Спецпроекты

На страницу обзора
Как ИТ избавляют медиков в регионах от рутины и бумажной волокиты

В крупных российских городах использование современных технологий в медицине стало вполне привычным и для врачей, и для пациентов. Но в большей части страны цифровые решения только начинают входить в ежедневную практику медиков.

Педиатры Нижневартовской детской поликлиники вот уже два года ходят на вызовы с планшетами в руках. Казалось бы, обычная дань времени и современным технологиям. Но такими малозаметными деталями характеризуется цифровой этап в медицине. Он уже заявляет о себе широко и открыто, декларируя новые правила и тренды на уровне всей системы здравоохранения, но самое главное — приносит ощутимую пользу докторам, позволяя им выиграть время и посвятить его пациентам.

К пациентам — с планшетом

Эксперимент по выдаче планшетов врачам-педиатрам начали в Нижневартовске в 2018 г. Всего было закуплено около 70 устройств (по числу участков), которые оснастили приложением «Мобильный врач», входящим в программный комплекс «Здравоохранение» компании «КОМТЕК».

«Сначала мне казалось, что это — не самая хорошая идея, — признается нижневартовский врач Сергей Сингур. — Был страх, что придется заполнять какие-то новые формы, работы станет больше. К тому же, связь не везде работает хорошо — придется бегать и искать, где бы подключиться. Да и сама программа поначалу работала далеко не идеально, но ее быстро довели до ума. Сейчас уже понятно, что идея была хороша и толк от нее реален».

Чем «Мобильный врач» полезен в работе? Прием пациентов в поликлиниках по графику проходит после обеда, а с утра у врачей вызовы к пациентам на дом. Информация об этих вызовах собирается в call-центре детской поликлиники. Чтобы получить к ней доступ, нужно либо прийти в свой кабинет, либо дозвониться до операторов, нагрузка на которых традиционно высока. Даже без коронавируса.

Эксперимент по выдаче планшетов врачам-педиатрам начали в Нижневартовске в 2018 г. Источник: ru.depositphotos.com

С планшетом все гораздо проще. Врач может открыть приложение и увидеть вызовы со своего участка. Все адреса отмечены, если среди них попадаются незнакомые, то можно посмотреть подробности через бесплатные сервисы.

«Пока идешь на вызов или когда уже прибыл на место можно многое узнать про юного пациента. Чем болел и как лечился, какие назначения были раньше. Родители не всегда все помнят наизусть. Да и принимать дела у своих коллег (ведь есть больничные, отпуска и так далее) гораздо удобнее. Не надо разбираться в тонкостях чужого почерка — вся информация обычным шрифтом, черным по белому. На поликлиническом приеме гаджет тоже бывает полезен. Можно в несколько кликов распечатать для родителей пациента список препаратов на курс лечения. Это практичнее, чем писать все от руки», — добавляет Сергей Сингур.

Руководитель службы Нижневартовской городской детской поликлиники Андрей Черкасов считает, что за несколько лет ситуация действительно кардинально изменилась. Если поначалу педиатры не хотели брать планшеты и неохотно ими пользовались, то сейчас наметился даже некоторый дефицит гаджетов и количество устройств нужно будет увеличить.

Новинка оказалась востребована, а ее интерфейс с каждым месяцем становился все более функциональным благодаря вниманию разработчиков.

«Они внимательно относятся к обратной связи и часто идут навстречу врачам, устраняя ошибки в программном коде или подключая новые сервисы и возможности. Этот факт, бесспорно, добавляет популярности программному комплексу, делает его более эффективным», — отметил Андрей Черкасов.

Функциональность решения будет развиваться

«Главное преимущество комплекса «Мобильный врач» заключается в том, что он позволяет нашим докторам выигрывать время, — считает главный врач нижневартовской городской детской поликлиники Татьяна Загинайко. — Пусть понемногу, пусть не во всех аспектах, но результат есть. Врач должен лечить людей — это аксиома. И если он может с помощью ИТ выиграть несколько минут для диагностики, общения с родителями, даже просто раздумий о каждом диагнозе и каждом назначении, то это очень хорошо».

По ее словам, тенденция на цифровизацию медицины и использование мобильных приложений появилась далеко не вчера, но даже в таком богатом регионе, как Югра, она пока широкого распространения не получила. Но ключевое слово здесь — «пока». Татьяна Геннадьевна говорит, что врачам приложение нравится, и опыт работы с ним в ее поликлинике уже накоплен приличный. Специалисты готовы делиться им с коллегами, если те решат внедрять аналогичный комплекс или другие программные продукты компании «КОМТЕК».

Удобств от его использования со временем станет больше. По словам разработчиков, функциональность будет расти и включит в себя буквально все аспекты взаимодействия врача и пациента, в том числе дистанционные формы. Ведь если родители ребенка, например, потеряли дома выписанный рецепт, то им не придется бежать в поликлинику или заново вызывать врача на дом. Процедуру выписки можно будет провести удаленно и даже сразу направить бумагу в нужную человеку аптеку.

Курс на «цифру»

«Профессия медика консервативна и не во всех ее аспектах могут быть полезны гаджеты. Но есть много рутинных задач в работе доктора, при решении которых цифровые технологии могут и должны стать хорошим подспорьем», — считает Татьяна Загинайко.

В нижневартовской детской поликлинике уже половина записей на первичный прием происходит в электронной форме. Люди просто заходят на сайт и «берут талончик» к нужному специалисту. Это минимизирует очереди в регистратуру и упрощает жизнь тысячам людей, особенно в период пандемии. Многие врачи говорят, что мессенджеры позволяют легко коммуницировать с пациентами. С их помощью всегда можно дать полезный совет родителям и держать любого юного пациента на контроле. По телефону не всегда наговоришься, а личный прием иногда можно (и даже нужно) заменять дистанционным общением. Зачем стоять в очереди, где любой сосед может оказаться носителем инфекции, если проще списаться и решить мелкие вопросы.

По мнению Татьяны Загинайко, однажды настанет день, когда гаджеты снизят нагрузку на врачей, позволят им заполнять меньше бумаг и возьмут на себя часть рутинной нагрузки. Многие российские регионы пока далеки от этого и бумажная работа отнимает много времени в медицинской повседневности. Но однажды этот этап минует, что доказывает опыт передовых субъектов федерации и развитых стран мира.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ в здравоохранение 2019
№ 2019 Город Выручка в 2019 г. с НДС, ₽тыс.
1 Москва 1 267 418
2 Москва 850 000
3 Казань 827 700
Подробнее