Согласно данным Росстата, оборот розничной торговли в России в 2013 г. увеличился на 3,9% против 6,3% в 2012 г. и составил 23,7 трлн руб. 47% оборота обеспечивается сегментом пищевых продуктов, 53% – непродовольственных товаров. Доля розничных рынков и ярмарок в 2013 г. составила 9,5%, что на 1,1% меньше, чем годом ранее.
По данным Retailer.ru, одним из наиболее значимых событий 2013 г. на российском рынке розничной торговли стала смена лидера - X5 Retail Group, впервые с момента своего основания в 2006 г., уступила пальму первенства сети “Магнит”.
Издание отмечает и целый ряд крупных проектов, которые были реализованы на рынке в прошедшем году. Это появление собственного онлайн-магазина и переход к прямым поставкам iPhone в розницу Apple, создание собственной энергосбытовой компании «Магнитом», развитие «Связным» фирменных салонов Apple и Samsung, анонсирование планов по открытию 10 магазинов Cash&Carry бывшими владельцами «Ленты», а также появление интернет-магазина товаров для офиса Metro Cash & Carry.
Продолжается региональная экспансия торговых сетей. Так, петербургский холдинг «Продовольственная биржа», владеющий сетями «Е-да!», «Лайм» и «Полушка», объявил о намерении открыть 10 магазинов в московском регионе, а Metro Cash&Carry подумывает о появлении магазина во Владивостоке. Одновременно в Омске закрылась сеть гипермаркетов локальной сети «Геомарт», а московская сеть мебельных салонов «Диваны и Кресла» избавилась почти от половины торговых точек.
По данным Knight Frank, 2013 г. стал рекордным по количеству международных сетей, вышедших на московский рынок ритейла. В прошедшем году в российской столице появились магазины 45 зарубежных компаний, что в 2 раза больше, чем в 2012 г. 26% новых торговых предприятий относится к сегменту общественного питания – это бренды Nathon‘s, Johnny Rockets, Krispy Kreme, Quiznos и др. На втором месте с показателем 24% рынка – магазины fashion-сегмента, такие как Stella McCartney, Sherri Hill, Takko Fashion.
Knight Frank прогнозирует сохранение высоких темпов выхода на российский рынок крупных международных сетей в ближайшие несколько лет, чему в значительной степени способствует открытие новых торговых центров в московском регионе.
Среди законодательных изменений, оказавших существенное влияние на развитие рынка розничной торговли и его технологическое оснащение, – письмо Федеральной налоговой службы от 10 июля 2013 г. (№АС-4-2/12406) о том, что ритейлеры, принимающие оплату наличными, обязаны выдавать покупателям кассовые чеки непосредственно в момент оплаты. Кроме того, Росалкогольрегулирование заявило о том, что во 2 квартале 2016 г. все кассовые аппараты магазинов должны быть подключены к ЕГАИС.
ИТ и российская розница
Согласно прогнозу IDC Russia Vertical Markets 2013–2017 IT Spending Forecast, в 2013 г. расходы на ИТ в долларовом выражении увеличатся на 7% по сравнению с 2012 г. и составят $38,5 млрд против $36 млрд годом ранее. В долгосрочной перспективе, до 2017 г., средний годовой темп роста составит 6% в долларах. В 2017 г. расходы на ИТ в России приблизятся к $46,7 млрд. Наиболее высокие темпы роста российского ИТ-рынка ожидаются в секторе ритейл – по данным IDC, в среднем 10,7% в год.
Уровень информатизации розничных предприятий остается неравномерным. «Крупный и средний ритейл, который составляют компании с большой филиальной сетью, уже сегодня отличается высоким уровнем автоматизации. Небольшие торговые компании в этом заинтересованы меньше – их основные потребности в данном случае успешно закрываются решениями вроде 1С и современными кассовыми аппаратами», – рассказывает Геннадий Махов, директор по развитию бизнеса в индустрии торговли и страхования компании «Инфосистемы Джет».
В последние годы на рынке наблюдается усиление спроса на автоматизацию со стороны небольших региональных компаний, особенно в таких регионах как Урал, Юг, Дальний Восток. «Местные ритейлеры, что называется, «доросли» и хотят повысить уровень используемых ИТ-решений. Кроме того, им нужны инструменты, чтобы противостоять приходу конкурентов – игроков крупных федеральных сетей или из других регионов», – комментирует Любовь Рыбакова, генеральный директор Borlas Retail.
От базовой информатизации к специализированным решениям
Актуальной задачей сегодняшнего дня является совершенствование уже существующих у ритейлеров систем, а также интеграция в имеющуюся инфраструктуру решений, созданных в соответствии с новыми задачами. В числе таких задач – планирование ассортимента, закупок и покупательская аналитика. «Эти две задачи в ERP-системе решить трудно, – говорит Михаил Бурачков, заместитель директора департамента ERP «КОРУС Консалтинг». – Зависит, конечно, от класса системы. Крупные ERP-системы для управления товарами SAP for Retail, RPAS, MS DAX развивают решения для прогнозирования. А вот беспроводная аналитика – это статистика, преимущественно чисто локальные решения, которые в ERP не встраиваются».
О недостатке у ритейлеров специализированных аналитических инструментов говорят и другие эксперты. «Актуальной проблемой для торговых сетей остаются «разрывы» между информационными системами, выполняющими отдельные бизнес-процессы, и слабая автоматизация процессов, требующих сложного интеллектуального труда, – продолжает Дмитрий Майоров, руководитель направления «Торговые сети» группы компаний CUSTIS. – И если для средних и небольших торговых компаний этот «пробел» можно заполнить ручным трудом и профессионализмом конкретных специалистов, то для крупных ритейлеров, которые имеют дело с десятками тысяч номенклатурных позиций и тысячами точек управления, это становится существенным ограничением. Поэтому сейчас востребованы интеграционные решения, которые позволяют уменьшить количество ручного труда «на стыках» между системами, и ПО, позволяющее упростить принятие сложных решений».
Пока еще диковинкой на российском рынке остаются системы противодействия мошенничеству. «Такие решения позволяют на основе первичных данных из учетных систем выявлять потенциальные факты воровства, – рассказывает Геннадий Махов. – Сегодня мы реализуем ряд подобных проектов для наших заказчиков и, как показывает практика, системы окупаются уже на стадии пилотного внедрения».
На фоне сложившегося в последнее время тренда мультиканальности продаж все большую популярность приобретают системы управления каталогом продуктов (Product Information Management, PIM), позволяющие объединить заказы покупателей, поступающие из различных источников. Такие решения для ритейла предлагают компании IBM и Informatica.
Развитие онлайн-торговли стимулирует потребность в высокопроизводительных ИТ-платформах, способных работать в условиях высоких нагрузок и отвечающих современным требованиям в сфере информационной безопасности. При этом в такие решения должны быть заложены все современные маркетинговые инструменты – улучшенный поиск и навигация, механизмы кросс-продаж, релевантной выдачи предложения на основе анализа действий покупателя на сайте.
Широкое распространение онлайн-торговли приводит к существенному усложнению логистических цепочек ритейлера, а значит и к росту спроса на системы автоматизации логистики и управления складом. «Ритейлеры уже прошли первую волну оснащения ИТ, обзавелись базовыми ERP. Логистика и склад попали во вторую волну, – комментирует Ольга Рубцова, заместитель генерального директора «Техносерв Консалтинг». – Особенно настройка эффективной логистики актуальна для онлайн-торговли, так как этот сегмент зачастую низкомаржинальный. Критически важно оптимизировать «последнюю милю», то есть доставку».
В условиях постоянно растущих требований к сокращению издержек, российские ритейлеры все чаще обращаются к услугам аутсорсеров как при создании инфраструктуры, так и в процессе обеспечения технической поддержки ее функционирования. Крупные торговые сети активно прибегают к услугам аренды ЦОДов, размещая в них не только свои данные, но и используя приложения по модели SaaS. Все более популярными становятся услуги аутсорсинга бизнес-процессов, в частности, создания архивов электронных документов.
Уже не первый год российская розница озабочена внедрением программ лояльности. «Сегодня это не просто способ выделиться, а инструмент, который помогает увеличить объемы продаж с четко просчитываемым экономическим эффектом, – говорит Геннадий Махов. – Соответственно, возросла и потребность заказчиков в таких системах, как Oracle Siebel CRM Loyalty».
Вообще, по мнению Дмитрия Майорова, ключевое отличие ритейла от других отраслей — это большое количество разнородных объектов управления (склады, магазины, у кого-то — собственное производство) и их территориальная распределенность. Кроме того, в сфере торговли чрезвычайно важную роль играют процессы, обеспечивающие работу с розничными покупателями, — информирование через интернет и другие каналы, обслуживание непосредственно в магазине, причем уровень сервиса во всех точках сети должен быть сопоставим. И информационные системы должны быть способны поддерживать распределенность, работу с большими объемами данных и сложные «фронтовые» процессы, обеспечивающие должный уровень сервиса для покупателей.