Спецпроекты

На страницу обзора
Выручка топ-10 крупнейших игроков рынка EdTech в 2023 г. достигла ₽11,5 млрд

Функциональные цифровые сервисы помогут сделать процесс образования более эффективным и персонализированным. Если корпоративные университеты активно работают со всеми доступными инструментами, то вузы, в особенности, школы еще с осторожностью пользуются онлайн-сервисами. Игроки EdTech-сегмента уверены, что для развития рынка необходимо выработать единые стандарты и рекомендации по выстраиванию процесса обучения. Опрошенные CNews эксперты отмечают, что чаще всего заказчики обращаются за цифровыми решениями для организации обучения для ИТ-специалистов. Несмотря на престиж и большой интерес к профессии кадров по-прежнему не хватает. Чуть реже предприятиям требуются сервисы, чтобы обучить персонал цифровым компетенциям, без которых сложно представить современные бизнес-процессы. 

Рокировка лидеров EdTech-рынка

CNews Analytics опубликовал рейтинг «Крупнейшие игроки рынка EdTech и цифровизации образования» по итогам 2023 г. В последний раз такое исследование было представлено по данным 2020 г. В рейтинге — 33 компании против 22 участников в 2020 г. Общий объем выручки за 2023 г. составил ₽12,6 млрд. Представители первой десятки получили ₽11,5 млрд (91,7% от общего объема), что на 103,7% больше, чем в 2020 г.

Пальму первенства по итогам 2023 г. забрала платформа для запуска онлайн-курсов и онлайн-школ GetCourse, поднявшаяся с третьей строчки. В минувшем году она заработала ₽4,8 млрд, что на ₽3,2 млрд больше, чем в 2022 г. и на ₽4,1 млрд больше, чем в 2020 г. Прирост за 2022–2023 г. составил 203%. Второе место у разработчика решений для корпоративного обучения iSpring. Компания получила в 2023 г. ₽2,2 млрд против ₽1,6 млрд в 2022 г. Позитивная динамика — 40%. Третью строчку заняла компания NexTouch, производящая российское интерактивное оборудование, в частности, для образовательных учреждений. За 2023 г. она заработала ₽1,2 млрд. Проследить динамику не представляется возможным, так как компания не раскрыла данные о выручке в 2022 г.

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ-решений для образования

2023 2020 Название организации Выручка от создания ИТ-решений для образования в 2023 г., ₽млн с НДС Доля в общей выручке, которая приходится на ИТ-решения в образовании в 2023 г., % Выручка от создания ИТ-решений для образования в 2022 г., ₽млн с НДС Динамика 2023/2022, %
1 3 GetCourse 4 841 100 1 597 203%
2 iSpring 2 232 1 600 40%
3 NexTouch 1 266
4 5 МТС Линк 1 008 100 835 21%
5 Форт Диалог 529 480,3 10%

Источник: CNews Analytics, 2024

Перейти к полной таблице

На четвертой позиции расположился «МТС Линк», создавший собственную экосистему, в рамках которой можно проводить вебинары, работать с онлайн-досками и создавать обучающие курсы. Компания получила ₽1 млрд против ₽835 млн в 2022 г. Рост составил 21%. В 2020 г. объем ее выручки был на уровне ₽427,5 млн. Пятое место у «Форт Диалога», занимающегося оснащением образовательных учреждений современным оборудованием, интерактивными средствами обучения. Компания заработала ₽529 млн, что на ₽49 млн больше, чем в 2022 г. Позитивная динамика — 10%.

Участники рынка EdTech показали позитивную динамику

Из всех компаний, принявших участие в рейтинге, динамику возможно отследить только у 14 игроков, указавших значение полученной за 2022 г. выручки. У 13 организаций рынка зафиксирован рост выручки, среди них: «Кеды профессора» (₽111,6 млн, 568%), «Улей» (₽15 млн, 369%), GetCourse (₽4,8 млрд, 203%), SimbirSoft (₽9 млн, 80%), «Нетрика» (₽386 млн, 54%), iSpring (₽2,2 млрд, 40%), «Уральский центр систем безопасности» (₽10,1 млн, 35%), AutoFAQ (₽4,5 млн, 29%), «МТС Линк» (₽1 млрд, 21%), «Дзенкласс» (₽45,8 млн, 21%), IPR MEDIA (₽280 млн, 11%), «Форт Диалог» (₽529 млн, 10%).

«Высокую динамику выручки связываем с двумя факторами. Первый — консолидация экспертизы по двум направлениям услуг, которые наиболее востребованы: создание образовательных сервисов на базе искусственного интеллекта и модернизация образовательных платформ на базе Moodle. Второй — концентрация усилий на том сегменте рынка, где наша команда обладает наибольшей экспертизой: услуги для федеральных университетов (среди заказчиков — МФТИ, МГИМО, МИСиС, ВШЭ, РУДН)», — сообщили в пресс-службе компании.

Топ-10 игроков рынка EdTech и цифровизации образования

Выручка от создания ИТ-решений для образования в 2023 г., млн ₽ с НДС
4841
2232
1266
1008
529
527
386
357
280
170

Представители платформы GetCourse считают, что добиться позитивного результата удалось благодаря тому, что в 2023 г. рынок онлайн-школ показал значительный прирост. Общий объем выручки составил ₽158 млрд против ₽95 млрд в 2022 г. «Кроме того, мы запустили в рамках экосистемы ряд новых решений и дополнительных инструментов, которые помогают онлайн-школам решать еще больше задач с нашей помощью, а нам приносят дополнительную прибыль», — делится Сергей Михайлов, CEO GetCourse.

Руководитель направления «Образование» компании «Нетрика», разработавшей цифровую образовательную среду для создания единого информационного пространства региона и управления государственными услугами в сфере образования, Эльвира Чернецова отмечает, что ежегодно количество различных услуг, доступных гражданам через госсистемы, увеличивается, и как следствие — растет число пользователей.

«Кроме того, требования к валидации и обработке данных, такие как подтверждение информации через Госуслуги, электронное подписание документов и привязка учетных записей детей, создают потребность в постоянном совершенствовании функционала и доработке систем. Эти изменения обеспечивают не только удобство для пользователей, но и соответствие актуальным регуляторным требованиям, что стимулирует спрос на решения компании», — добавляет собеседник CNews.

Если говорить об отрицательной динамике, то она наблюдается у одной компании — Модум Лаб» (₽80 млн, -26%). В пресс-службе организации пояснили, что в 2023 г. они осуществляли разработку инновационного ПО по двум грантам (Фонда Бортника и РФРИТ), поэтому большая часть ресурсов была направлена на внутренние, а не на коммерческие проекты.

Проблемы EdTech: что предстоит решить игрокам рынка

Как и в любой сфере, в области EdTech есть болевые точки или проблемные вопросы, решение которых может открыть разработчикам новые возможности. К примеру, если говорить о сегменте дистанционного обучения, то игроки рынка указывают на то, что отрасль в России чувствует себя «свободно», так как нет единых стандартов или рекомендаций по выстраиванию учебного процесса, что мешает унификации всего онлайн-образования. При наличии единых стандартов игроки EdTech-рынка могли бы предложить более эффективные цифровые инструменты.

«Например, каждый вуз самостоятельно решает, какую платформу ему использовать для проведения курсов, студентов каких направлений он будет обучать в дистанционном формате, сколько часов и какие виды занятий он переведет в онлайн», — говорит Владимир Казаков, менеджер по продукту бизнес-юнита «Обучение» «МТС Линк». Он считает, что учреждениям были бы крайне полезны развернутые методические рекомендации по организации онлайн-обучения, а, чтобы они действительно улучшали образовательный процесс, регуляторам нужно постоянно находиться в диалоге с вузами, провайдерами онлайн-образования и с профильными сообществами. Эксперт подчеркивает, что, хотя вузы развиваются активнее, школы также нацелены на централизованное использование единого решения. Правда, в них темпы внедрения пока что остаются крайне низкими.

Руководитель отдела разработки портальных и информационных решений департамента корпоративных систем группы компаний «Ланит» Виталий Фурлетов говорит об еще одной особенности российского рынка EdTech: далеко не все государственные образовательные учреждения пользуются цифровыми онлайн-сервисами. «Применение информационных технологий в образовании открывает огромные возможности для улучшения качества обучения и переподготовки специалистов. Однако, несмотря на наличие эффективных инструментов обучения в корпоративном сегменте, они не всегда находят своё применение в государственных учреждениях. Конечно, существуют учебные заведения, которые активно стремятся к цифровизации и внедрению новых методов обучения. Они понимают, что традиционные и часто уже устаревшие методы не могут полностью удовлетворить потребности современного образования. Но, к сожалению, их пока меньшинство», — уверяет эксперт.

Решение проблемы он видит в создании единой системы переподготовки для представителей бизнеса и государственных структур, где обучающийся сможет не только получить диплом о переподготовке, но будет иметь доступ к различным инструментам для самообучения, базам знаний, а также возможность общаться с коллегами из своей отрасли. Подобная система образования, по мнению Виталия Фурлетова, была бы гибким и современным инструментом, способным быстро реагировать на изменения в экономике и обществе.

Еще один важный вопрос — сертификация ИТ-кадров. Дмитрий Красовский, директор «Т1 Цифровая Академия», указывает, что сейчас интерес к ИТ-профессии большой, но сотрудников все равно не хватает.

«Российский EdTech-рынок находится в стадии активного формирования. Среди самых популярных направлений обучения — ИТ-специальности. Наиболее востребованные курсы связаны с программированием, дизайном и аналитикой. По нашей оценке, несмотря на существенный рост обучающихся по этим программам, дефицит ИТ-специалистов все еще существенный. Мы видим большой запрос со стороны отечественных компаний на обучение сотрудников цифровым компетенциям. Кроме того, особенно остро в России сейчас стоит вопрос сертификации ИТ-кадров. Пока мы ограничены набором доступных для этого инструментов: с уходом большого количества международных поставщиков образовательного контента рынок фактически остался без действующих систем оценки компетенций специалистов», — резюмирует эксперт.

Рынок EdTech развивается достаточно активно, большинство компаний, занимающихся разработкой образовательных платформ, показывают позитивную динамику. Об этом говорят результаты проведенного CNews Analytics исследования. Однако проблемные зоны в сфере цифровизации образования все еще не устранены, среди них — отсутствие единых методических рекомендаций для организации дистанционного обучения. Игроки рынка пытаются поспособствовать созданию общего для всех стандарта, поскольку видят заинтересованность в этом представителей различных государственных учреждений, а также корпоративных университетов.

Мария Борисова

37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153