CNews: Каждый исторический период в ИТ-отрасли проходит под эгидой какого-нибудь доминирующего тренда (мы помним «эпохи» начальной автоматизации, ESB, ERP, «мобильности», BPM и т.п.). Что сейчас доминирует в отрасли системной интеграции? Какие тренды придут на смену сегодняшним, и когда это будет?
Александр Гольцов: В настоящее время нет какой-то ярко выраженной технологической тенденции – отрасль уже достаточно зрелая. Даже сравнительно новые громкие направления – большие данные, интернет вещей, блокчейн, машинное обучение, SDN – уже используются в индустрии, более-менее понятны их место и роль.
Современный исторический период в развитии российских ИТ, скорее, можно охарактеризовать как прагматический. Компании не следуют тенденциям, а внедряют необходимые именно конкретному предприятию ИТ-системы для оптимизации бизнес-процессов, для качественного оказания собственных услуг конечным заказчикам и прочего. Это могут быть системы инвентаризации, управления производством, или же – решение задач интеграции ИТ-систем при слиянии компаний.
Настоящий период характеризуется тем, что нет одного явно лидирующего вендора или небольшого их числа, появились интересные решения от новых игроков рынка, в том числе и отечественные системы.
Наверное, стоит отметить только одну тенденцию, которая связана скорее с законодательством РФ, а не технологиями. В последнее время появился целый ряд федеральных законов об информационной безопасности и использовании локальных разработок, которым игроки рынка обязаны следовать.
CNews: В России поставщики ИТ и ИБ взялись за проекты по защите критической инфраструктуры, поскольку по воле государства образовался целый рынок для новых решений. Что происходит в этой области – подтвердила ли реальная жизнь необходимость закона о защите КИИ? Чего сейчас не хватает рынку?
Александр Гольцов: Конечно, закон о безопасности критической информационной инфраструктуры расширил рынок для поставщиков решений и услуг, но говорить о принципиально новых продуктах в данном случае будет, пожалуй, некоторым преувеличением. С точки зрения правового регулирования есть определенная преемственность, и основные подходы к построению систем безопасности по новому закону существенно схожи с тем, что мы уже видели в задачах защиты ключевых систем информационной инфраструктуры, критически важных объектов, государственных информационных систем.
Необходимость в законе, безусловно, есть. Как в России, так и в мире мы видим возрастающее число компьютерных атак на организации. Некоторые из них получают широкую известность, как например, эпидемии программ-шифровальщиков, которые приводили к нарушению деятельности или иному экономическому ущербу организаций различных сфер и масштабов, в частности топливно-энергетического комплекса, металлургии, транспорта. Среди последних примеров можно вспомнить атаку в Венесуэле, при которой произошло массовое отключение электричества практически во всей стране. Инциденты безопасности такого профиля могут иметь последствия, выходящие за пределы отдельных организаций, и приводящие к негативным социальным, политическим, экологическим последствиям, поэтому регулирование вопросов безопасности критических инфраструктур необходимо.
С точки зрения потребностей рынка выделю два момента: во-первых, это нехватка кадров на рынке – закон вступил в силу, для его реализации от организаций требуются ресурсы, в том числе человеческие; во-вторых – это необходимость развития на нашем рынке решений и сервисов по преактивному выявлению и противодействую угрозам и компьютерным атакам, в частности, темы Threat Intelligence, которая достаточно нова на отечественном рынке, но без которой невозможно эффективное противодействие указанным атакам.
CNews: У вас ведутся проекты по защите КИИ? Что вы делаете в этом направлении?
Александр Гольцов: Проекты по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры мы ведем достаточно давно. Для большинства организаций, с которыми мы работаем, к текущему моменту уже выполнены первоочередные шаги по реализации требований закона, в частности проведено категорирование объектов.
На текущий момент накоплен опыт работы с организациями различных сфер, попадающих под действие закона. В первую очередь это ТЭК, металлургия, энергетика, транспорт, связь.
Вместе с некоторыми нашими постоянными заказчиками к задачам реализации требований мы приступили превентивно, еще до вступления в силу действия закона. В данных случаях уже с конца прошлого года мы осуществляем внедрение отдельных подсистем ИБ и передачу в опытно-промышленную эксплуатацию заказчикам.
CNews: А как обстоят дела с потребностью заказчиков в SecaaS, в автоматизации процессов ИБ? Что интересного здесь происходит?
Александр Гольцов: Направление SecaaS в целом – услуги информационной безопасности как сервис, расследование инцидентов, консультационные услуги – очень перспективное. Решения по модели SecaaS становятся все более популярны – главным образом, по причине большей скорости развертывания и малого временного промежутка между началом работы и получением реального эффекта. Оно непростое, и не всякий заказчик согласится на передачу прав управления собственной ИБ на сторону. Но для ряда заказчиков это жизненно необходимо, так как содержать собственную службу ИБ бывает очень сложно и достаточно дорого, особенно в текущих условиях кадрового дефицита в отрасли. В первую очередь это может быть ориентировано на средний бизнес, на компании, которые работают в сети и бизнес которых связан с сетью.
Не меньше вырос интерес наших заказчиков к теме автоматизации процессов ИБ. В современном мире организации уже не могут существовать без применения быстро развивающихся ИТ-систем. И, если не применять активно адаптирующиеся защитные меры, эти системы становятся весьма привлекательной целью для киберпреступников. На передний план в деле обеспечения безопасности выходят оперативность и своевременность адаптации мер защиты к постоянно меняющемуся ландшафту ИТ-систем.
Достижение необходимой скорости становится возможным благодаря применению средств автоматизации задач ИБ и оркестрации работы средств защиты, также известных как системы управления рабочими процессами ИБ (WMS, Workflow Management Systems). Существенным является факт, что данные проекты также включают в себя значимый пласт работ по консалтингу, подкрепляющих функционирование SOC заказчика необходимыми процедурами и регламентами.
CNews: Нацпроект «Цифровая экономика» неумолим, есть сроки этапов, на которые ориентируются заказчики. Какие продукты вы предлагаете? Они есть в Реестре отечественного ПО? Что в них нового?
Александр Гольцов: Импортозамещение в ИТ-отрасли в первую очередь связано с бюджетом на проекты – если отечественное решение дешевле и не уступает по качеству зарубежному аналогу, безусловно, будет применяться оно. Самый острый вопрос для российских производителей – это рынок сбыта, окупаемость, инвестиции в развитие продукта.
В качестве примера очень быстрого замещения импортных продуктов отечественными можно привести отрасль ИБ, и регулятор в лице ФСТЭК тут играет ключевую роль. За последние несколько лет появился практически полный спектр отечественных решений по ИБ, и у этих решений есть хороший рынок благодаря регулятору.
Также нам «помогают» и зарубежные производители, которые в последнее время все чаще внезапно перестают работать в России. Последний пример – SPLUNK, который без предупреждений перестал работать в России, но уже найден отечественный аналог. Аналогичный пример можно привести с компанией Fox IT и ее продуктом Data Diode: компания перестала поставлять оборудование в Россию под наш действующий контракт. Нам буквально пришлось сделать собственный продукт АПК «InfoDiode», который в итоге обходится заказчикам гораздо дешевле, при том, что во многом это более функциональное решение.
Есть зрелые отечественные решения по коммутации трафика, есть системы класса CRM/BPM/ERP и прочие. Плохо пока обстоят дела с клиентским ПО. Не потому, что нет решений – причина в доминировании Microsoft. Изменить текущую ситуацию будет очень непросто и болезненно.
CNews: Как вы оцениваете готовность государственного и муниципального рынка перейти через пару лет на российское оборудование и ПО, как это предписывает «Цифровая Россия»?
Александр Гольцов: Могу сказать, что по многим направлениям ИТ-отрасли готовность есть. Если вдруг завтра будет запрещено покупать импортное оборудование и ПО, полноценные аналоги которых есть у российских разработчиков, ничего страшного не случится. Есть инерция и страх, из-за чего многие государственные органы продолжают приобретать зарубежные системы, как раз тут основную роль может сыграть регулятор. В целом для отечественной ИТ-индустрии роль государства – ключевая.
CNews: Какие новые технологические решения стали обретать реальное воплощение?
Александр Гольцов: Давайте поговорим о сетевых технологиях. Парадокс в том, что в последние годы мы очень много обсуждаем такие вещи, как виртуализацию, кластеризацию, автоматизацию и т.д., но, почему-то, практически забыли о том, что сети – особенно территориально-распределенные – уже долгие годы существуют в практически неизменном состоянии. В то время как именно качество работы сети имеет наибольшее влияние на работу всей ИТ-инфраструктуры и, в конечном итоге, на бизнес-процессы предприятия. Доступность бизнес-критичных сервисов, соблюдение политик информационной безопасности, скорость внесения изменений, снижение TCO и операционных издержек и прочее – в основе всего этого лежит правильная сетевая инфраструктура.
Вернемся к технологиям, предлагаемым сегодня ведущими производителями. Технология SDN (программно-определяемые сети) уже используется у многих заказчиков, которые строят ЦОДы. Технология стала зрелой, ее эффективность не вызывает сомнений, поэтому мы видим ее востребованность. Также начинает использоваться SD-WAN. Нужно отметить, что эти технологии не несут ничего нового для пользователя с точки зрения потребления продукта, но они повышают эффективность управления сетью, сокращают стоимость владения и т.д. То есть дают как раз то, что позволяет предприятию быть конкурентоспособным. Как только новые разработки перестают быть маркетинговым флагом и потребителю становится видна именно эта эффективность – они внедряются.
CNews: Опыт каких проектов 2018 года вы считаете наиболее полезным?
Александр Гольцов: Самым масштабным проектом 2018 года для АМТ-ГРУП стал проект по обеспечению доставки и распространению цифровых ТВ-сигналов Full HD с применением технологий IPTV и DVB-C на объектах проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Важнейшую роль в его успехе сыграло наше участие в прошлогоднем Кубке Конфедераций. Хотя там и были задействованы всего четыре стадиона, мы поняли особенности работы на таких мероприятиях, получили опыт и подготовили решение для Чемпионата на его основе.
В прошлом году во время Чемпионата мира 8500 телевизионных экранов и 3000 рабочих мест комментаторов на медиа-трибунах транслировали матчи в режиме реального времени. На этом проекте у нас работала команда из 180 специалистов. Важный момент – впервые в проекте национального масштаба практически все использованные технические решения, включая коммутационное оборудование, были реализованы российскими компаниями. В сотрудничестве с компанией «Элтекс» мы смогли создать абсолютно новое техническое решение, необходимое для предоставления услуги с заданными параметрами. Программно-аппаратное решение, разработанное АМТ-ГРУП совместно с другой российской компанией – Elecard, – позволило организовать единую систему трансляций, включая захват и кодирование SDI-сигнала, с его последующей передачей и воспроизведением на телевизорах внутри стадионов, на комментаторских позициях, в VIP-ложах, раздевалках и т.д.
Реализовать этот проект с каким-либо иностранным производителем за такой срок было бы просто нереально. Кроме того, наше сотрудничество с российскими производителями на этом проекте позволило значительно сократить его бюджет.
CNews: Расскажите, пожалуйста, о других интересных направлениях и проектах.
Александр Гольцов: Если говорить о технологических направлениях, хотелось бы отметить, что мы всегда стремимся предлагать своим заказчикам новейшие разработки для повышения эффективности их бизнеса. Так, в прошлом году в сети «ЛОР Клиника № 1» была внедрена система голосового заполнения медицинских протоколов «Voice2Med», внедрение стало одним из первых в России. Благодаря использованию системы врачи смогли значительно повысить эффективность работы с пациентами за счет автоматизации процесса заполнения медицинской документации. Кроме того, использование системы помогает администрации клиники обеспечить соблюдение требований регулирующих организаций к осуществлению медицинской деятельности. Хочу отметить, что это решение также российское, разработка компании ЦРТ.
В 2018 году одной из актуальных задач для заказчиков из любой отрасли экономики было обеспечение качественной и бесперебойной работы ИТ-инфраструктуры для стабильного предоставления сервисов. Нашими специалистами было реализовано несколько проектов в этой области. Например, для Государственного Рязанского приборного завода была разработана и внедрена комплексная система контроля качества корпоративной сети передачи данных. Многоуровневый стек систем и решений, охватывающих всю ИТ-инфраструктуру предприятия, позволил сделать ее более сервисно-ориентированной и направленной на экономное и эффективное решение стоящих производственных задач. В этом проекте уже наши собственные разработчики создали эту систему на базе open-source решений.
Также из интересных проектов прошлого года – на базе open-source решения с применением технологий интернета вещей и компонентов российского производства нами была создана централизованная система мониторинга информационной и инженерной инфраструктур для ФГУ «Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук» (ФИЦ ИУ РАН).
Подводя итог – по сути, мы на своих проектах видим, насколько реальным уже сегодня стал процесс импортозамещения.
CNews: Планируете ли вы каким-то образом трансформировать бизнес компании в ближайшие годы, и если да, то что нового будет?
Александр Гольцов: План у нас достаточно простой и консервативный, отражающий реалии отечественного рынка. С точки зрения бизнеса – снижение издержек, повышение эффективности управления.
С точки зрения технологического направления – кроме текущих компетенций в приоритете ориентация на отечественных производителей, совместная разработка и доработка, технологическое партнерство, разработка собственных продуктов для нашего рынка. Просчитываем возможности выхода на зарубежные рынки с нашими продуктами.