Дебиторская задолженность населения остается одной из самых острых проблем российского жилищно-коммунального хозяйства. По данным компании «Секвойя кредит консолидейшн» в 2016 г. долги за услуги ЖКХ выросли на 10%, достигнув отметки в p275 млрд. Современные технологии помогают эффективно управлять дебиторской задолженностью в коммунальном хозяйстве.
По оценкам экспертов, в настоящее время порядка 80% всей задолженности напрямую связано с отсутствием системного подхода к работе с должниками. В свою очередь, отсутствие в организации правильно выстроенной претензионно-исковой работы приводит к дальнейшему росту задолженности. Итог – компания теряет прибыль.
От грамотно построенного претензионно-искового процесса зависит успех в работе с должниками и возможность сведения к минимуму судебных расходов и временных затрат. Профессиональное составление претензии, основанное на законодательной базе, существенно повышает шансы на досудебное взыскание задолженности, а правильно оформленная исковая документация оказывает непосредственное влияние на исход всего дела.
Сегодня проблему эффективного управления дебиторской задолженностью невозможно решить без наличия современной информационной системы для автоматизации бизнес-процессов по работе с неплательщиками. Таким IT-решением является разработанная компанией «Технолоджи систем – инновации» Автоматизированная система управления претензионно-исковой работой (АСУ ПИР).
Ситуация с дебиторской задолженностью в ЖКХ
Источник: «Технолоджи систем-Инновации», 2017
Данная ИТ-система разрабатывалось под задачи отрасли ЖКХ, при этом особое внимание уделялось отраслевым бизнес-процессам и особенностям работы юридической службы. Бизнес-процессы, автоматизируемые АСУ ПИР, а также формы документов, формируемые системой, разработаны при участии Коллегии адвокатов «Юков и партнеры», входящей в топ старейшего и наиболее авторитетного в юридической среде международного оценочного рейтинга Best Lawyers.
Механизм пошагового ведения делопроизводства, а также массовых операций дает кратное снижение трудозатрат на осуществление рутинных процессов. С АСУ ПИР работу с должниками можно доверить 1-2 специалистам с невысокой юридической квалификацией. В свою очередь, сотрудники с высокой юридической квалификацией могут посвятить свое время работе с нестандартными делами.
АСУ ПИР позволяет в полной мере использовать преимущества подачи документов в электронном виде. Система в автоматическом режиме готовит электронные исковые документы, подписанные электронной цифровой подписью, и полностью соответствующие требованиям регламентирующих НПА (корректное название, формат и размер файла). Сформированные в АСУ ПИР пакеты электронных документов полностью готовы к подаче в суд в электронном виде и не требуют никаких дополнительных действий. Таким образом, существенно сокращается время обработки судом исковых документов, передачи электронного исполнительного листа и списания средств со счета должника.
АСУ ПИР может быть поставлена как самостоятельное решение, интегрируемое с любой расчетной системой заказчика, так и в составе АСУ ЖКХ «Биллинг», разработанной компанией «Технолоджи систем – инновации» для автоматизации централизованного расчетного и информационного обслуживания в рамках территориально-распределенной структуры офисов обслуживания.
Архитектура АСУ ПИР
Источник: «Технолоджи систем-Инновации», 2017
Универсальная шина данных позволяет быстро интегрироваться в действующую инфраструктуру и обеспечивает полноценный обмен данными в режиме реального времени с учетной/биллинговой системой например, с «1С» и внешними информационными системами, например, ГАС «Правосудие».
Применение инструментария BPMS (Business Process Management System) делает возможным гибкую настройку бизнес-процессов с поддержкой версионности. В случаях, когда в системе произошли изменения бизнес-процесса (например, по причине изменений в законодательстве), дела, созданные ранее, сохраняют свое соответствие бизнес-процессу, актуальному на момент создания, несмотря на текущие изменения.
Внедрение АСУ ПИР приведет к существенной оптимизации деятельности по ведению претензионно-исковой деятельности, и, как следствие, к снижению дебиторской задолженности и улучшению финансовых показателей организации.