Спецпроекты

На страницу обзора
Новые масштабные проекты в ритейле появятся в 2023-2024 гг.

В 2021 г. рынок розничной торговли восстановился после пандемии и вырос на 7,3%. В 2022 г., по прогнозам аналитиков, оборот розничной торговли может сократиться на 7-9%. При этом рынок электронной торговли будет расти, появятся новые маркетплейсы. Ритейлеры будут переходить на электронные чеки, внедрять оплату по QR-коду или биометрии. Усилится тренд на импортозамещение. Компании будут создавать собственные склады запасных частей для оборудования, искать возможность поставок через параллельный импорт. Новых магазинов станет меньше, а существующие сосредоточатся на росте эффективности и уникальности своего предложения для покупателя. 

Возвращение к росту

По данным Росстата, в 2021 г. оборот розничной торговли возобновил рост и увеличился на 7,3% до ₽39,3 трлн. Из них 47% пришлось на пищевые продукты и табак, а 53% — на непродовольственные товары. Напомним, что по итогам 2020 г. оборот розничной торговли в России сократился на 4,1%.

Выручка крупнейших торговых сетей в 2021 г. выросла на 15,4% до ₽5,9 трлн. Лидером рынка по-прежнему является X5 Retail Group, заработавшая ₽2,2 трлн — на 11,4% больше, чем в 2020 г. На втором месте, как и годом ранее, «Магнит» с показателями ₽1,9 трлн и ростом 19,5%. Самый впечатляющий результат по росту выручки у DNS— ритейлер заработал ₽562,3 млрд, что на 31,5% больше, чем в 2020 г., и вошел в тройку крупнейших торговых сетей, потеснив «Ленту».

Выручка крупнейших розничных компаний в 2021 г.

Компания Выручка 2021, ₽ млрд Выручка 2020, ₽ млрд Динамика 2021/2020, %
X5 Retail Group* 2 199,0 1 973,9 11,4%
Магнит* 1 856,1 1 553,8 19,5%
Wildberries 844,0 437,2 93,0%
DNS* 562,3 427,5 31,5%
Лента* 484,0 445,5 8,6%
М.Видео-Эльдорадо* 476,0 422,1 12,9%
Ozon* 448,3 197,4 127,1%
AliExpress Россия 306,0 209,6 46,0%
О’Кей 185,2 172,8 7,2%
Детский мир 164,3 142,9 15,0%

Источник: CNews Analytics, 2022

* — данные без НДС

Еще более успешным был 2021 г. для онлайн-торговли: совокупная выручка лидеров рынка e-commerce Wildberries, Ozon и Aliexpress увеличилась на 89,3% и составила ₽1,6 трлн. Лидер по росту выручки — Ozon с показателем 127,1%.

Как развивалась цифровизация в 2021 г.

Ритейл относится к отраслям, в наименьшей степени пострадавшим от последствий пандемии. По мнению Дмитрия Смирнова, директора по развитию бизнеса компании «Крок» в ритейле, в 2021 г. рынок ИТ в ритейле вырос на 37-40% по сравнению с 2020 г. Основными причинами этого является бум экосистем, а также раскрутившийся маховик слияний и поглощений.

В прошедшем году в тренде было все, что касается разработки, особенно DevОps. Также в сфере ритейла востребованы решения в сфере BI&BigData, применение нейросетей для анализа больших данныхпредиктивная аналитика. «У крупных торговых сетей бизнес-аналитика уже давно внедрена, так что упор делался на клиентскую аналитику и прогнозирование спроса», — уточняет Дмитрий Смирнов. На основе нейросетей создавались и гибкие инструменты ценообразования. Кроме того, заказчики продолжали переход и развитие своей инфраструктуры в облаках.

Юлия Пчелинцева, BDD Softline Digital, отмечает рост спроса на решения, позволяющие лучше понять клиента, максимально оцифровать его активность и, основываясь на конкретных данных, предложить именно то, что ему нужно, и в нужный момент. Речь идет об аналитике и прогнозировании на базе ИИ, решениях для сбора и обработки данных.

«Можно сказать, что пандемия стала толчком для стремительного развития электронной торговли, быстрого превращения торговых сетей в современные цифровые компании, — продолжает Алексей Плеханов, директор департамента системной интеграции «ФОРС – Центр разработки» (ГК ФОРС). — Затраты на ИТ здесь всегда были высоки, а сегодня они стали еще выше, превращая ключевых игроков рынка в конкурентов для самих ИТ-компаний, традиционных поставщиков решений и услуг».

В прошлом году стали массово внедряться технологии самообслуживания, чат-боты, персонифицированные системы лояльности и многое другое. Практически у всех сетевых игроков уже есть мобильные приложения и реализована возможность заказать продукты онлайн.

Крупнейшие поставщики ИТ в розницу 2021

№ 2021 г. № 2020 г. Название организации Город Совокупная выручка от проектов в рознице в 2021 г. (включая НДС, в ₽тыс.) Совокупная выручка от проектов в рознице в 2020 г. (включая НДС, в ₽тыс.) Рост выручки 2021/2020, % Крупнейшие заказчики в 2021 г.
1 1 Softline* Москва 36 570 741 29 256 593 25,0%
2 Инвента** Москва 17 074 619 6 345 962 169,1%
3 3 Эвотор*** Москва 8 876 268 6 606 905 34,3% Центросоюз, Великолукский мясокомбинат, Военторг
4 5 Крок Москва 5 004 343 4 465 615 12,1% Х5, Ашан, Метро Кэш энд Керри
5 CSI Санкт-Петербург 4 885 718 3 721 990 31,3% Лента, Fix Price, ВинЛаб, Globus

Источник: CNews Analytics, 2022

* — оценка CNews
** — без НДС
*** — данные за 2020 г. скорректирован

Перейти к полной таблице

Массовое внедрение инноваций требует высочайшего уровня сервиса по сопровождению систем, обеспечению их бесперебойного функционирования. Алексей Плеханов подтверждает рост спроса на услуги расширенной технической поддержки со стороны ритейлеров.

Алексей Анкудинов, директор CSI по продуктам Set (кассовая система, разработанная компанией), говорит о спросе на кассовые решения, способные гарантировать быстрый безостановочный процесс торговли при одновременном снижении стоимости владения кассовым узлом и затрат на сервис. Также востребованы печать ценников, интеграция с интернет-магазином и коллаборация с курьерскими службами доставки в торговой точке. «В одной и той же очереди могут стоять как обычные покупатели, так и представители службы доставки. Наша задача сделать так, чтобы покупатель не чувствовал дискомфорт из-за того, что стоит в очереди с оптовиком, — поясняет он. — Есть концепция разделения потоков и разные программы лояльности для обычных покупателей и для юридических лиц. С кассы можно отправлять автоматически Универсальный передаточный документ (УПД) без необходимости печатать, ставить подпись, заверять печатью и т.д.»

Одним из важнейших стимулов внедрения технологий в ритейле стало изменение законодательства, в частности, в области перехода на электронный документооборот (ЭДО), маркировки, продолжает Андрей Романенко, генеральный директор компании «Эвотор». От законодательных новаций есть и дополнительные положительные эффекты. Например, переход на ЭДО позволяет предпринимателям экономить на бумаге. «Мы наблюдаем сейчас бум ЭДО: если раньше бизнес использовал его только для маркированного товара, то теперь— для всех своих закупок, — говорит Андрей Романенко. — Внедрение товарного учета, которого фактически потребовала маркировка, позволяет предпринимателям развивать онлайн-продажи, аналитику, лояльность».

Еще один драйвер развития ИТ в торговле в 2021 г. ― пандемия. В 2020 г. она привела к скачку популярности электронной коммерции. Тренд на рост онлайн-торговли и развитие маркетплейсов сохранился и в 2021 г. Также в прошлом году сети активно внедряли кассы самообслуживания. «В целом востребованы экономичные многофункциональные гибкие решения, которые легко использовать при трансформации и масштабировании бизнеса. Актуально все, что сокращает расходы (на железо, на эквайринг) и сохраняет простой клиентский путь», — подытоживает Андрей Романенко.

Что ждет ритейл в будущем

Аналитики InfoLine прогнозируют, что в 2022 г. оборот розничной торговли в России снизится на 7–9%. Вызовами для рынка станут девальвация рубля, ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ, безработица и инфляция, говорят в InfoLine. Тем не менее, один из крупнейших российских онлайн-ритейлеров Ozon заявил, что его выручка, как и планировалась, увеличится на 80%. Компания намерена изменить подход к логистическим операциям, упаковке, развивать проекты, которые генерируют дополнительную выручку, например, услуги логистики для внешнего рынка, рекламу для продавцов и внешних клиентов.

Опрошенные CNews эксперты отмечают несколько трендов, которые будут доминировать на рынке цифровизации ритейла в текущем году. Андрей Романенко уверен, что в 2022 г. тренд на рост рынка электронной торговли и создание маркетплейсов сохранится. Кроме того, уже сейчас проблема с чековой лентой привела к активному переходу на электронные чеки. Некоторые сети уже практически полностью отказались от бумажных чеков. «Для ритейла отказ от бумажных чеков, скорее всего, станет трендом этого года», — говорит он. Еще одно направление для роста: с освобождением ниши Apple.Pay и Google.Pay появилось поле для развития других платежных решений, например, оплата по QR-коду или биометрии.

Проблема с чековой лентой привела к активному переходу на электронные чеки

Важный тренд — импортозамещение. «Теперь уже вынужденное в связи с уходом с российского рынка глобальных вендоров ПО и оборудования», — уточняет Алексей Плеханов. Еще несколько лет системы, работающие на проприетарном лицензионном ПО, могут эксплуатироваться, но о том, что будет дальше, нужно думать уже сейчас. Алексей Плеханов отмечает интерес отрасли к свободному ПО, при этом запросы в большинстве своем связаны не с замещением отдельных компонентов инфраструктуры, а с проработкой комплексных архитектурных подходов и сквозной технической поддержкой всех внедряемых решений: как программных, так и аппаратных. «Первая паническая волна уже схлынула, и появилась возможность обдуманно выбрать наиболее функциональное ПО, которое кроме всего еще и поможет оптимизировать текущие бизнес-процессы», — дополняет Дмитрий Смирнов.

2022 г. станет годом продаж продуктов в сфере защиты информации. По мнению Дмитрия Смирнова, скорее всего, потребуется массовый переход на отечественные решения, поскольку зарубежные вендоры, из-за санкционной политики, перестали поддерживать свои продукты, что ставит весь бизнес заказчиков под угрозу.

Еще два серьезных тренда: резкое изменение требований регуляторов и нарастание слияний и поглощений. Именно в этом направлении, скорее всего, будут появляться новые проекты.

Алексей Плеханов отмечает, что 2022 г. запомнится ростом затрат на создание собственной «подушки безопасности». Компании предпринимают попытки создать собственные склады запасных частей для серверного оборудования, идет поиск возможностей поставки оборудования через параллельный импорт.

Сегодня перед заказчиками стоит вопрос: поддерживать свои информационные системы самим или отдать внешним подрядчикам. «Решение зависит от возможности компании принять на себя риски и ее желания оптимизировать бюджет, а также от наличия нужных компетенций внутри нее», — говорит Дмитрий Смирнов.

В ближайшие годы ритейлеры будут реже открывать новые магазины. Из-за снижения покупательной способности люди будут чаще ходить в магазины «у дома», где можно сравнить цены, а также не платить за доставку. Это переносит фокус с модных ранее электронных каналов продаж на «каменные» магазины и оптимизацию таких процессов, как логистика и ценообразование, отмечает Дмитрий Смирнов.

Ритейлеры сосредоточатся на росте производительности, эффективности и уникальности своего предложения для покупателя. Будет востребована технология очень низких цен для удержания покупателя — формат жестких дискаунтеров, продолжает Алексей Анкудинов. Для супермаркетов или гипермаркетов — тренды на программы лояльности, персонификацию предложений, развитие разных каналов продаж. Продолжат развиваться сервисы e-commerce. Разморозка проектов, направленных на оптимизацию затрат, начнется лишь после того, как процессы на рынке стабилизируются.

Сохранится устойчивый интерес к решениям с включенностью ИИ, которые позволяют найти новые точки роста для бизнеса в части взаимодействия с клиентами, собственными сотрудниками, а также выстроить процессы в логистике и операциях максимально эффективно, отмечает Юлия Пчелинцева. «В последние месяцы фокус, безусловно, сместился с отечественным решениям. И надо сказать, российским ИТ-компаниям есть, что предложить ритейлу», — уверена она.

По мнению Алексея Плеханова, по мере стабилизации ситуации на ИТ-рынке и в мире, спрос будет расти, прежде всего, на услуги по поддержке работы и развитию систем. Вероятно, для этого заказчикам понадобится помощь в приобретении экспертизы в области свободного ПО, им придется перестраивать не только программно-аппаратные комплексы, но и свои внутренние бизнес-процессы под новую парадигму работы, что является не менее сложной задачей. «Оказание услуг, уход от реселлинга в такой ситуации может быть точкой роста для бизнеса ИТ-интеграторов», — говорит он. А Дмитрий Смирнов уверен, что новых масштабных проектов стоит ожидать не ранее 2023-2024 гг.

Наталья Рудычева

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в розницу 2021
№ 2021 г. Название организации Совокупная выручка от проектов в рознице в 2021 г. (с НДС, ₽тыс.)
1 Softline* 36 570 741
2 Инвента** 17 074 619
3 Эвотор*** 8 876 268
Подробнее