Рынок мобильных платежей в 2012 г. можно разделить на 2 неравных сегмента – дистанционных платежей и платежей близкого действия. К первым стоит отнести любые варианты платежей с задействованием программных мобильных банк-клиентов, SMS-платежи и SMS-команды, а ко вторым – NFC и набирающие сейчас популярность платежи через mPOS-терминалы. NFC-решения в настоящий момент представлены в виде отдельных чипов, интегрированных с кредитными картами (VISA и MasterCard), SIM-картами (Мегафон, Билайн) и сторонними NFC-ридерами, подключенными к счету электронной платежной системы или банку (Яндекс.Деньги). Еще NFC-решения могут быть встроены аппаратно в смартфон производителем (Android-устройства от Sony, RIM Blackberry) или вынесены на отдельную карту памяти с NFC-контроллером (In2Pay).
mPOS-терминал представляет собой подключаемое периферийное оборудование в виде портативного ридера для банковских карт. Терминал подключается к смартфону под управлением iOS/Android через аудиоразъем и работает в связке с установленным на телефоне программным обеспечением, которое настроено в соответствии с данными владельца счета. В большинстве случаев им выступает индивидуальный предприниматель или организация, имеющая расчетно-кассовое обслуживание в определенном банке, обслуживающем терминал.
Мировая статистика
Мобильные платежи обслуживают преимущественно соответствующий сегмент рынка мобильной электронной коммерции (с перспективой вхождения в традиционную интернет-коммерцию). Речь идет о потенциальном рынке в размере 1 млрд пользователей, которые производят операций на сумму около $1 млрд в год (по оценке EDC с прогнозом увеличения к 2015 г. до $1,6 млрд). По данным исследования Mobile Life 2012, проведенного TNS, 50% респондентов в мире пользовались мобильным телефоном для проведения платежей хотя бы единожды или интересовались этими возможностями. ;Еще 45% планировали начать использовать мобильные платежи в самое ближайшее время.
Подобные показатели не зависят от региона – как в Америке, так и в Европе, как в Северной и Центральной Африке, так и в Южной и Латинской Америке покупатели в основном выбирали мобильную электронную коммерцию благодаря ее удобству. В большинстве своем, по оценке Alcatel-Lucent, эти пользователи приобретают цифровой контент (половина опрошенных), билеты (треть опрошенных) и транспорт (платные дороги, паркинг – четверть опрошенных). Средняя сумма чека у респондентов составляла $8 в месяц. Поскольку инфраструктура мобильных кошельков еще только в начале своего пути, 89% респондентов хотели бы пользоваться такими сервисами в случае решения вопросов информационной безопасности провайдерами.
Ключевые сегменты мобильной электронной торговли, 2012 г.
Источник: IAB, 2012
Телефон в этом отношении представляет собой связующее звено между виртуальной экономикой и физической реальностью, где существуют банки, счета и деньги. Мобильный телефон перестает быть альтернативой физическому кошельку и переходит к более релевантной для продавцов роли POS-терминала, что лишь укрепляет данную связь и снижает процент отказов от применения подобных финансовых продуктов. Так, по данным TNS, 15% пользователей мобильного банкинга активно применяют его для простых платежей и проверки счета, а еще 35% — время от времени. Вместе с тем, мобильный банкинг не снимает полностью необходимость посещения физических офисов и отказ от интернет-банкинга.
Оценка выручки магазинов при покупках, совершаемых со смартфонов и планшетов, $млрд
Источник: Bank of America, 2013
Аналитики выделяют закономерность между распространенностью мобильных банкингов и мобильного эквайринга – чем больше пользователей мобильных банк-клиентов (в среднем это 13% от всех владельцев смартфонов и 9% пользователей продвинутых «фичерфонов» с закрытыми операционными системами, как, например, несмартфоны Samsung, LG, Nokia), тем выше готовность к новым услугам.
Мобильная электронная коммерция в 2012 г. набрала критическую массу для того, чтобы влиять на степень вовлеченности и заинтересованности конечных пользователей в приобретении тех или иных товаров и услуг у определенных продавцов. Речь идет о том, что запуск сервисов для управления средствами на банковском счете (в том числе, и эквайринг) позволяет повысить количество новых клиентов банка за счет ранее неохваченных групп и перехода из других банков. Вместе с тем, наличие возможностей расчета безналичным способом с помощью кредитной карты в том или ином месте продаж в обозримом будущем будет определять потребительские предпочтения.
Российские реалии
В настоящее время в России существует большое число предприятий малого и среднего бизнеса, которые не принимают к оплате карты — примерно 60% от общего количества в размере 6,5 млн фирм и ИП по усредненной оценке Сбербанка. Так, на конец 2011 г. в России насчитывается 11 млн кредитных карт и 135,8 млн дебетовых карт (по данным Euromonitor), в 2012 году рост рынка по прогнозам составил не менее 20%. Между тем, 50% всех торговых точек в 2011 г. не принимали к оплате банковские карты, а в 2012 г. их стало уже не более 40%.
По данным платежной системы PayOnline.ru, в России в 2012 г. 47% владельцев смартфонов и планшетов искали товары и услуги в интернете, при этом 23% из них совершали покупки прямо со своего мобильного устройства. В пересчете на общерыночные показатели это примерно 3-5% трафика в eCommerce-сегменте и около 1% покупок. Так, например, мобильное приложение сети ресторанов «Тануки» обеспечивает около 60 тыс. заказов в сутки по Москве со средним чеком около 1-1,2 тыс. рублей. Для сравнения – в США мобильные гаджеты обеспечивают 18-25% всего трафика интернет-магазинов и около 14-20% продаж в них.
Источник: Euromonitor, Сбербанк, 2013
Основной частью рынка для mPOS-терминалов являются предприятия, имеющие среднее количество POS-точек – от 10 до 100 включительно. Это могут быть как сервисные фирмы (авторемонтные мастерские, медицинские центры и так далее), так и торговые предприятия, имеющие разветвленную сеть филиалов (продовольственные магазины, кафе, салоны красоты и так далее).
Главными проблемами переноса зарубежной бизнес-модели сервисов mPOS в Россию являются: защита платежей от мошенничества (перехват данных, несанкционированные авторизации, подделка карт); слабая информированность населения и продавцов о возможностях решений, невысокое проникновение культуры использования банковских продуктов; инфраструктурные проблемы (заключение партнерства с банками-эквайрерами, взаимодействие вендора с процессинговыми системами и так далее).
Сложность бухгалтерского учета и административные трудности не являются ключевыми проблемами в реализации подобных проектов. Так, в начале января 2013 г. правительство Казахстана (Казахстан входит с Россией в Таможенный союз) утвердило виды деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели или юридические лица обязаны принимать платежи с использованием платежных карточек. Согласно постановлению, платежные карточки обязательны к приему при оплате услуг гостиниц, ресторанов, туроператоров, воздушного и железнодорожного транспорта, страхования, здравоохранения, образования, кинотеатров, фитнес и спортивных клубов, а также дискотек. Предприятия оптовой и розничной торговли также обязаны принимать платежи по банковским карточкам. Но требование не распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, находящихся там, где отсутствует сеть телекоммуникаций общего пользования. Исключение делают и для оптовой и розничной торговли сельскохозяйственной продукцией собственного производства и рыболовства, а также деятельности, осуществляемой через выносные прилавки, палатки, киоски, контейнеры и на территории торговых рынков.