных бизнес-процессов, e-commerce, EdTech и ИТ, уровень проникновения публичного облака можно оценить как очень высокий — до 70%. У классических ритейлеров и FMCG-производителей он несколько ниже — до 30%. Самые низкие показатели проникновения публичных облаков в сферах добывающей промышленности и финансовом секторе, где из-за высоких требований к безопасности остаётся в приоритете локальная инфраструктура или модель частного облака, это около 10%», — приводит оценку Анатолий Трифонов.
Таким образом, запас для роста облачного рынка по-прежнему сохраняется. Во-первых, за счет расширения потребления облаков уже имеющимися клиентами. В частности, одним из трендов является аренда PaaS-сервисов, связанных с созданием продуктов на основе ИИ. Во-вторых, облака будут расти за счет привлечения новых заказчиков, которые пока еще недостаточно доверяют провайдерам, а также уже вложили крупные средства в собственные ресурсы. Такие компании начнут рассматривать облака в качестве альтернативы только в том случае, когда возникнет необходимость модернизировать имеющийся ландшафт.
«Рост рынка облачных услуг будет обусловлен темпами роста цифровизации экономики в целом и бизнеса в частности, продолжающимся трендом на импортозамещение, а также спросом на сервисы и инфраструктуру для решения задач искусственного интеллекта», — подводит итог директор по стратегии Cloud.ru Илья Королёв.
Впрочем, ожидать полного перехода enterprise-заказчиков в публичные облака в обозримой перспективе не стоит, так как часть критических задач такие клиенты будут по-прежнему оставлять у себя. В связи с этим наиболее популярный подход к потреблению ИТ среди крупных компаний — гибридное облако, когда одна часть задач остается на собственных ресурсах, а другая — отправляется на аутсорсинг в облако внешнего провайдера. Именно такой вариант позволяет найти оптимальный баланс между безопасностью и оптимизацией издержек.