18 лет переговоров потребовалось на вступление в силу соглашения о присоединении РФ к Всемирной
торговой организации. Россия стала 156-м членом ВТО. Безусловно, в большей или
меньшей степени, интеграция в ВТО и установление новых правил игры отразятся на
всех секторах экономики РФ, в том числе на отрасли ИКТ. И влияние это будет
нарастать. Чего же ждать больше — выгод или потерь? Как повысить конкурентоспособность? Какие механизмы будут эффективны? Поможет ли объединение игроков отрасли и
использование механизмов саморегулирования интеграции в ВТО?
Шаг в неизвестность
Путь вступления в ВТО для России оказался весьма непростым. Повлияли на
это затянувшийся на годы переговорный процесс, решение политических вопросов и
поиск компромиссов с другими странами-членами объединения.
На сегодняшний день основные обязательства по условиям ВТО Россия уже
выполнила и новые таможенные условия на большинство товаров уже действуют. И с одной
стороны, присоединение к ВТО открывает бесспорные возможности, среди которых: доступ
к мировым рынкам, улучшение делового климата, повышение инвестиционной
привлекательности российского бизнеса и рост объёмов внешней торговли.
Так или иначе, без повышения конкурентоспособности, ведение работы в условиях членства в ВТО для российского бизнеса, особенно средних и небольших компаний, без подготовки, может стать испытанием на прочность. И в первую очередь компаниям телекоммуникационной и ИТ-отрасли нужно озаботиться повышением качества продуктов и услуг. Как инструмент повышения качества и интеграции в ВТО можно использовать механизмы саморегулирования, которые уже успели опробовать некоторые компании ИКТ-отрасли, в частности системные интеграторы и операторы связи, вступив в саморегулируемые организации (СРО).
Саморегулирование уже затронуло компании ИТ-отрасли
Напомним, что в России обязательное саморегулирование взамен
лицензированию в строительной отрасли (изыскания, проектирование, строительство
и монтаж) введено с января 2010 г. Поскольку проектирование и монтаж
слаботочных систем в отдельных случаях попадает под действие этого же
«строительного закона», то волей-неволей ИТ-компании стали участниками данного
процесса и, соответственно, были обязаны вступить в СРО.
С введением саморегулирования компаниям стало необходимо подтверждать
свое соответствие установленным требованиям и нормам СРО и получать допуск
для выполнения ряда проектных и монтажных работ. Например, в проектировании это
вид работ 5.6 — по подготовке проектов
наружных сетей слаботочных систем, а в монтаже это вид работ 32.8 — по контролю при
строительстве, реконструкции и капитальном ремонте сооружений связи. Также под
саморегулирование попали все внутренние и внешние работы по «слаботочке» на
особо опасных объектах.
В результате скороспешных действий после вступления в силу закона
компании ИКТ-отрасли мелким бисером рассыпались по строительным, не профильным
для себя СРО, где им приходится приспосабливаться под ментальность требования чужого рынка и нести финансовую
ответственность за ущерб, который может быть причинен действиями и работами
строительных коллег по СРО. И только их малая часть успела «сориентироваться на
местности» и попала в «свои» отраслевые ИТ-СРО, предельно снизив возможные
риски по лишним выплатам.
Николай Зароченцев, заместитель генерального директора ЗАО
«В-Люкс (в
соответствии с допуском СРО эта компания выполняет работы, связанные с
возведением объектов связи, проведением сети цифрового телевизионного вещания в
разных регионах), отмечает, что, на
его памяти, за всё время существования отрасли ИТ и кабельного телевидения не
было ни одного смертельного случая. Максимальную
опасность в этих случаях представляет отрыв кабеля от стены или спутниковой
тарелки. У строителей мостов, туннелей, шахт, домн и гидроэлектростанций риск и
ущерб от аварий значительно выше. Вспомним Саяно-Шушенскую ГЭС. Очевидно, что для компенсации нанесенного ущерба
страховки гражданской ответственности непосредственного виновника аварии не
хватит и будет задействован общий компенсационный фонд СРО, который в
дальнейшем должен будет восполниться за счет средств компаний-членов этой СРО.
Политическое кредо
На практике в разных отраслях существуют как обязательные СРО, без членства в которых практически невозможна профессиональная деятельность, так и добровольные. В первом случае Законом предписываются требования, которые должны выполнять саморегулируемые организации и занятие производственной деятельностью без свидетельства СРО квалифицируется как незаконная предпринимательская деятельность. Во втором - членство в СРО является лишь неким сертификатом качества для заказчика. Правовые основы саморегулирования в России были законодательно закреплены в 2007 году ФЗ-315, в то время как за рубежом саморегулирование берет свое начало гораздо раньше и степень его развития существенно выше.
Сегодня в России не более 30 направлений саморегулирования, а
обязательных — в 3 раза меньше. По сравнению с Европой и США, саморегулирование
в нашей стране делает только первые шаги. Однако переход от лицензирования к
саморегулированию в разных сегментах экономики — уже сложившаяся тенденция, при
которой функции регулирования по все большему числу направлений деятельности передаются
от государственных регуляторов к профессионалам бизнес-сообщества.
На конференции «Трансформация российского рынка инфокоммуникаций
в условиях ВТО» генеральный директор ИТ-СРО «Ярд» Александр Любинский отметил, что одним из драйверов
процесса перехода к саморегулированию является то, что решение многих проблем
отрасли государственные структуры теперь могут перекладывать на самих игроков
рынка. СРО – это объединение экспертов, профессионалов, обладающих
колоссальным опытом, которые разрабатывают для самих же себя правила производственной
деятельности, осуществляют контроль и отвечают за их выполнение. Использование
в ИТ-отрасли данной организационной модели может серьезно помочь интеграции в
ВТО и попутно решит ряд таких проблем, как разработка отраслевых стандартов,
повышение качества и безопасности работ, непрерывное повышение квалификации
работников, прозрачность компаний и их
отношений, вытеснение с рынка компаний-однодневок, внятная ответственность за
результат, в первую очередь финансовая, через создание компенсационных фондов и
обязательное страхование членов СРО.
Никто лучше игроков отрасли не знает ее реальные потребности.
Поэтому правила поведения и нормы соответствия может и должно устанавливать само
бизнес-сообщество. Ну и конечно, данная инициатива должна быть поддержана на
государственном уровне и быть обязательной для всех компаний, то есть саморегулирование
должно быть закреплено законодательно и подразумевать полную ответственность за
качество работ и продукции.
По
мнению Мартина Аракеляна,
заместителя директора Департамента системных решений IBS, саморегулирование
только положительно повлияет на качество работы и конкурентоспособности
компаний в том случае, если будет обеспечивать оперативный, объективный, но не
навязчивый контроль, понятные и прозрачные условия (регулирование рынка,
требования к квалификации и подготовке персонала, регламенты обеспечения
безопасности и другое), одинаковые для всех участников. То, как это сегодня
происходит в строительной отрасли, понятным и прозрачным назвать сложно.
Эксперт отмечает, что проблемы, которые могло бы решить саморегулирование
ИКТ-отрасли, по большому счету, такие же, как и в любой другой отрасли и роде
деятельности. Это и снижение бюрократических барьеров в отрасли, равноправный
диалог с властными структурами,
разработка регламентов и других правил деятельности, формирование коллективной
ответственности, оперативный контроль над деятельностью участников.
Естественно, нормативная база должна измениться, обязательное членство в
строительных СРО должно быть пересмотрено, а то «Боливар не вынесет двоих».
Ситуация со стандартами в ИКТ-отрасли: проблемы и ожидания
За период ведения переговоров по ВТО российское законодательство постепенно приводилось в соответствие международным нормам. Однако некоторые обязательства еще не выполнены. Кроме того, не решены вопросы с внутренними рекомендациями и стандартами отрасли. А, как известно, любые цивилизованные отношения участников отрасли должны опираться на стандарты деятельности.
Нельзя
не упомянуть, что во времена СССР стандарты худо-бедно, но практически полностью пронизывали все народное хозяйство:
к началу 90-х их было не менее 30 тыс.,
вплоть до стандартов на рисовую шелуху, дегустацию водки и дубовые
желуди. Как не вспомнить ГОСТы, ОСТы, ТУ, СТп
и нормативную литературу? Для аппаратуры и оборудования связи стандарты
выпускались с кодировкой Э5. С умилением старожилы вспоминают издававшиеся
тогда Ценники Госстроя. Сегодня с бурным развитием технологий ситуация коренным
образом изменилась. Стандарты не успевают за развитием отрасли. Тот же Закон о
связи, который 10 лет не дорабатывался, только в наши дни начинает претерпевать
изменения. Многие стандарты не согласуются между собой. Нет единой терминологии.
Заказчик в конкурсах не может внятно сформулировать, чего он хочет.
Проблемы | Ожидания |
Стандарты не успевают за развитием отрасли | Квалификационные стандарты |
Стандарты не гармонизированы | Виды услуг |
Слабая поддержка на государственном уровне | Типы оборудования и систем |
Оценка трудозатрат | |
Требования к документации |
У государства нет необходимых ресурсов для исправления ситуации. Поэтому во многом эту задачу помогут решить саморегулируемые организации. Пример из строительной области. Национальное объединение проектировщиков и Национальное объединение строителей, привлекая саморегулируемые организации, не дожидаясь результата от государственных институтов, самостоятельно разрабатывают СНиПы и обеспечивают их соответствие еврокодам. Минрегиону в одиночку было бы проблематично справиться с этой задачей. Программы ВУЗов устарели. Предприятия получают молодых специалистов, которых в ряде случаев приходится обучать практически заново. Во главу угла надо ставить наличие квалификационных стандартов, под которые создавать соответствующие программы образования. Отрасль сегодня нуждается в подробном описании в виде стандартов видов услуг, систем и оборудования, стоимостных показателей деятельности, правил выпуска проектной и рабочей документации. Практика показывает, что любая систематизация и упорядочивание ведут к снижению коррупции.
Эксперты не видят угроз от вступления в ВТО
Интересный факт — в 2003 г.
Министерство по связи и информатизации направило в адрес Ассоциации предприятий компьютерных и
информационных технологий (АП КИТ) предложение
«высказать
свое профессиональное суждение о необходимости принятия мер по защите отечественного
рынка и производителей ИТ-услуг и включения соответствующих положений в
переговорную позицию России при вступлении в ВТО по сектору услуг —
Компьютерные услуги». Из письма АП
КИТ в адрес Министерства: «Последовательно выступая за снятие административных барьеров на
пути развития ИТ-индустрии, ассоциация АП КИТ не видит оснований вводить ограничения по указанным в письме пунктам».
«С тех пор позиция АП КИТ не изменилась, — отмечает Николай Комлев, исполнительный директор АП КИТ. — Конечно, хотелось еще в 90-е гг.
поддержать существовавших тогда разработчиков отечественных текстовых
редакторов и других продуктов. Но все мировые вендоры были в России уже тогда
вне привязки к ВТО. Так что со вступлением мы в ИТ ничего не теряем, а
приобретаем шанс на повышение прозрачности деятельности госорганов, особенно
таможни».
Сейчас
АП КИТ лоббирует присоединение России к соглашению Information
Technology Agreement (ITA) — это одно из соглашений ВТО. Россия
много лет в ходе переговоров о вступлении в ВТО заявляла о намерении
присоединиться и к ITA. Позиция изменилась буквально за месяцы до вступления. По
сути, это соглашение о беспошлинной торговле электронными товарами и
компонентами. Страны подписанты ITA производят более 90% всей техники. Сегодня
в России пошлины на комплектующие и компоненты выше пошлин на готовые изделия,
поэтому в течение 15 лет производство «железа» в России драматически
сократилось ввиду экономической бессмысленности. Взимание пошлин стало
самоцелью для наполнения бюджета. «С позиций использования механизмов
саморегулирования ИТ-отрасль могла бы в рамках ЕЭК оперативно обновлять
таможенные коды. Новые типы ИТ-продукции появляются очень быстро. Чиновники
просто не успевают и не могут обновлять справочники» — отметил эксперт.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих
Помощь регулятору в разработке отраслевых стандартов; Дополнительный инструмент интеграции в ВТО; Повышение конкурентоспособности российских участников рынка; Ускорение развития отрасли через повышение квалификации персонала, через использование современных, отвечающих требованиям времени, стандартов и технологий; Повышение прозрачности бизнеса, снижение коррупции, добросовестная конкуренция.
Андрей Давидюк, председатель правления ИТ-СРО «Ярд», комментирует: «Темпы развития отрасли опережают темпы законотворчества регулятора. Сегодня регуляторы в силу объективных причин не успевают за развитием отрасли и поэтому им надо помогать. Не решив в полной мере задачу самоорганизации, невозможно обеспечить эффективную защиту как игроков отрасли, так и экономики в целом в условиях нового для России формата торговых взаимоотношений, в котором работают страны-участники ВТО».