Спецпроекты

На страницу обзора
Рост рынка ИТ в ритейле достиг показателей 2014 г.

Совокупная выручка 20 крупнейших поставщиков ИТ в ритейл в 2017 г. увеличилась на 22,7% и достигла ₽49,1 млрд. Крупный ритейл завершил переход на онлайн ККТ и готов к реализации новых интересных ИТ-проектов. Для малых и средних торговых предприятий 2018 г. может стать переломным – у них наконец-то появятся первые автоматизированные системы.

Российский рынок розничной торговли понемногу восстанавливается – в 2017 г. он не только прекратил свое падение, но даже показал небольшой рост на 1,2%. Вместе с ним значительно более существенно, чем годом ранее, увеличилась выручка 20 крупнейших поставщиков ИТ в ритейл. Если по итогам 2016 г. она выросла на 11,7%, то в 2017 г. – уже на 22,7% с ₽39,98 млрд до ₽49,1 млрд. Таким образом, темпы роста отрасли практически вернулись к показателю 2014 г., когда они составляли 25,4%. Порог входа в рейтинг в 2017 г. составил ₽250 млн, что почти на 30% больше, чем годом ранее.

Совокупная выручка пятерки лидеров рейтинга составила 70% от совокупной выручки всех его участников, что существенно выше традиционного показателя 60%. Это произошло благодаря почти 3-кратному увеличению выручки компании «Атол», занимавшей в прошлом году 5 место, а теперь переместившейся на первое. Причина такой трансформации очевидна – «Атол» является одним из крупнейших участников инициированного ФНС России и стартовавшего в 2017 г. процесса перехода на онлайн-кассы. В пятерке лидеров также Softline (₽10,7 млрд), Maykor (₽5,8 млрд), ЦФТ (₽2,8 млрд), «Инфосистемы Джет» (₽2,3 млрд).

Динамика рейтинга CNews «Крупнейшие поставщики ИТ в ритейл»

picture_1.png

Источник: CNews Analytics, 2018

Из-за достаточно существенного сокращения выручки (на 39%) в 2017 г. из пятерки лидеров рейтинга исчезла компания «Крок». Также о снижении финансовых показателей в ритейле отчитались «Ай-Теко» (-31%), ЦФТ (-30%) и «Инлайн Груп» (-26%). Для компании «Ай-Теко» это выглядит достаточно логично – в 2016 г. она продемонстрировала головокружительный рост в этом сегменте на 318% – тогда в компании объяснили это рядом проектов для крупных заказчиков. В 2017 г. начала возвращаться к средним показателям.

Как уже было сказано, наиболее успешным 2017 г. стал для компании «Атол» – благодаря участию в проекте внедрения онлайн-касс ей удалось «подрасти» на 272%.

На 113% увеличила свою выручку аутсорсинговая компания НВБС. «К 2017 году компания НВБС подошла с максимальной эффективностью с точки зрения использования внутренних ресурсов компании: квалификации и количества инженерного состава, внутренних процессов и процедур, закупочных и коммерческих возможностей. Можно сказать, был завершен очередной этап зрелости компании, трансформации к профилю «универсальный российский ИТ сервис-провайдер». Это позволило получить значимые для рынка проекты ИТ-аутсорсинга», – комментирует Олег Суворов, директор по развитию НВБС.

Хороший результат показала компания «ДиСи Лоджик» – ее выручка от проектов в ритейле подросла на 80%. «2017 год был очень успешным для компании в целом и для ее подразделения, работающего с ритейлом в частности, – рассказали CNews в «ДиСи Лоджик». – Нам удалось подписать несколько новых договоров с крупными клиентами». 59% рост наблюдался и у компании НАГ.

Каким был 2017 год

По мнению Александра Заржецкого, руководителя дирекции реализации интеграционных проектов компании «1С-Рарус», 2017 г. был достаточно бурным: кто-то рапортовал о динамичном развитии, в основном за счет слияний и поглощений, а кто-то покидал рынок. «Многие эксперты объясняют это негативными факторами: падением спроса населения, снижением активности покупателей, изменением предпочтений и т.п. Я же более склонен искать причины побед и неудач внутри самих торговых компаний. Смогли уловить тенденции рынка – «на коне», не смогли перестроиться – проиграли, – говорит он. – И информационные системы тут играют далеко не последнюю роль. Как правило, в выигрыше компании, которые правильно определили ИТ-стратегию, не делали ошибок и не сократили ИТ-бюджеты ниже допустимого минимума».

Безусловно, самым значительным событием прошедшего года стали модернизация и замена парка ККМ в соответствии с требованиями 54-ФЗ. Огромный объем задач по модернизации касс отразился на общих тенденциях ИТ-рынка: большинство ритейлеров в 2017 г. не спешили начинать параллельные проекты. «Исключения составили те, кто решил совместить замену ККМ с заменой кассового софта. Это коснулось сетей, использовавших устаревшие или малоэффективные программы, которые было проще заменить, чем доработать», – рассказывает Александр Заржецкий.

Небольшой рост ИТ-бюджетов крупных ритейлеров в прошедшем году отмечает Василий Скрынский, вице-президент по работе с ключевыми клиентами Maykor. Однако, по его мнению, гораздо больший интерес представляет эволюция структуры ИТ-расходов игроков розничного рынка. «Все чаще заказчики стремятся перейти от традиционной, абонентской, схемы сотрудничества с сервис-партнером к инновационным моделям аутсорсинга, – уточняет он. – Например, заметное развитие получили сервисы «под ключ». Подобная модель является крайне привлекательной для заказчика, поскольку он оплачивает не набор различных услуг, а конечный результат. Также набирает популярность модель gainsharing, предполагающая участие поставщика услуг в формировании прибыли клиента».

О планах на 2018 год

По мнению Василия Скрынского, в 2018 г. рынок ИТ в ритейле ждут серьезные преобразования. «Крупные ритейлеры постепенно вытесняют хаотичных игроков: независимые аналитики уже сегодня сообщают об увеличении доли федеральных сетей в регионах», – отмечает он. В связи с этим он ожидает серьезного роста спроса на комплексный сервис, обеспечивающий качественное обслуживание и единые стандарты SLA для всех торговых точек сети.

«В крупном ритейле нас ждет бурный год», – согласен с ним Александр Заржецкий. По его словам, в 2018 г. торговые сети намерены приступить к реализации проектов, которые вынуждены были отложить из-за прошлогоднего обновления кассового парка.

Крупнейшие поставщики ИТ в рознице 2017

№ 2017 № 2016 Название организации Город Совокупная выручка от проектов в рознице в 2017 г. (включая НДС, в тыс.руб.) Совокупная выручка от проектов в рознице в 2016 г. (включая НДС, в тыс. руб.) Рост выручки 2017/2016, в %
1 5 Атол* Москва 12 764 400 3 434 692 272%
2 1 Softline Москва 10 752 132 8 900 000 21%
3 2 Maykor Москва 5 833 639 5 592 567 4,3%
4 3 ЦФТ Москва 2 783 664 3 948 712 -29%
5 7 Инфосистемы Джет Москва 2 308 854 1 943 291 19%

Существенные преобразования произойдут также в сегменте среднего и малого ритейла – в 2018 г. на них также распространятся требования 54-ФЗ. «Индивидуальным предпринимателям предстоит замена или даже только начало работы с онлайн-кассами. Для многих, прежде всего в регионах, это будет первым знакомством с автоматизацией, им предстоит перейти от «тетрадок» к автоматизированному учету», – говорит Александр Заржецкий.

На этом фоне можно ожидать роста интереса среднего и малого ритейла к технологиям, которые ранее были востребованы только крупными торговыми сетями. Например, таким как решения для оптимизации закупок и инвентаризации в режиме реального времени, которые станут более доступными после повсеместного внедрения облачных ККТ, продолжает Василий Скрынский.

В 2018 г. ритейлеры будут продолжать инвестировать в развитие, выделять время и средства на внедрение новых технологий, уверен Павел Николашин, начальник отдела по работе со страховыми компаниями и предприятиями торговли «Инфосистемы Джет». «Сейчас ритейлеры отличаются друга от друга не только и не столько ценами и ассортиментом, сколько возможностями донести свое лучшее предложение до покупателя. Эта ситуация порождает новые вызовы для участников рынка, и новые задачи для ИТ в 2018 году», – говорит он.

Таким образом, если состояние российского рынка в целом будет оставаться стабильным, 2018 г. может принести ритейлерам целый ряд новых интересных проектов, причем как в сегменте крупного, так и среднего и малого бизнеса.

Наталья Рудычева

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в рознице 2017
№ 2017 Название организации Совокупная выручка от проектов в рознице в 2017 г. (включая НДС, в тыс.руб.)
1 Атол* 12 764 400
2 Softline** 10 752 132
3 Maykor 5 833 639
Подробнее