Спецпроекты

На страницу обзора
Выручка российских операторов ЦОД выросла на треть

В 2020 г. на операторов дата-центров легли дополнительные операционные расходы на внедрение средств защиты персонала от коронавируса, а также инструментов автоматизации и удаленного мониторинга. Тем не менее, год оказался успешным для бизнеса ЦОД, так как пандемия привела к росту спроса на услуги коммерческих дата-центров: по оценке CNews, доходы операторов в 2020 г. выросли на треть. В дальнейшем дополнительным стимулом для развития отрасли может стать инициатива правительства по преимущественному использованию услуг коммерческих ЦОД в госсекторе.

Рост в условиях пандемии

Пандемия COVID оказала значительное влияние на бизнес коммерческих ЦОД в 2020 г., однако это влияние было разнонаправленным. С одной стороны, операторы дата-центров испытывали проблемы с допуском персонала на площадки и строительством новых объектов, что негативно сказывалось на качестве услуг и приводило к необходимости переносить сроки ввода новых мощностей.

С другой — во многих странах дата-центры классифицируются как объекты критической инфраструктуры, что ведет к послаблениям в области карантинных ограничений. И компании, вынужденные перейти на удаленный режим работы, стали больше нуждаться в облачных услугах.

Пандемия COVID оказала значительное влияние на бизнес коммерческих ЦОД в 2020 г. Фото: ru.depositphotos.com

Для владельцев ЦОД повышенный интерес к облакам конвертировался в дополнительные запросы на новые мощности со стороны заказчиков из числа облачных провайдеров.

Согласно опросу, проведенному Statista, в 2020 г. 29% респондентов сообщили о значительном увеличении облачных бюджетов ввиду пандемии, еще 61% респондентов — что облачные бюджеты из-за COVID оказались «немного выше, чем планировалось». По данным Grand View Research, глобальная выручка на рынке колокации (размещения оборудования в ЦОД) в 2020 г. достигла $44 млрд (рост на 13,3%).

Темпы развития российского рынка в 2020 г. опережали общемировые. Совокупная выручка российский ЦОД-провайдеров в 2020 г., согласно оценке CNews, выросла до ₽44 млрд, рост по сравнению с предыдущим годом составил около 30%, а первая десятка рейтинга прибавила почти 34%.

Выручка крупнейших российских провайдеров услуг ЦОД в 2019-2020 гг.

№2020 №2019 Название компании Выручка в 2020 г., с НДС, ₽тыс. Выручка в 2019 г., с НДС, ₽тыс. Динамика 2019/2020, %
1 1 Ростелеком 17 674 800 12 992 400 36,0%
2 3 Selectel 4 018 102 2 802 025 43,4%
3 2 Крок 3 900 919 2 974 697 31,1%
4 8 IXcellerate 2 182 583 1 046 286 108,6%
5 4 ТрастИнфо (2) 1 829 800 1 811 000 1,0%

Все ведущие операторы увеличили свои показатели, за исключением компании 3data. «В 2019 г. мы реализовали большой проект, поэтому выручка в 2019 г. резко повысилась (+224%), а на следующий год ожидаемо оказалась ниже. В 2021 г. мы планируем вернуться к показателям 2019 г. и даже превысить их», — объясняет генеральный директор компании Илья Хала.

При этом рост выручки опережает прирост емкости рынка в стойках, таким образом, доходность в расчете на одну стойку растет: если в 2019 г. каждое стойко-место приносило владельцу ЦОД в среднем ₽924 тыс., то в 2020 г. это показатель вырос до ₽1,08 млн. (+17%). Снижение доходности в расчете на одну стойку было зафиксировано только у Selectel и 3data. В случае Selectel снижение доходности связано с введением в строй большого количества новых стоек в конце года, продажи по которым еще не успели отразиться в отчетности за 2020 г.

Проблемы с кадрами привели к снижению качества услуг. Но не в России

Несмотря на свое «привилегированное» положение, операторы ЦОД также были вынуждены сократить до минимума число людей, физически находящихся на площадках, кроме того, возникли дополнительные задачи по организации сменной работы дежурного персонала (чтобы исключить заражение всех сотрудников сразу), снабжению средствами индивидуальной защиты и тестированию сотрудников.

«Новые ограничения были связаны с требованиями соблюдать дистанцию и определяли максимально допустимое количество персонала, присутствующего одновременно на территории кампуса и внутри дата-центров», — комментирует генеральный директор IXcellerate Андрей Аксенов. «С весны 2020 г. мы ограничили количество посетителей ЦОД и перевели часть сотрудников на удаленный формат работы. При этом специалисты, которые непосредственно отвечают за работоспособность дата-центров и сервисов, работали в обычном режиме», — добавляет генеральный директор DataLineРостелеком-ЦОД») Юрий Самойлов.

Новые требования в эксплуатации дата-центров в отдельных случаях приводили к снижению качества предоставляемых услуг. Согласно опросу, проведенному Uptime Institute, 10% ЦОД-провайдеров сообщили о замедлении предоставляемых сервисов ввиду проблем, вызванных пандемией, а еще 4% опрошенных рассказали о сбоях и задержках, вызванных COVID.

При этом ведущие российские поставщики услуг ЦОД утверждают, что пандемия не привела к снижению качества услуг. «Все сервисы, как colocation, так и облачные, оказывались в полном объеме. Наши дата-центры оборудованы системами мониторинга, большинство персонала может работать удаленно», — рассказывает директор облачного бизнеса МТС Олег Мотовилов. «Весь год мы прошли без сбоев и деградаций сервисов, а в каких-то случаях даже наоборот удалось улучшить как инфраструктуру, так и внутренние процессы», — утверждает руководитель ЦОД Linxdatacenter в Москве Андрей Перекрест. Представители «Ростелеком», IXcellerate и Selectel также сообщили об отсутствие инцидентов в предоставлении сервисов за прошедший год.

Сроки срываются, но затраты на оборудование растут

Для глобальной ЦОД-индустрии коронавирус стал причиной переноса сроков запуска новых площадок. Более половины (52%) провайдеров услуг, опрошенных Uptime Institute, подтвердили, что были вынуждены переносить релиз новых мощностей на более поздний срок ввиду проблем с поставками оборудования, вызванных COVID, проблем с допуском рабочих на строительные площадки и т. д. В общем, как полагают аналитики, в связи с эпидемией было остановлено строительство около 60% новых площадок.

Однако в целом рынок ЦОД перенес пандемию довольно стойко. Согласно последним оценкам Gartner, расходы на оборудование для дата-центров выросли даже в 2019 г.

Мировые расходы на ИТ ($ млрд)

Сфера ИТ Объем рынка 2020 г., $ млрд Рост 2019/2020, % Объем рынка 2021 г., $ млрд (прогноз) Рост 2020/2021, % Объем рынка 2022 г., $ млрд (прогноз) Рост 2021/2022, %
Системы для ЦОД 219,9 2,3% 236,8 7,7% 247,5 4,5%
Корпоративное ПО 466,6 -2,1% 516,9 10,8% 571,7 10,6%
Устройства и техника 663,2 -6,9% 755,8 14,0% 778,9 3,1%
ИТ-услуги 1 021,2 -1,8% 1 112,6 9,0% 1 193,5 7,3%
Телекоммуникации 1 386,5 -0,7% 1 450,4 4,6% 1 504,7 3,7%
Итого 3 757,5 -2,2% 4 072,5 8,4% 4 296,4 5,5%

Источник: Gartner (апрель 2021)

Объяснить это можно тем, что сокращение затрат на строительство новых ЦОД происходило неравномерно. В первую очередь, «под нож» попали корпоративные площадки, так как бизнес вынужден был сокращать капитальные издержки и вместо этого беспрецедентными темпами инвестировал в облака, что позволило ведущим облачным провайдерам («гиперскейлерам») сохранить высокие темпы ввода в строй новых площадок. Общие расходы гиперскейлеров на инфраструктуру ЦОД выросли на 18% по итогам 2020 г., говорится в отчете Synergy Research. При этом планы по расширению бизнеса у лидеров рынка по-настоящему грандиозные. Например, в апреле 2021 г. компания Microsoft анонсировала свои планы по ежегодному запуску 50–100 новых дата-центров по всему миру с целью развития собственных платформ Azure, Microsoft 365 and Dynamics 365.

Российские операторы ЦОД заявили, что влияние пандемии на сроки запуска площадок было незначительным. «Пандемия не помешала нам в строительстве ЦОД, а лишь незначительно сдвинула сроки запуска некоторых площадок», — говорит Юрий Самойлов. «Безусловно, пандемия вызвала определенные сложности с поставками оборудования, допуском на площадки, однако нам удалось быстро перестроить рабочие процессы, благодаря чему COVID не оказал ощутимого влияния на нашу деятельность и сроки реализации проектов», — утверждает генеральный директор Linxdatacenter Ольга Соколова.

Провайдеры услуг ЦОД столкнулись с нехватой сотрудников и ростом спроса

Основные проблемы, которые пандемия коронавируса привнесла в работу дата-центров (% от числа опрошенных)

57%
Cокращение числа сотрудников на площадках
52%
Задержки со строительством и запуском новых проектов
33%
Незапланированный рост спроса на ИТ-инфраструктуру
21%
Нехватка индивидуальных средств защиты
19%
Нехватка запчастей для критически важного оборудования
24%
Проблем не было

А директор по инфраструктуре компании Selectel Алексей Еременко утверждает, что пандемия, наоборот, ускорила поставки оборудования, поскольку снизилась общая нагрузка на таможню: «Заказанное у европейских поставщиков оборудование приезжало быстрее, чем раньше. Так, крупногабаритное оборудование из Франции доехало до дата-центра в Москве за 1,5 недели, а итальянские чиллеры прибыли в Санкт-Петербург через 6 дней после заказа».

COVID «автоматизировал» дата-центры

Одним из трендов на рынке ЦОД является внедрение средств автоматизации и мониторинга систем дата-центров. В пандемию такие технологии стали залогом выживания, так как физический доступ сотрудников к оборудованию был ограничен. Согласно опросу, проведенному Uptime Institute, 61% операторов ЦОД собираются расширять использование удаленных средств мониторинга, а еще 49% будут инвестировать в средства автоматизации дата-центров.

На российском рынке эта тенденция также заметна. Например, в IXcellerate за год до пандемии была внедрена компьютеризированная система технического обслуживания CMMS WebTMA. «В 2020-2021 гг. мы продолжили внедрение новых процессов и систем автоматизации как часть программы постоянного развития и совершенствования. Например, в связи с COVID-19 мы перешли на бесконтактное измерение температуры, данные которого автоматически будут попадать в систему СКУД, позволяющую вести распознавание сотрудников и посетителей по лицам», — отметил Андрей Аксенов.

Средства удаленного контроля за сотрудниками также внедряют в «Ростелекоме»: «Летом 2020 г. с помощью нескольких аналитических модулей мы начали следить за наличием масок и температурой тела сотрудников и посетителей наших дата-центров. Для бесконтактного измерения температуры мы подключили к видеонаблюдению тепловизор: достаточно пройти мимо камеры, и в отчеты сразу попадают данные с комментариями. При этом его погрешность сравнима с обычным градусником, около 0,3°С», — говорит Юрий Самойлов.

Олег Мотовилов рассказал, что в августе 2020 г. в дата-центре «Авантаж» началась реализация крупного проекта в области интернета вещей: «Было размещено две тысячи датчиков. Данные об изменении температурного режима в залах дата-центра и энергопотреблении ИТ-оборудования оперативно передаются в центр управления. Это позволяет повысить надежность работы дата-центра и сократить до 20% износ оборудования клиентов».

Важность средств управления растет вместе с ростом энергопотребления

Одним из основных направлений инвестиций в сфере автоматизации и мониторинга ЦОД являются решения класса DCIM (DataCenter Infrastructure Management), которые предполагают управление из единой точки всей ИТ-инфраструктурой и физическими системами дата-центров (системами охлаждения, энергообеспечения, доступа, пожаротушения и т.п.). По данным KBV Research, среднегодовые темпы роста глобального рынка DCIM-решений составят 21,7%, а к 2026 г. его объем достигнет $4,4 млрд.

При этом внедрение DCIM подстегивают не только чрезвычайные условия пандемии, но и растущее энергопотребление в расчете на одну стойку, заставляющее провайдеров более тщательно подходить к управлению энергоресурсами площадок. Согласно данным Uptime Institute, средняя плотность мощности в расчете на одну стойку в 2020 г. составила около 8,4 кВт. Для сравнения, в 2017 г. данный показатель составлял 5,6 кВт, а в 2011 г. — всего 2,4 кВт. Причина — большая потребность в энергии решений, работающих с большими данными и средств искусственного интеллекта. «Сейчас более 80% новых запросов клиентов приходится на стойки с нагрузкой более 8 кВт, а для отдельных заказчиков минимальные требования составляют уже 15 кВт. Таким образом, очевиден тренд на рост энергопотребления в расчете на одну стойку», — комментирует Андрей Аксенов.

Государство поможет коммерческим ЦОД

Важным стимулом для развития рынка коммерческих ЦОД в России являются правительственные инициативы. Весной 2021 г. стало известно о планах регулятора по поддержке отечественной отрасли дата-центров. В частности, предлагается ввести запрет на строительство государственными учреждениями собственных ЦОД без «надлежащего обоснования».

«Создание инфраструктуры и накопление высокого уровня экспертизы в сфере ЦОД с нуля для государственных ведомств затея достаточно дорогая и сложная в организационном плане», — комментирует Ольга Соколова. По ее словам, госпроекты в этой сфере оправданы только в случае масштабных и долгосрочных инициатив (например, цифровые госуслуги для бизнеса и населения, различные нацпроекты). «Задачи же нишевые, меньшего масштаба и критичности, вполне могут обслуживаться рынком, в том числе в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика», — полагает она.

Кроме того, согласно планам правительства, операторы ЦОД смогут получать землю под строительство без торгов и по кадастровой стоимости. При этом стоимость участка в разрезе общих капитальных затрат на строительство составляет приблизительно 5% и не является самой критичной в аспекте инвестиций, отмечает Андрей Перекрест. По его словам, более важны меры по поддержке в рамках технологического присоединения ЦОД к сетям энергоснабжения. Кроме того, возникают сложности при поиске подходящих площадок: «Земельный участок должен соответствовать требованиям не только по инженерной и юридической части, но и иметь хорошую транспортную доступность с развитой инфраструктурой вокруг», — говорит он.

Павел Лебедев

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики услуг ЦОД в России 2020
№ 2020 Название компании Количество стойко-мест, введенных в эксплуатацию в 2020 г.
1 Ростелеком (1) 1 681
2 IXcellerate 100
3 Selectel 1 139
Подробнее

Рейтинги

Выручка крупнейших российских провайдеров услуг ЦОД в 2019-2020 гг.
№2020 Название компании Выручка в 2019 г., с НДС, ₽тыс.
1 Ростелеком (1) 12 992 400
2 Selectel 2 802 025
3 Крок 2 974 697
Подробнее