Ремонты и обслуживание оборудования по фактическому техническому состоянию — устойчивый тренд, к которому стремятся промышленные компании. Такая стратегия позволяет достичь баланса между необходимой производительностью активов с одной стороны и эксплуатационными затратами с другой. Используя телеметрию, инновации в обработке больших данных и сложные математические алгоритмы, современные ИТ-решения помогают переходить к ремонтам «по состоянию». Для этого необходимо не только определять текущее состояние актива, но и в автоматическом режиме вырабатывать рекомендации по устранению инцидентов и формировать оптимальный сбалансированный план работ.
Зачем нужно оптимизационное планирование ремонтов
Оптимально-сбалансированный график ремонтов — это план, который учитывает множество критериев и параметров, ограничений и возможностей предприятия для проведения работ по техническому обслуживанию оборудования.
Часто эксплуатирующие службы не знают реального технического состояния и его прогноз, что влечет за собой увеличение бюджета на ремонты. К тому же при реализации ТОиР на предприятии выявляются несоответствие необходимых объемов работ, выделенных средств, имеющихся запчастей, загрузки ремонтных бригад и других условий. Разрешить эту задачу так, чтобы получить при существующих ограничениях наиболее эффективные варианты планов, способны интеллектуальные системы, работающие на основе прогнозной аналитики, искусственного интеллекта и машинного обучения.
На что влияет умное планирование ремонтов
Применение высокотехнологичных инструментов позволит дополнить существующую в компании автоматизацию процессов ТОиР и повысить их эффективность. Раньше планирование происходило вручную в Excel или на бумажных носителях с использованием личной экспертизы и накопленного годами опыта сотрудников. Затем появились средства балансировки, проверяющие доступность ресурсов (МТР, персонала), которые стали помогать распределять работы в графике, экономя время планировщика. Сейчас средства балансировки пользуются спросом во многих компаниях. При этом назначение работ на выявленные инциденты по-прежнему происходит на основании экспертизы отдельного работника, а совместные планы-графики цикловых и сверхцикловых работ разрабатываются вручную.
«Сегодня предприятиям необходим комплексный подход, когда система не только осуществляет балансировку уже назначенных работ, но и предоставляет автоматические рекомендации, какие технические воздействия требуется назначить для устранения выявленных инцидентов в работе оборудования. Современные решения могут самостоятельно расставлять цикловые и сверхцикловые мероприятия ТОиР в оптимальный график, проводить балансировку, предоставлять планировщику всю необходимую аналитическую базу, чтобы оценить и принять предлагаемый план работ или провести корректировки», — рассказывает руководитель направления проектирования корпоративной архитектуры компании Clover Екатерина Баклунова.
Как разработать план техобслуживания
На первом этапе оптимизационного планирования происходит оценка технического состояния активов предприятия. Данные для оценки технического состояния поступают с датчиков оборудования, средств стационарной и мобильной диагностики. На основе алгоритмов и математических моделей в режиме реального времени выявляются инциденты: отказы, предотказные состояния, нарушения режимов эксплуатации оборудования. В результате производится расчет интегрального индекса здоровья оборудования с определением его остаточного ресурса.
На втором этапе проводится соотношение полученных показателей и остальных условий на предприятии. Данные технического состояния, график планово-предупредительных ремонтов, данные технологических карт, критичность оборудования, а также имеющиеся ресурсные ограничения по запасам, ремонтным местам и бригадам поступают в модуль оптимизационного планирования. Здесь с использованием математических алгоритмов происходит многомерная оптимизация при всех заданных ограничениях. В результате пользователь получает оптимальный сбалансированный график ремонтных работ с учетом технического состояния объекта. В такой график входит вся необходимая информация для поддержки принятия решений
Дальше план работ направляется ответственным для анализа и корректировок, согласования и исполнения. После выполнения ремонта в автоматическом режиме проводится анализ качества его выполнения. Основная идея — сравнить техническое состояние оборудования до и после ремонта и рассчитать удельные индексы повторяющихся инцидентов. По итогам этого этапа появляется видение, как проведенные технические воздействия влияют на состояние оборудования и как можно повысить их эффективность. Например, оптимизировать перечень работ для устранения инцидентов.
Такой комплексный подход влияет на эффективность времени работы планировщика, увеличивая производительность труда, а также на показатели надежности оборудования и бюджет ТОиР.
От чего зависит успешность проекта
Достижение высоких показателей и успешность проекта зависит от многих факторов. Например, важен текущий уровень автоматизации процессов ТОиР в компании и качество ведения нормативно-справочной информации. Потребуются модели оборудования, детальные справочники соответствия работ и инцидентов, которые в дальнейшем будут уточняться с помощью статистики устранения инцидентов.
Отдельным блоком подготовительных работ является интеграция в существующую ИТ-архитектуру предприятия. Важно спроектировать и реализовать связь со смежными системами управления ТОиР таким образом, чтобы исключить дублирование функционала и обеспечить поддержку интеграционных сценариев с минимальными трудозатратами и рисками.
Наибольший эффект от проекта наступит в случае использования онлайн-данных телеметрии в отличие от периодической ручной загрузки данных. Онлайн-передача обеспечит анализ данных в режиме реального времени и снизит уровень нагрузки на серверные мощности за счет распределения обработки данных во времени.
«Все это практически невозможно без заинтересованности функционального заказчика и готовности пользователей к изменениям привычного подхода к работе за счет повышения уровня автоматизации. Персоналу не нужно бояться, что подобный подход к планированию полностью заменит их роль — он избавит от рутинных операций и станет их помощником в выполнении ежедневных задач», — уверена Екатерина Баклунова.
Функциональный заказчик в конечном итоге также получит ощутимые эффекты в различных разрезах. К производственным показателям можно отнести: повышение надежности, сокращение количества неплановых ремонтов, сокращение времени простоя оборудования, снижение затрат на обслуживание и диагностику оборудования, повышение прозрачности и управляемости процессов, оцифровку знаний персонала.