Спецпроекты

На страницу обзора
Розница уповает на оптимизацию и онлайн-канал
В 2013 г. ритейлеры много внимания уделяли оптимизации сетей, предлагали клиентам широкий ассортимент смартфонов и планшетов. В условиях замедления темпов роста рынка компании повышают акцент на интернет-продажах.

Сотовая розница в России за последние годы приблизилась по своему подобию к западным стандартам ритейла. Ведущие операторы развивают собственные сети, в салонах которых можно не только приобрести SIM-карту, телефон и пополнить баланс, но и получить ряд дополнительных услуг.

«Большая пятерка» сотового ритейла – «Евросеть», «Билайн», МТС, «Мегафон» и «Связной» – в сумме обладают примерно 20 тыс. салонов. Большой рост числа торговых точек отмечен у «Билайна», розничной сети оператора «Вымпелком». Количество его монобрендовых салонов за год утроилось, дойдя до 1,24 тыс., есть также около 2,9 тыс. франчайзинговых магазинов. Компания стремится оптимизировать работу своих салонов, чтобы сократить время обслуживания клиента и предотвратить образование очередей. Дополнительно «Вымпелком» совместно с сетью «ИОН» развивает проект «Ноу Хау» – магазины с большим ассортиментом устройств и аксессуаров, где посетителям предложен широкий выбор услуг по настройке цифровой техники и подключению дополнительных сервисов.

Сеть Количество салонов на начало 2014 г. Рост числа салонов по сравнению с началом 2013 г.
Евросеть Более 5000 0%
Билайн 4140* +33%
МТС 4034* –10%
Мегафон 3800* н/д
Связной 3458 +4%

Источник: CNews Analytics, 2014

*С учетом франчайзинговых

«Мегафон» за прошлый год увеличил число своих фирменных салонов более чем на 100. Теперь у компании примерно по 1,9 тыс. собственных и франчайзинговых магазинов. Число салонов «Связного» выросло на 4%, к началу 2014 г. у компании было около 3,5 тыс. точек. «Евросеть» уже несколько лет придерживается стабильной политики в отношении развития своей сети: общее число салонов сохраняется в районе 5 тыс., но, естественно, ритейлер ищет оптимальные варианты присутствия в регионах, закрывая неприбыльные магазины и открывая новые в перспективных местностях.

В 2013 г. существенно сократила свою розничную сеть компания МТС – более чем на 10%. Оптимизация затронула в основном точки, работающие по франшизе, – их стало меньше почти на четверть. Число собственных салонов за год практически не изменилось. Изначально по франчайзинговой модели магазины МТС работают в основном в отдаленных регионах и небольших населенных пунктах.

Рынок с большим вниманием наблюдает за развитием розничной сети четвертого федерального оператора – компании Tele2. Пока она сравнительно небольшая. В первом квартале 2014 г. количество монобрендовых салонов и компактных фирменных модулей Tele2 достигло 1200.

«Умный» драйвер

В 2013 г. российские сотовые ритейлеры фиксировали стагнацию основного направления бизнеса – продаж мобильных телефонов, что связано с общей экономической ситуацией в стране и постепенным насыщением рынка. Мобильников в итоге было продано меньше примерно на 1%. Правда, в денежном выражении рынок вырос на 10%, но это меньше показателя 2012 г., когда рост составил более 15%.

Продолжался активный рост доли смартфонов – по итогам прошлого года она достигла 47% против 31%: в 2012 г. и 20% в 2011 г. Количество смартфонов, проданных за прошлый год, составило 19,7 млн, подсчитали в компании МТС. Это на 54,2% больше, чем в 2012 г. В деньгах рост был меньше, выручка ритейлеров здесь увеличилась на 36,9%. Смартфоны в России дешевеют – средняя цена одного проданного устройства за год снизилась на 11,2% и составила чуть более i9,5 тыс.

Компания Объем продаж телефонов в 2014 г., млн штук (динамика 2014/2013) Объем продаж телефонов в 2014 г., iмлрд (динамика 2014/2013) Доля числа смартфонов в общем количестве проданных компанией телефонов в 2014 г.
Евросеть 41,6 (–1%) 225 (+10) 47%
МТС 41,7 (–1,2%) 230,7 (+12,2%) 47%
Связной 39 (–1%) 215 (+12%) 47%

Замедление роста рынка мобильных устройств в денежном выражении – следствие возросшего спроса не только на смартфоны, но и на обычные мобильные телефоны низкого ценового сегмента. Больше половины проданных в минувшем году обычных телефонов – около 12,5 млн штук – стоят не дороже i1800.

Именно в 2013 г. на рынке появились «умные» устройства стоимостью менее i1,5 тыс., отмечают эксперты группы компаний «Связной». Более доступными стали не только «базовые» версии смартфонов, но и модели с дополнительными функциями (LTE, поддержка NFC, специальные фотографические функции), которые все больше востребованы у покупателей. Топ-5 лидеров по продажам в 2013 г. остался неизменным – в него снова вошли Samsung, Nokia, Apple, Sony и HTC. Суммарно эти бренды заняли свыше 60% в продажах смартфонов в натуральном выражении на российском рынке, оценивают в «Связном». Опережающий рынок рост продаж смартфонов обусловлен высоким спросом на бюджетные брендированные устройства для доступа в интернет и стимулирующие предложения на услуги передачи данных, комментируют в МТС.

Кроме того, по данным МТС, пользователи смартфонов в минувшем году увеличили долю в структуре трафика данных в сетях российских сотовых операторов до 26% (с 18% в 2012 г.). Причина этого – эволюция сетей операторов, которые позволяют потреблять большие объемы трафика, в том числе тяжелого видео-контента. Вместе с ростом доли в структуре трафика «умные» телефоны увеличили и долю в структуре общих доходов операторов (включая голосовые, SMS, мобильный интернет и др.) – до 53% на конец года, что на 4 процентных пункта больше, чем в первом квартале 2013 г.

В России продолжает активно расти сегмент планшетов. По данным компании «Евросеть», за 2013 г. на рынке было продано 6,7 млн планшетов, что на 107% больше, чем в 2012 г. Рынок в денежном выражении увеличился на 55% до i78 млрд. Средняя цена одного устройства сократилась на 25% до i11,6 тыс. В 2013 г. лидером рынка планшетов в количестве продаж стал Samsung. Все увеличивающаяся конкуренция со стороны B-брендов (Texet, Prestigio и прочие) в большей степени отразилась на падении доли Apple, который продолжает удерживать лидерство в денежном выражении.

Наибольшим спросом на рынке пользуются планшеты с памятью в 32Gb и в 16Gb. Незначительно выросла доля устройств с памятью в 8Gb, а также сократились продажи планшетов с памятью от 64Gb и выше. По данным МТС, доля пользователей планшетов в структуре трафика в 2013 г. увеличилась с 5% до 9%, а в общих доходах операторов – с 3% до 4%.

Поиск новых точек роста

Генеральный директор группы компаний «Связной» Майкл Тач (Michael Tuch) ожидает, что усиление конкуренции приведет к дальнейшему повышению доступности «умных» устройств и снижению достигнутого в декабре 2013 г. «исторического минимума» средней стоимости смартфона. Все это позволит России вскоре догнать западные страны по уровню проникновения «умных» трубок, уверен Майкл Тач. По прогнозам «Евросети», в 2014 г. рынок смартфонов и планшетов в России уверенно побьет прошлогодний рекорд. В компании считают, что по итогам года доля смартфонов на рынке мобильных устройств составит не менее 75% в натуральном выражении и более 96% в денежном.

Но замедление темпов роста российского рынка гаджетов продолжается в 2014 г., считают участники рынка. Негативный прогноз заставит традиционных ритейлеров искать новые возможности для роста – как за счет диверсификации бизнеса, так и за счет активного развития интернет-торговли. По данным МТС, в 2013 г. онлайн-продажи составили 14% всего рынка мобильных устройств в России. «К 2016 г. этот рынок вырастет примерно на 10% до i254,4 млрд, а доля онлайн-продаж мобильных устройств вырастет в 2 раза примерно до 30% – то есть почти каждая третья покупка гаджета будет происходить через интернет, – заявил вице-президент МТС по продажам и обслуживанию Вадим Савченко. – При этом рынок онлайн-продаж гаджетов будет расти более агрессивно, чем обычный онлайн-ритейл в целом, доля которого в общем объеме розничной торговли в России еще несколько лет не превысит одноцифровых значений».

Несмотря на общие вполне позитивные прогнозы, отдельные участники рынка настроены довольно пессимистично и с тревогой ожидают будущее. По мнению президента «Евросети» Александра Малиса, 2014 г. окажется очень тяжелым для многих региональных сотовых ритейлеров. Многие из них могут прекратить свое существование. А оставшиеся компании будут считать за успех, если им удастся отработать «в ноль». «У людей стало меньше денег, мы видим это в цифрах рынка, а также анализируя потребительское поведение, – говорил Александр Малис в январе. – Можно ли считать это новым потребительским кризисом? Да. Будет ли он болезненнее 2008 г. – пока не ясно. Но то, что этот год станет санитарным для всей отрасли торговли – абсолютно очевидно».

Андрей Арсентьев

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2014 - м
Выручка от проектов в телекоме 2013, тыс. руб. Рост 2013/2012, %
1 21 551 800 -31,08%
2 17 671 091 -2,42%
3 7 580 250 -10,97%
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2014
Выручка от проектов в телекоме 2013, тыс. руб. Рост 2013/2012, %
1 21 551 800 -31.08%
2 17 671 091 -2.42%
3 7 580 250 -10.97%
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2014
Выручка от проектов в телекоме 2013, тыс. руб. Рост 2013/2012, %
1 21 551 800 -31,08%
2 17 671 091 -2,42%
3 7 580 250 -10,97%
Подробнее

Рейтинги

CNews Telecom 2014: Крупнейшие телекоммуникационные компании России
Преимущественная бизнес-модель Выручка 2012, iтыс.
1 Сотовая связь 378 240 000
2 Сотовая связь 332 435 000
3 Сотовая связь 272 336 000
Подробнее