Современное развитие рынка АТС связано с массовым проникновением в корпоративный сегмент "облачных" продуктов. Они, с одной стороны, связаны с распространившимися потребительскими продуктами, с другой стороны, являются наследниками эпохи суперкомпьютеров, которые устанавливались в централизованных городских и районных АТС. До определенного времени связисты считали, что частные небольшие офисные АТС/УПАТС выгоднее в использовании, однако уже сейчас гораздо проще разворачивать такое решение на основе интернета: проблема последней мили активно решается большинством провайдеров, а сама территория города, особенно там, где коммерческая недвижимость стоит в жилых кварталах, плотно опутана сетевой инфраструктурой. В итоге скорость передачи данных теперь поддерживает практически любые существующие объемы информации, а сервис в рамках сети одного провайдера может работать как локальный сервис в масштабах города или региона, а в случае федеральных операторов – всей страны. Однако на территории России популярность IP-АТС растет меньшими темпами, чем за рубежом. Широкополосный доступ в Интернет пока имеют лишь 40 % всего населения нашей страны, и качественная IP-телефония доступна лишь этой части россиян. По данным J&P Consulting, объем рынка виртуальных (или "облачных") телекоммуникационных сервисов в московском регионе в 2010 г. составлял около $57 млн, а в 2011 г. приблизился к $79 млн., а по итогам 2012 года прогнозировался на уровне $100 млн.
Схема конфигурации типовой облачной АТС
Источник: Infomax, 2013
В тоже время, как замечают специалисты, требования клиентов к уровню получаемых услуг выросли настолько, что их обеспечение возможно только при условии внедрения сложных технологических решений. Это, как правило, связано с высокой стоимостью технических решений, а так же с высокими требованиями к профессиональному уровню обслуживающего персонала. В результате стоимость владения современными сервисами для каждой отдельной компании становится все более высокой, а идея централизации ресурсов снова становится все более привлекательной. Так, по оценкам связистов "Ранат", для 20 абонентов локальное решение стоит столько же, сколько и оплата услуг облачной АТС в течение года. По истечении первого года стоимость владения локальной АТС становится ниже, чем облачной.
Облачная АТС как идеал?
В настоящее время ни один производитель не выпускает "чистые" цифровые станции, которые не были бы совместимыми с IP, в то время как АТС, спроектированные и созданные исключительно для работы в IP-формате, появляются все чаще. Это обусловлено рядом преимуществ, которые софтверные АТС имеют перед традиционными станциями.
Облачные АТС сегодня представляют собой готовые коммуникационные решения для основных (прием звонков, переадресация входящих звонков на различные номера, прием факсов на электронную почту, объединение связью региональных подразделений) и продвинутых функций коммуникации (CTI, IVR, запись разговоров, интеграция с CRM). Они нужны в среднем, по данным "Манго Телеком", не более чем 5% абонентов. По этой причине "облака" могут давать фору обычным IP-АТС, где количество персонала решает все вопросы масштабирования и обслуживания. В свою очередь, надежность и работоспособность системы в большей степени зависит от качества каналов связи, чем в локальной АТС с различными видами каналов связи, возможностями резервирования и так далее. Безопасность информации отдается полностью на сторону провайдера, который должен обеспечивать нужный уровень SLA и конфиденциальность.
Схема организации системы защиты в облачной АТС
Источник: Infomax, 2013
По оценкам CNews Analytics, более 6% средних и малых предприятий в России уже давно пользуются виртуальными АТС. В тех регионах, где получить городской номер через интернет представляется возможным, такой тип подключения сразу начинает пользоваться спросом, как самый простой и удобный способ телефонизации офиса. Напротив, в регионах, где есть оператор-монополист, а подключение номеров через интернет всячески сдерживается, и компании до сих пор живут в среде аналоговых TDM-линий.
Так, если на рынке СМБ виртуальная АТС – типовой и популярный продукт, то для компании с количеством сотрудников от 250 человек, попадающей под определение крупного бизнеса, необходимы более сложные продукты. К ним относятся унифицированные коммуникации, состоящие из почты, коммуникатора и портала, предоставляемых заказчикам из облака по модели SaaS. Унифицированные коммуникации позволят сформировать единое информационное поле из разных средств коммуникации.
Схема организации облачной АТС для масштабирования
Источник: Infomax, 2013
Преимущества облачной АТС очевидны – программа устанавливается на любой компьютер, в том числе виртуальный или облачный сервер, а необходимые запасные части продаются повсеместно. Чисто аппаратные АТС в этом плане уступают существенно: для них подходят только собственные комплектующие, которые через несколько лет снимаются с производства. Управляющая программа защищена от морального устаревания, поскольку ее постоянно обновляет или вендор, или сообщество разработчиков, если речь идет об open source-продукте. Аппаратные АТС имеют преимущественно изначально заложенный в них набор функций, который редко расширяется и в целом через несколько лет полностью "списываются".
Для облачных АТС практически неограничен апгрейд и модернизация – системные администраторы просто разворачивают программу на более мощном сервере, производя некоторые настройки. У традиционных решений есть изначально строгое ограничение по количеству портов, и для того, чтобы расширить эти рамки, требуются затраты, соизмеримые с полной заменой оборудования.
Рынок не ждет бурный рост
Тенденция обращения к продвинутым функциям АТС будет усиливаться и с ростом требований все большего количества абонентов, которые будут вынуждены искать для себя наиболее эффективное решение. Но это не означает, что это соотношение будет расти и впредь, так как уровень подготовки персонала будет повышаться вместе с массовым ростом требований к нему, уровень технических решений локальных АТС также будет повышаться силами производителей АТС.
Таким образом, облачные АТС займут нишу, которая будет обеспечивать небольшие мобильные компании, которые создаются для реализации коротких проектов, или наоборот большие распределенные компании, имеющие большое количество филиалов в разных регионах. Все остальные клиенты по-прежнему будут использовать проверенные, надежные локальные решения, последовательно повышая их функциональный уровень.
Ценовая война в части обеспечения вызовов уже сейчас вызвала то, что стоимость минуты звонка на городской номер в Москве составляет в среднем 30-40 копеек, а основная борьба разворачивается за междугородние звонки и вызовы на мобильные телефоны. Если технология мобильного ШПД получит широкое распространение в связи с развитием 4G/LTE, а качество этой услуги будет достаточным для VoIP-соединения (что пока неочевидно), то рынок в ближайшее время может потребовать от операторов мобильной связи услуг по части подключения к УПАТС по IP с использованием существующих SIM-карт.
Эксперты, опрошенные CNews, убеждены, что облачные АТС в ближайшие 3 года будут занимать долю рынка не более 5% от общей номерной емкости в крупных городах. В средних и небольших городах их доля будет не более 1%. В период с 2015 по 2020 г. их доля составит не более 10% и 5% соответственно. Аналитики J’son&Partners предполагают резкое увеличение средней выручки на одного абонента в месяц (ARPU), которое может произойти за счет быстрого роста числа линий на одного клиента. Проникновение услуги на московском рынке увеличится, в среднем, с 14% в 2010 г. до 16% в 2013 г. Облачные АТС, наряду с локальными АТС, станут неотъемлемой частью корпоративных ИТ-систем, но они не будут прямой заменой локальных АТС, а всего лишь еще одним инструментом для решения конкретного круга задач. Темпы рыночного роста будут зависеть от темпов увеличения числа юридических лиц в стране. Согласно исследованию J'Son&Partners, в 2011 г. число предприятий СМБ, использующих виртуальные АТС, превысило 10% и по прогнозам до 2016 г. среднегодовые темпы роста составят 30%.