CNews: Какие средства на информатизацию здравоохранения Республики Башкортостан были выделены в 2011-2013 гг.?
Динара Еникеева: Основной бюджет на информатизацию отрасли здравоохранения был утвержден в рамках «Программы модернизации здравоохранения Республики Башкортостан на 2011-2013 годы» и составлял 586,2 млн руб. Объем средств на 2013 год составлял 97,8 млн руб., что связано с завершением «Программы модернизации здравоохранения» в 2013 году. Большая часть мероприятий информатизации была выполнена в 2012 году.
CNews: Расскажите, пожалуйста, об одном из самых важных проектов в области информатизации здравоохранения – внедрении региональной медицинской информационно-аналитической системы. Какие преимущества эта система дала пациентам?
Динара Еникеева: Самая масштабная работа, проведенная в 2013 году – это внедрение в работу учреждений здравоохранения Республиканской медицинской информационно-аналитической системы Республики Башкортостан (РМИАС). Внедрение РМИАС в Башкортостане началось в декабре 2012 года и проходило поэтапно. Прежде всего, прошел обучение персонал медучреждений. В общей сложности было подготовлено около 17,5 тыс. сотрудников, после чего была введена в эксплуатацию сама система, позволившая решить сразу несколько важных задач регионального здравоохранения.
По всей республике стала доступной электронная запись на прием к врачу, врачи медицинских учреждений получили возможность ведения интегрированных медицинских карт пациентов в электронном виде (в базе Министерства здравоохранения РБ уже хранится около 3,5 млн. ИЭМК - CNews), автоматизирован процесс взаиморасчетов учреждений с территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховыми компаниями.
CNews: Какие еще проекты в сфере здравоохранения вы реализовали в 2013 г.?
Динара Еникеева: В 2013 году также была внедрена система объединенных коммуникаций на базе программного обеспечения Microsoft Lync, которая уже зарекомендовала себя как эффективный инструмент для общения руководителей и специалистов учреждений здравоохранения. Было закуплено оборудование для организации контакт-центра Минздрава РБ, разработан уникальный проект по построению территориально-распределенной системы, где роль операторов выполняют действующие сотрудники регистратур учреждений здравоохранения.
CNews: Насколько информатизация здравоохранения упростила коммуникации?
Динара Еникеева: Масштабная информатизация отрасли позволила ввести в действие систему объединенных коммуникаций. Благодаря ей специалисты обмениваются сообщениями, проводят аудио- и видеовызовы, конференции и другие массовые мероприятия с участием учреждений здравоохранения. Все это значительно экономит время и финансовые средства медицинских работников и руководителей ЛПУ, которые полноценно общаются между собой, оставаясь на рабочих местах.
Безусловно, информатизация коснулась и интересов пациентов. В начале 2014 г. в Башкортостане введен в эксплуатацию контакт-центр Минздрава Республики Башкортостан. С его помощью можно записаться на первичный прием к врачам первичного звена (терапевт, педиатр, гинеколог, стоматолог) медицинского учреждения по месту прикрепления пациента при звонке на короткий номер с мобильного телефона. Для абонентов это услуга бесплатна.
Сейчас за счет использования функционала региональной медицинской информационно-аналитической системы к контакт-центру подключены все центральные районные и городские больницы республики, кроме учреждений г. Уфы, где действует своя единая регистратура. На базе медицинского информационно-аналитического центра в городе Стерлитамак создан центр обработки вызовов, в задачи которого входят задачи по анализу поступивших звонков, прием и обработка «нестандартных» звонков от населения, перенаправленных из регистратур медицинских учреждений. Население уже активно пользуется данной возможностью и на сегодняшний день в контакт-центр Минздрава республики поступило более 100 тыс. звонков.
CNews: Какие инвестиции запланированы на информатизацию здравоохранения в 2014 г.?
Динара Еникеева: Бюджет на информатизацию 2014 г. будет направлен в основном на поддержку внедренных информационных систем. Но в то же время ведется работа по изысканию средств на увеличение производительности аппаратной части и масштабированию РМИАС, что позволило бы работать в системе еще большему количеству врачей республики.
CNews: Расскажите о запланированных на ближайшие год-два проектах, связанных с информатизацией отрасли?
Динара Еникеева: В 2014-2015 гг. будет происходить развитие РМИАС – расширение функционала для более глубокого и всеобъемлющего внедрения системы в работу лечебных учреждений. Прежде всего, это создание специализированных подсистем РМИАС, позволяющих в режиме реального времени вести исчерпывающий мониторинг отдельных групп населения по видам заболеваний, таких как онкологические, сердечно-сосудистые и т.д. К примеру, одной из важнейших задач здравоохранения является совершенствование системы оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями, посредством создания единой информационной базы о больных с болезнями системы кровообращения.
Поэтому в наших ближайших планах стоит задача по внедрению специализированной подсистемы РМИАС «Мониторинг болезней системы кровообращения». Это позволит нам обеспечить выявление и учет пациентов с высоким риском заболеваний сердечно-сосудистой системы; наблюдение за динамикой течения болезни у таких пациентов в режиме онлайн; изучение причин заболевания; контроль над оказанием высокотехнологичной медицинской помощи и целый ряд других возможностей.
CNews: Сталкиваетесь ли вы с проблемами при внедрении проектов?
Динара Еникеева: В общем-то, острых проблем нет. Можно сказать, что сейчас уже идет плановая работа, прежде всего направленная на создание условий для обеспечения отказоустойчивости РМИАС, контакт-центра Минздрава Республики Башкортостан и других информационных систем, внедренных в рамках Программы модернизации здравоохранения РБ.
CNews: Какую роль в здравоохранении, на ваш взгляд, играет информатизация?
Динара Еникеева: Несомненно, ИТ в здравоохранении будет играть очень немаловажную роль, как, в принципе, это происходит уже сегодня, и не только в нашей отрасли. Это общемировая тенденция, и информационные технологии призваны сделать медицинские услуги еще более доступными, а для врачей стать настоящим помощником в работе, в том числе и в принятии экспертных решений.