Спецпроекты

На страницу обзора
Топ-10 ключевых событий в российском телекоме
2012 г. в телеком-индустрии России стал годом противоречий. Лидирующие игроки рынка — сотовики — усилили свое латентное противостояние с госрегулятором в части ведения бизнеса, тогда как сами власти решили отвести телекоммуникации на «выделенную» полосу.

Нынешний состав Минкомсвязи поставил перед собой амбициозную задачу — в шестилетний срок ликвидировать проблемы и ускорить развитие по 5 основным направлениям: связь, почта, медиа, ИТ и электронные госуслуги. По замыслу чиновников, в ближайшие годы цифровое неравенство, которое ранее пытались устранить путем ШПД, будет сведено на нет за счет беспроводных сетей четвертого поколения связи. Операторы должны ежегодно охватывать LTE-сетями территории, где проживает не менее 20 млн человек, что позволит покрыть всю Россию высокоскоростным интернетом. Ежегодное подключение к широкополосному интернету на скорости 100 Мбит/с должно составлять около 5 млн домохозяйств в РФ.

«Почта России» к 2018 г. обязана качественно улучшить основные показатели своей работы, в частности, в пределах населенного пункта почтовые отправления будут доставляться за один день, между городами — за три дня, а до деревень — в срок не более недели. Параллельно идущее развитие инфраструктуры цифрового вещания должно обеспечить доступ каждого жителя к 20 телеканалам и 50 радиостанциям. Государственные услуги к 2018 г. должны быть полностью переведены в электронный вид.

В сфере ИТ планируют увеличить объемы венчурных инвестиций в 5 раз — до 40 млрд руб., создавая в России стимулы к построению собственного инновационного хаба по типу «Кремниевой долины» к 2018 г. Тем не менее, есть и другие события рынка, так или иначе связанные с описанными планами.

Запуск LTE

В 2012 году российские пользователи получили возможность работать в беспроводных сетях четвертого поколения, построенных на базе технологии LTE. Они с самого начала были развернуты операторами «Скартел» и «МегаФон» при технологическом партнерстве с «Ростелекомом», предоставляющим каналы связи для базовых станций. Позже в гонку LTE включились и 2 других оператора – «Билайн» и МТС, которые сконцентрировались на покрытии столичного региона. Сейчас LTE-покрытие в России представлено в 23 городах.

Из абонентского оборудования, совместимого с новыми сетями, в России наибольшей популярностью пользуются модемы. Продаваемые операторами 3G/4G роутеры, несмотря на снижение цены (стоят дешевле, чем их китайские оригиналы), не вызвали ажиотажного спроса, равно как и одна модель планшета и один смартфон в линейке Samsung Galaxy, которые «МегаФон» продает по сниженной цене и в беспроцентный кредит. Причиной такого «прохладного» отношения массовой аудитории к LTE можно считать все еще высокие цены, которые не повторяют мировую тенденцию снижения вместе с ростом скорости — покупатели гаджетов с 3G не торопились в 2012 г. переходить на новый стандарт, а основной рост абонентской базы произошел в основном из-за обмена WiMAX-оборудования на LTE.

Новая микроэлектроника

Российский завод «Микрон» выпустил первые партии чипов для вычислительного и телеком-оборудования по технологии 90 нм. Они предназначены для использования в различных ИТ-решениях для аэрокосмической отрасли и телеком-операторов. Последним «Микрон» будет выпускать SIM-карты с модулем ЭЦП и другую продукцию.

Запуск производства микроэлектроники нового поколения, поддержка которого осуществлялась при участии «Ситроникса», «Роснано» и «Банка Москвы», является одной из ключевых задач российского правительства по замене импортной элементной базы в стратегических отраслях (ВПК, телекоммуникациях, ИТ). 90-нм линия приблизила Россию к лидирующим странам мира, владеющим такой технологией (всего их сейчас 8). Планируемый срок окупаемости линии составляет 9-10 лет.

Российские соцсети стали крупнейшими в мире

Две крупнейшие соцсети Рунета – «ВКонтакте» и «Одноклассники» – вошли в топ-10 самых посещаемых ресурсов подобной тематики в мире по данным Comscore. Это стало возможным за счет взрыва активности их посетителей – у «ВКонтакте» обозначилось девятое место с валовой суточной посещаемостью в 79,4 млн человек, а у «Одноклассников» — 10-е место с 65,3 млн пользователей. В мировом масштабе эти соцсети заняли 5% и 4,2% всей аудитории соответственно.

Вместе с тем, в России действуют всего 10 крупных социальных проектов, с месячной аудиторией в районе 100 млн человек среди активных интернет-пользователей в возрасте 12-54 лет из городов с населением от 100 тыс. человек (по данным TNS Russia). Кроме «ВКонтакте» и «Одноклассников» это «Мой Мир@Mail.ru», а также зарубежные Facebook и Google+. Эксперты отмечают, что иностранные соцсети в России идут в рост при снижении темпов развития отечественных ресурсов – вышеуказанные Facebook и Google+ выросли за год на 13% и 37%.

IPO Мегафона

Третий оператор из «большой тройки» — «Мегафон» — стал котироваться на бирже. Компания провела размещение на Лондонской фондовой бирже (LSE) и Московской бирже по оценке в $11,2 млрд. Оператор смог привлечь $1,7 млрд из расчета $20 за акцию. В целом выход части акционеров «МегаФона» при публичном размещении не особо оправдал их надежд — TeliaSonera (продала 10,4% акций) и сам «Мегафон» в лице «дочки» Megafon Investments (4,4%) заработали на этом $1,16 млрд и $490 млн соответственно. Контролирующим акционером «Мегафона» останется образованный в том же 2012 году холдинг Garsdale, основным владельцем которого является Алишер Усманов. Данный холдинг также внес свой вклад в изменение телеком-рынка России за счет де-факто образования 4G-гиганта. Garsdale объединил контрольные пакеты «Мегафона» (более 50%) и «Скартела» (100%), при этом в его активах 40% от всех перспективных LTE-частот. В создании холдинга участвовали фонд Telconet и госкорпорация «Ростехнологии».

Телеком и ИТ-стартапы

Из проинвестированных $910,6 млн в 2012 г. на венчурном рынке России более 84% заключенных сделок касались ИТ и телеком-компаний. Сведения об этом содержались в отчете, подготовленном центром технологий и инноваций PwC и РВК. По мнению аналитиков, это отражает общую структуру предпочтений венчурных инвесторов, большинство из которых по-прежнему ориентируются исключительно на сектор информационных технологий, куда в широком смысле этого слова относятся все проекты, связанные с интернетом, телекоммуникациями и компьютерным хай-теком.

Телеком и ИТ-стартапы в России привлекают в среднем около $5,1 млн ввиду внутренней конкуренции, повышения общего уровня развития венчурного рынка и переориентации инвесторов на более поздние стадии развития стартапа и более зрелые проекты. Количество венчурных сделок в ИТ-секторе за прошедший год выросло на 19% (в абсолютном значении — на 27%). В 2011 г. в отрасли была зафиксирована 141 сделка (стоимость только одной из них не раскрывалась), а в 2012 г. — 168 сделок (14 сделок с нераскрытой стоимостью). При этом общий объем венчурных вложений в компании ИТ-сектора вырос в 2 раза: $792 млн за 2012 г. против $392 млн за 2011 г. По итогам всего 2012 г. наибольший рост в количестве сделок и объеме привлеченных венчурных средств испытали мобильные приложения (13-кратный рост в количественном выражении), облачные сервисы, социальные сети и справочно-рекомендательные сервисы (двукратное увеличение количества сделок).

Российские сотовики растут быстрее всех

«Большая тройка» — МТС, «Билайн» и «МегаФон» — вошла в рейтинг 75 крупнейших операторов мобильной связи мира, формирующих 95% доходов всей отрасли. Суммарная выручка 75 операторов превышает $1 трлн, по данным «ТАСС-Телеком», и на отечественных сотовиков приходится 3,9% или $38,793 млрд доходов рейтинга. Прирост их общей выручки составляет 8,92%, что в 2 раза выше среднемировой статистики. Они обслуживают 386,3 млн абонентов, их прирост за год составил 12,8 млн пользователей.

Самым быстрорастущим оператором года в России стал Tele2, который смог увеличить свою абонентскую базу на 10%, достигнув общего количества подключений в размере 22,7 млн SIM-карт. Таким образом, за год компании удалось привлечь 2 млн новых абонентов, что стало возможным благодаря подключению 4 новых регионов Дальнего Востока.

В целом, эксперты и сами операторы отмечают, что рост абонентской базы больше не является основополагающим фактором для сравнения операторов из-за большого охвата и проникновения услуг сотовой связи. Теперь основной целью сотовиков является увеличение пользования мобильным интернетом, поскольку на базе этой услуги вырос уже целый многомиллиардный рынок дополнительных услуг.

Лидер европейского рынка платного ТВ

Отечественный оператор спутникового телевидения «Триколор ТВ» в 2012 г. продемонстрировал бурный рост абонентской базы (на 26% до 11,9 млн подписчиков), средней выручки на абонента (15% до 726 рублей) и общей выручки (до $6,3 млрд). По данным рейтинга CNews Telecom 2013, оператор входит в топ-3 быстрорастущих компаний на рынке.

В 2012 г. «Триколор ТВ» стал оператором платного ТВ №1 в Европе по количеству абонентов, обогнав предыдущего лидера – британского оператора BSkyB. По темпам роста абонентской базы «Триколор ТВ» пятый год подряд сохраняет за собой первенство в европейском рейтинге самых быстрорастущих операторов платного телевидения и входит в тройку мировых лидеров по этому показателю. Основным фактором роста стало изменение контентной политики оператора: в 1 квартале 2012 г. в пакетах «Триколор ТВ» впервые появились зарубежные бренды.

В июле 2012 г. был сформирован первый HD-мультиплекс «Триколор ТВ», куда вошли 25 телеканалов в формате высокой чёткости (HDTV). Уже в начале января 2013 г. число подписчиков HD-мультиплекса достигло 1 млн, пятикратно превысив общую численность российской аудитории HDTV, зафиксированную по состоянию на конец июля 2012 г. Благодаря стремительному росту количества подписчиков первого HD-мультиплекса «Триколор ТВ», Россия всего за полгода переместилась с 15-й на 8-ю строку в европейском рейтинге стран по количеству пользователей HDTV.

Российские облака выросли в 5 раз

Устоявшийся за рубежом тренд на сращивание ИТ и телекома в облаках зафиксировался и в России — по данным исследования IDC Russia Cloud Services Market 2012–2016 Forecast and 2011 Competitive Analysis, размер российского рынка публичных и частных облачных операционных услуг вырос в 2011 г. на 417,3% до $59,38 млн. Расходы на услуги публичных облаков достигли $27,35 млн, включая $3,1 млн на услуги, предоставленные в рамках модели виртуального частного облака. Быстрый рост показали также рынки IaaS и частного облака. По прогнозам IDC, рынок облачных услуг будет расти гораздо быстрее, чем весь рынок ИТ-услуг, и к концу 2016 г. объем всего рынка облачных услуг составит более $460 млн, демонстрируя среднегодовой темп роста 50,8%.

Среди продуктов, на базе которых были построены наиболее популярные в России SaaS-решения, были отмечены продукты компаний Microsoft, Salesforce.com, Google. Среди отечественных поставщиков упомянуты компании Megaplan, «Корус Консалтинг», Softline, CT Consulting, «МойСклад». Среди наиболее успешных поставщиков IaaS в публичном облаке названы компании «Крок», Parking.ru, Softline; в частном облакеHP, «Ай-Теко», IBM.

Российским спутникам дали шанс

Российский государственный оператор спутниковой связи ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) и крупнейший европейский спутниковый оператор Eutelsat Communications объявили о заключении договоренностей, по условиям которых Eutelsat для целей телерадиовещания и IP-услуг арендует емкость двух спутников ГПКС, запуск которых планируется на 2013 и 2015 гг. Общая стоимость контрактов, предусматривающих аренду емкости сроком в 15 лет, составляет около 300 млн евро. Это позволит предоставлять больше услуг телевещания и IP-приложений в ответ на потребности развития российского рынка цифровых развлечений.

Михаил Демидов

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2013
Выручка от проектов в телекоме 2012, тыс. руб. Рост 2012/2011, %
1 31 270 000 127.3%
2 18 109 220 2%
3 9 866 978 н/д
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2013
Выручка от проектов в телекоме 2012, тыс. руб. Рост 2012/2011, %
1 31 270 000 127.3%
2 18 109 220 2%
3 9 866 978 н/д
Подробнее

Рейтинги

CNews Telecom 2013: Крупнейшие телекоммуникационные компании России
Преимущественная бизнес-модель Выручка 2011, тыс. руб.
1 Сотовая связь 311 900 000
2 Сотовая связь 266 087 000
3 Проводная связь 214 607 158
Подробнее