Основной в компании является система собственной разработки
Директор по информационным технологиям «ЭР-Телеком» Ксения Пономарева рассказала CNews, что ключевым для работы компании является самописное ПО, которое cоздавалось для автоматизации биллинга, но позднее было расширено под задачи работы с клиентами. На нынешнем этапе приоритет компании заключается в совершенствовании клиентоориентировнной модели, с этой целью осуществляется внедрение инструментов BI и перевод контакт-центров на платформу Cisco.
CNews: Какие стратегические цели стоят перед вашей компанией,
и какую роль в их достижении играет ИТ-инфраструктура?
Ксения
Пономарева: На сегодняшний день компания «ЭР-Телеком» входит в двойку
крупнейших интернет-провайдеров России и четверку крупнейших операторов
платного ТВ. На долю компании приходится по 10% рынка ШПД и КТВ. В рамках
лидерской стратегии мы ставим себе цель к концу 2014 г. удвоить эти показатели
и стать лидером на рынке платного ТВ и интернет.
Для достижения столь амбициозной цели компания должна
расти намного быстрее рынка, и в этом контексте департамент ИТ выполняет вполне
конкретную миссию – мы избавляем наших сотрудников от необходимости заниматься
неинтеллектуальным механистическим трудом. Автоматизируя рабочие места, повышая
эффективность работы каждого сотрудника, мы придаем ускорение всем
бизнес-процессам компании. Мы создаем инструменты для простых и удобных
коммуникаций в режиме онлайн из любой точки мира. Для топ-менеджмента компании разрабатываем
эффективные инструменты для принятия управленческих решений на базе BI. Гибкость,
оперативность и стабильность ИТ-сервисов – это то, чего от нас сегодня ждут
наши внутренние клиенты – сотрудники компании.
CNews: В чем заключается специфика построения
ИТ-инфраструктуры в телекоммуникационной отрасли?
Ксения
Пономарева: В основном все крупные игроки имеют разветвленную
региональную сеть. Наша компания работает в 56 городах России. Для обеспечения работы
такой сложной сетевой инфраструктуры требуются большие трудозатраты. Поэтому
для телеком-операторов так важно развивать собственные магистральные сети.
На сегодняшний день мы завершаем проект объединения всех
наших городов в единую сеть. Благодаря этому у нас есть возможность
сконцентрировать все информационные сервисы - и биллинговое оборудование и
оборудование инфраструктуры - на 3-4 площадках. В результате повышается надежность
сети, растет скорость доступа к информационным системам во всех городах
присутствия. Для нас принципиально важно, чтобы менеджеры контакт-центров имели
моментальный доступ к данным для предоставления полноценной и оперативной
обратной связи абоненту. По данным Net Index, «Дом.ru» сегодня
является самым скоростным интернет-провайдером в стране, и мы прилагаем
максимум усилий для того, чтобы построить самый «скоростной» клиентский сервис.
CNews: Расскажите, какие ИТ-проекты были реализованы вами в
2012-первой половине 2013 гг.? Какие планы на вторую половину 2013-2014 гг.?
Ксения
Пономарева: Основной проект 2012 - начала 2013 г. – перевод
контакт-центров на платформу Cisco. Мы рассчитываем, что это решение позволит нам
существенно улучшить качество обслуживания клиентов: приоритезировать и
маршрутизировать входящие обращения, выявить часы наибольших нагрузок,
соответственно, оптимизировать работу персонала – правильно спланировать
рабочий график, подстроить графики под желания сотрудников и т.д. Уже сейчас
есть первые результаты - мы достигли одного из лучших показателей service-level в отрасли - 80/40. Это означает, что 80% вызовов мы принимаем за 40 секунд.
Еще один важный проект – BI,
который мы сейчас активно развиваем, и который набирает все большую
популярность как у топ-менеджеров, так и у линейных руководителей. С помощью BI мы
мониторим наш «путь к мечте» – то, насколько наши текущие показатели соответствуют
нашей стратегии. Любой руководитель может в режиме онлайн увидеть основные
производственные показатели, оценить текущее положение своего подразделения или
филиала, проанализировать, какие бизнес-процессы ему нужно «подкрутить», чтобы
приблизиться к мечте. В BI доступны как показатели верхнего уровня – количество
активных абонентов, выручка, затраты, прибыль, так и показатели конкретных бизнес-процессов, такие как KPI
агента, количество выданных скидок, регулярность обучения сотрудников, причины
наиболее частых обращений Абонентов и другие.
CNews: Услугами каких ЦОДов вы пользуетесь – собственных или
внешних? Почему?
Ксения
Пономарева: Поскольку мы предоставляем широкий спектр
телекоммуникационных услуг для физических лиц и корпоративных клиентов, которые
требуют высокой степени надежности, в компании действуют только собственные
ЦОДы, которые используются в том числе и для внутренних нужд. Есть основной
ЦОД, в котором сосредоточены централизованные сервисы, есть несколько локальных
мини-ЦОДов. Как уже отмечалось ранее, в целях увеличения отказоустойчивости
ИТ-услуг мы в настоящий момент консолидируем всё ИТ-оборудование в 3-4 ЦОДах.
Кроме того, стабильность наших внешних и внутренних
серверов контролируется в едином центре мониторинга компании. Центр мониторинга
позволяет оперативно реагировать на любую внештатную ситуацию в сети. Каждый
случай обрабатывается системой в автоматическом режиме, позволяя проактивно реагировать
на любое событие. Это позволяет предотвращать до 95% аварийных ситуаций, что
вкупе с современной инфраструктурой гарантирует до 99,9% времени бесперебойной
работы сети.
CNews: Какая система бизнес ПО является для вас ключевой?
Ксения Пономарева:
Исторически основной в компании является система собственной разработки. Первоначально
она была создана как биллинговая система, однако, по мере развития бизнеса
потребовалось автоматизировать ключевые бизнес-процессы. Это, в первую очередь,
процессы, связанные с обслуживанием клиентов: регистрация заявок на подключение
и сервисных заявок, назначение их на техников, отчётная среда для отслеживания качества
исполнения этих процессов и так далее. По мере территориального развития
появилась необходимость отлеживать показатели по одному конкретному
бизнес-процессу в разрезе всех городов.
Таким образом, по мере роста и развития компании
усложнялась и совершенствовалась архитектура этой информационной системы. На
сегодняшний день все основные процессы и среда для контроля качества их
выполнения в данной системе детально описаны в соответствии с потребностями
компании. Это позволяет нам гарантировать клиентам заявленные характеристики
сервиса. Например, мы гарантируем, что сервисная заявка выполняется в течение
24 часов. Мы можем дать такую гарантию, так как реально обладаем всеми
инструментами для ее обеспечения.
Также по мере взросления мы стали присматриваться к
готовым продуктам, успешно работающим в отрасли. Так появилась упомянутая платформа Cisco, на
которой работают все наши контакт-центры.
СNews: Проекты
по внедрению какого ПО наиболее актуальны в настоящее время и почему?
Ксения
Пономарева: Поскольку органический рост рынка ШПД и платного ТВ
существенно замедлился, всё более значимым становится понимание желаний клиентов,
потому сегодня мы увлечены развитием систем бизнес-аналитики.
Помимо BI, в данный момент мы развиваем для более глубокой
аналитики IBM SPSS, с
помощью которой учимся исследовать отток, анализируем причины
неудовлетворенности клиентов, соответственно, принимаем превентивные меры по
устранению этих причин. Система также позволяет исследовать эффективность
маркетинговых акций и максимально персонифицировать управление лояльностью
наших клиентов.
Еще одна приоритетная задача для ИТ-службы – внедрение
бизнес-ПО для автоматизации процессов HR блока.
CNews: Пользуетесь ли вы продуктами SaaS?
Ксения
Пономарева: Нет, не пользуемся.
CNews: Какие работы вы отдаете на аутсорсинг? Насколько
перспективной вы считаете эту модель и в каких сегментах она применима?
Ксения
Пономарева: Вопреки распространенному мнению о том, что на аутсорсинг
нужно выводить службы поддержки первого уровня, мы, наоборот, в основном на
аутсорсинг передаем поддержку высокотехнологичных платформ, которые требуют узкоспециальной
компетенции,такие как Cisco и Oracle. Такие специалисты стоят дорого, и держать их в штате
неэффективно. В то же время, это работа с «железом», которая не требует прямой
коммуникации с сотрудниками компании.
Такие службы как АХО, HR, юристы, ИТ, по нашему глубокому убеждению, ни в коем
случае не могут быть выведены на аутсорсинг. Функции, которые предполагают
коммуникацию с сотрудниками компании, должны выполняться сотрудниками этой же компании, которые разделяют общие принципы,
ценности и подходы. Так происходит развитие клиентоориентированности «изнутри –
наружу». Ведь то, как сотрудник техподдержки обслужит, скажем, менеджера
контакт-центра, в конечном счете напрямую влияет на то, как сотрудник
контакт-центра обслужит клиента.