Спецпроекты

На страницу обзора
Интернет в России: прирост абонентов замедлился, цены остались прежними
Потенциал расширения интернет-аудитории в крупных городах России практически исчерпан – основные точки роста сосредоточены в небольших населенных пунктах. Нет оснований и для существенного падения цен на интернет-доступ в ближайшие годы, Дальний Восток все еще платит за интернет в 10 раз больше Москвы.

Годовой прирост интернет-пользователей в России (люди старше 18 лет, выходящие в Сеть хотя бы раз в месяц) составил 7%. Всего к весне 2014 г. зафиксировано 68,7 млн таких пользователей, посчитали в Фонде «Общественное мнение» (ФОМ). При этом более 56 млн отечественных интернетчиков относятся к категории активных – они выходят в Сеть ежедневно. Уровень проникновения интернета в России – 59% – уже сопоставим с показателями ряда развитых стран, например, Италии.

Региональная экспансия

Период бурного увеличения российской интернет-аудитории, отмечаемый последние 10 лет, судя по всему, закончился, и далее нас ждет плавный рост. По данным ФОМ, c осени 2012 по осень 2013 г. прирост численности пользователей составил менее 9% – это самый низкий показатель за последние 10 лет. Однако в абсолютных цифрах прирост выглядит впечатляюще – более 5 млн человек.

По оценкам J’son & Partners Consulting, проникновение в регионах (без Москвы и Санкт-Петербурга) по итогам 2013 г. составило почти 47%. «Сейчас возможностей для органического роста рынка в крупных городах все меньше, – признает Кирилл Локтев, руководитель группы исследователей-аналитиков J’son & Partners Consulting. – Основной прирост рынка будет осуществляться за счет увеличения проникновения в средних и малых городах. В общей структуре абонентской базы их доля будет увеличиваться за счет расширения охвата сетей как федеральных, так и местных операторов и активной конкурентной борьбы, которая делает услуги более качественными и доступными».

Маленькие города постепенно догоняют большие по уровню проникновения интернета, соглашаются исследователи компании «Яндекс». Кроме того, стираются различия между регионами по доступности подключения к сети. Среди аудитории интернета становится все больше людей старшего возраста. На возрастную группу «до 35 лет» по-прежнему приходится более половины аудитории Рунета, но их доля продолжает снижаться. Детей и молодежи среди пользователей больше всего в малых городах и в сельской местности, а людей старшего возраста – среди москвичей.

Либеральная мобильность

Разрыв между регионами по доступности мобильного интернета гораздо меньше. Если к началу 2013 г. разница в цена за 1 ГБ трафика между самым дорогим и самым дешевым регионом составляла 4,2 раза, то к концу года – всего 2,4 раза.

По данным TNS, в декабре 2013 г. различными мобильными устройствами (телефоны, смартфоны, планшеты) для выхода в Сеть воспользовались 25,5 млн жителей российских городов с населением более 100 тыс. человек. Это более 40% населения этих городов в возрасте старше 12 лет. Общая численность аудитории мобильного интернета в России за год выросла в 1,5 раза – на 8,7 млн человек. Самые высокие темпы прироста отмечены на Урале и в Москве – 69% и 64% соответственно.

Структура пользователей интернета по типам населенных пунктов

struktura_grafik.png

Источник: Фонд "Общественное мнение", зима 2013–2014

По данным «Яндекс.Метрики», чаще всего мобильным интернетом пользуются жители экономически развитых регионов России. Хуже всего дела обстоят в регионах с относительно низким уровнем доходов, а также в отдаленных частях страны, где инфраструктура доступа не развита. В столицах мобильным интернетом пользуются в 2–3 раза активнее, чем в среднем по России. Среди регионов наиболее активны мобильные пользователи Уральского федерального округа.

Инфраструктурный вопрос

В крупных городах многоквартирный жилой фонд почти полностью (на 80–90%, как оценивают в J’Son & Partners) подключен к сетям крупных федеральных игроков («Ростелеком», «ЭР-Телеком», МТС, «ВымпелКом», ТТК), либо обслуживается местными провайдерами. Зачастую абонент может выбирать из предложений 4–5 компаний. Большие трудности испытывают жители частного сектора. Крупные интернет-провайдеры не спешат проводить волоконно-оптические сети к частным домам, однако в последнее время этим начинают заниматься некоторые локальные игроки. Несмотря на высокие капитальные затраты, это один из немногих оставшихся источников органического роста абонентской базы в городах.

В малых городах, где доля частного сектора намного больше, проблема проводного ШПД стоит еще острее. Дело в том, что операторам невыгодно тянуть оптику в эти районы из-за низкой рентабельности строительства сетей, а также более низкой платежеспособности населения. Как правило, в таких городах люди активно используют мобильный интернет, который, впрочем, зачастую не отличается хорошим качеством и высокими скоростями из-за слабого покрытия глубинки современными сетями.

В ближайшее время регионы в основном уповают на LTE. Как считают эксперты J’Son & Partners, дополнительным драйвером рынка LTE-оборудования может стать внедрение принципа технологической нейтральности. В декабре 2013 г. Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) легализовала использование GSM-частот 900/1800 МГц при развертывании сетей LTE, наложив требование по покрытию малых населенных пунктов.

Те же деньги – выше скорость

Рост проникновения интернета в России, развитие технологий (в частности, динамичное развертывание 3G и начало развертывания сетей 4G/LTE), а также усиление конкуренции – эти факторы способствуют снижению средних цен на интернет. По данным «Яндекса», за 2013 г. средняя заявленная провайдерами скорость фиксированного широкополосного доступа выросла, а стоимость безлимитного доступа в пересчете на 1 Мб/с снизилась во всех регионах России. Сильнее всего интернет подешевел на Юге, Дальнем Востоке и в центральных регионах России, а меньше всего — в столицах. Несмотря на повсеместное снижение цен, разница между регионами по цене и доступности интернета по-прежнему огромна. Например, за 1 Мб/с жители Дальнего Востока платят почти в 10 раз больше, чем москвичи.

По мнению аналитиков рынка интернета в России, тенденция к снижению тарифов, а значит, и падения операторского ARPU, в ближайшие годы продолжится, однако существенных скидок ждать не стоит. По мнению Кирилла Локтева, ARPU будет падать как в частном, так и в корпоративном сегменте, где это будет происходить за счет применения индивидуальных подходов к формированию тарифов.

В частном сегменте снижение ARPU будет продолжаться во многом благодаря конкурентной борьбе среди операторов, которые стараются переманить абонентов друг у друга, регулярно проводя акции и делая более выгодные предложения. Но в первую очередь провайдеры будут привлекать абонентов качеством услуг и уровнем сервиса, поэтому резкого падения ARPU уже не предвидится, уверен аналитик.

Скорость фиксированного ШПД продолжает динамично расти, а его цена в пересчете на 1 Мб/с – снижаться. Как отмечают эксперты Яндекса, средний чек за услуги интернета существенно не изменился и по-прежнему составляет i500–600 в месяц на одного абонента – дело в том, что потребители предпочитают все более быструю связь за те же деньги.

Цена ШПД в пересчете на 1 Мб/с в регионах по тарифам i500–600 в месяц

yandeks_internet.jpg

Источник: Яндекс, 2014

Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин полагает, что это преимущественно связано с увеличением спроса на «тяжелый» цифровой контент и другими изменениями в структуре рынка, в том числе с увеличением доли мобильного трафика. В среднесрочной перспективе стоимость услуг связи, в том числе услуг передачи данных, продолжит снижаться, ожидает он. Новыми сильными драйверами дальнейшей коррекции ценовой конъюнктуры, по его словам, может стать переход на более совершенные технические решения, в частности развертывание сетей связи четвертого поколения, развитие технологий FTTx и других высокоскоростных архитектур.

Интернет-коммунизм

На картах российских городов становится все больше хот-спотов – точек доступа на местности, с помощью которых пользователь ноутбука, планшета или смартфона с модулем Wi-Fi может получить доступ во всемирную паутину. Активно развивается направление бесплатного Wi-Fi-доступа. С одной стороны, бизнес предоставляет своим клиентам (пассажиры фирменных поездов, покупатели магазинов, посетители торговых центров и салонов красоты и т.д.) приятный бонус в виде свободного высокоскоростного интернета. Так, согласно исследованиям туристического поисковика Kayak, бесплатный Wi-Fi своим постояльцам уже предоставляют 95% российских гостиниц. С другой стороны, органы власти реализуют муниципальные программы развития Wi-Fi-доступа.

На многих форумах популярными среди пользователей темами становится обсуждение поиска бесплатного интернета. По уровню насыщенности Wi-Fi в режиме free лидирует Москва. В последнее время столичные власти уделяют самое пристальное внимание развитию интернет-доступа на социальных объектах. Самый амбициозный проект реализуется в московском метрополитене. В конце 2013 г. заработала сеть на всей Кольцевой линии, и только за первый месяц работы бесплатным Wi-Fi воспользовались более 500 тыс. пассажиров, а объем переданного трафика за этот период составил 12 ТБ. Точками доступа также были оборудованы поезда, курсирующие по Каховской, Калининской и Сокольнической линиях. Начальник московского метрополитена Иван Беседин обещает, что к 2015 г. возможность бесплатного входа в интернет получат пассажиры всех других линий.

Свободный доступ в Сеть реализован и на нескольких маршрутах наземного общественного транспорта. В течение лета Правительство Москвы также обещает осуществить подобный эксперимент на 10 остановках.

Wi-Fi продолжает завоевывать любимые места отдыха москвичей и гостей столицы – городские парки. К маю 2014 г. точками доступа были оборудованы 14 городских парков – всего 165 хот-спотов, самая крупная сеть – 28 хот-спотов – развернута в парке «Сокольники». Скорость доступа достигает 2 Мб/с. Кроме того, бесплатные точки доступа можно встретить в московских школах, вузах, больницах и ряде других социальных объектов.

Есть интересные проекты «народного Wi-Fi» и в регионах. Например, в Казани социальные точки доступа можно встретить практически во всех районах города, самая крупная сеть развернута на туристических маршрутах. В Оренбурге ради комфорта пассажиров хот-спотами были оборудованы 50 автобусов. Уникальную сеть в регионах построил «ЭР-Телеком»: в 56 городах Wi-Fi раздают более 5 тыс. хот-спотов компании. По итогам 2013 г. в ней работали 27,5 млн пользователей, совершивших около 120 млн регистраций. Подобные примеры «интернет-коммунизма» можно встретить во многих субъектах России.

Андрей Арсентьев

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Telecom 2014: Крупнейшие телекоммуникационные компании России - м
Преимущественная бизнес-модель Выручка 2012, iтыс.
1 Сотовая связь 378 240 000
2 Сотовая связь 332 435 000
3 Сотовая связь 272 336 000
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2014
Выручка от проектов в телекоме 2013, тыс. руб. Рост 2013/2012, %
1 21 551 800 -31.08%
2 17 671 091 -2.42%
3 7 580 250 -10.97%
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2014
Выручка от проектов в телекоме 2013, тыс. руб. Рост 2013/2012, %
1 21 551 800 -31,08%
2 17 671 091 -2,42%
3 7 580 250 -10,97%
Подробнее

Рейтинги

CNews Telecom 2014: Крупнейшие телекоммуникационные компании России
Преимущественная бизнес-модель Выручка 2012, iтыс.
1 Сотовая связь 378 240 000
2 Сотовая связь 332 435 000
3 Сотовая связь 272 336 000
Подробнее