В 2022 г. выручка топ-20 поставщиков ИТ в ритейл сократилась на 9%. Главная причина — разделение бизнеса крупнейшего игрока Softline на российский и международный, в результате которого показатель группы компаний снизился примерно на 40%. В целом же в прошлом году рынок ИТ в ритейле не сильно изменился в денежном выражении. Заказчики и разработчики достаточно быстро адаптировались к новой реальности, зависимость крупных ритейлеров от иностранных решений оказалась не такой уж большой, а господдержка стимулировала спрос на российские разработки у малого и среднего бизнеса. Можно сказать, что импортозамещение стало поводом для модернизации ИТ-инфраструктуры.
Итоги года для крупнейших поставщиков ИТ в розницу
Совокупная выручка топ-20 участников рейтинга крупнейших поставщиков ИТ в ритейл по итогам 2022 г. составила ₽94,2 млрд. Это на 9% меньше, чем в 2021 г. (₽103,5 млрд). Падение совокупной выручки топ-20 обусловлено целым рядом факторов. Лидер рейтинга Softline в этом году участвует в нем с данными своего российского бизнеса. Так, в 2021 г. компания занимала первое место с выручкой от проектов в ритейле на мировом рынке ₽36,6 млрд, а в 2022 г. сохранила первое место, но уже с выручкой ₽21,8 млрд, полученной в России.
В этом году в рейтинг так и не вернулись отказавшиеся от участия еще в прошлом году «Новый Ай-Ти Проект» и «Ланит», к ним присоединились «Крок» (4 место в 2021 г.) и «Форс» (6 место в 2021 г.). Зато данные за 2022 г.предоставили пропустившие прошлогодний рейтинг «Атол» и IBS. Общее число участников рейтинга растет — по итогам 2022 г. в нем стало на 10 компаний больше.
Порог входа в топ-20 превысил ₽1 млрд. На первую пятерку участников приходится 68,6% от совокупной выручки топ-20 — практически столько же, сколько в прошлом году.
Как уже было сказано, на первом месте Softline — в 2022 г. российский бизнес группы компаний принес ей в сегменте розничной торговли ₽21,8 млрд (в прошлом году Softline участвовала в рейтинге с данными по мировому бизнесу). На втором месте, как и год назад, «Инвента» (₽21,4 млрд). На третьем месте, как и в прошлом году, «Эвотор» с выручкой ₽11,2 млрд. Место отказавшего от участия «Крока» в 2022 г. занял «Атол» (₽5,7 млрд). На пятом месте второй год подряд CSI (₽4,6 млрд).
Как изменился спрос на ИТ
По мнению Алексея Анкудинова, директора по продуктам Set (решения для автоматизации торговли) компании CSI, прошедший год был интересным, став в своем роде новой точкой отсчета или точкой бифуркации — правила игры, казавшиеся аксиомами, менялись стремительно. «Пройдя все 5 стадий принятия, рынок ИТ в ритейле в итоге, на наш взгляд, сильно не поменялся: его участники научились быстро реагировать на новые вызовы, команды сплотились. Да, самих предложений на рынке стало меньше, учитывая уход мировых лидеров вроде SAP, NCR и множества других поставщиков, но накопленный в отрасли опыт позволил оперативно найти замену всем, кому она потребовалась», — говорит он. По оценкам Алексея Анкудинова, рынок ИТ в ритейле в 2022 г. подрос, пусть и не так, как в 2021 г., за счет проектов импортозамещения, за счет выхода российских торговых сетей в страны ближнего зарубежья, развития электронной торговли.
Крупнейшие поставщики ИТ в розницу 2022
Как рассказал CNews Вячеслав Предыбайло, директор по развитию отраслевых решений «Эвотор», несмотря на сложные условия, в которых оказалась отрасль, в 2022 г. в несетевом ритейле наблюдался высокий спрос на ИТ. Важную роль сыграла федеральная программа поддержки цифровизации МСП (оператор ― РФРИТ). В рамках этой программы предприниматели могли покупать отечественное ПО для бизнеса с 50%-ной скидкой. «Отечественные ИТ-разработчики получили возможность не просто нарастить продажи в моменте, но выйти на новых клиентов ― малый и средний бизнес, где проникновение ИТ-решений традиционно очень низкое, а потенциал роста ― невероятно высок», — говорит Вячеслав Предыбайло.
Например, в программе участвовало 32 лицензии на ПО «Эвотора» и независимых ИТ-разработчиков для смарт-терминалов «Эвотор». Всего за год благодаря этой программе более 120 тыс. предпринимателей смогли воспользоваться скидкой, причем половина из них — это предприниматели из небольших городов. По подсчетам «Эвотор», 53% участников программы впервые стали использовать технологические сервисы для своего дела. Доля автоматизации при открытии бизнеса выросла на 60%, доля учетных систем ― на 169%, электронного документооборота ― на 53%. «Мы увидели, что спрос на технологии в МСБ очень высокий, но есть ряд барьеров для цифровизации, в том числе ценовой. А скидка делает ИТ-продукты доступными для малого бизнеса», — говорит Вячеслав Предыбайло.
Арсен Думикян, директор департамента продуктов и развития бизнеса «СберКорус», отмечает, что для компаний рынка ритейла характерен так называемый «зоопарк систем»: внутри торговой сети внедрены десятки ИТ-решений, которые в разной степени интегрированы друг с другом. Поэтому смена поставщиков ПО могла значительно повлиять на внутренние процессы. «Однако, эти изменения на рынке станут, и, для многих, уже стали толчком к упорядочиванию ИТ-сервисов в инфраструктуре всего бизнеса в целом», — уверен он.
Столкнувшиеся с необходимостью замены привычных ИТ-решений заказчики оказались не готовы переходить на менее функциональные аналоги. «Основной сложностью для поставщиков в 2022 г. был отказ заказчиков снижать свои бизнес-требования к поставляемым решениям», — рассказывает Алексей Сасаев, директор департамента по работе с розничными сетями и сектором товаров народного потребления Softline. Он объясняет это тем, что российский ритейл много лет ориентировался на развитие мировых ИТ, привык к высоким темпам появления новых сервисов.
Алексей Чирков, директор по работе с клиентами IBS, отмечает, что в 2022 г. ритейлеры занимались сохранением бизнеса внутри страны и выстраиванием новых логистических связей. Для многих компаний важным моментом стал отток ИТ-специалистов и связанные с этим риски. Однако, по его мнению, рынок ИТ в ритейле не сильно изменился в денежном выражении. «Многие крупные компании перераспределяли бюджеты и продолжали решение стратегических задач. Большинство компаний оптимизировали расходы весной и летом 2022 года, но на данный момент возвращаются к прежним тратам», — говорит он.
Курс на импортонезависимость
Так, в мае 2022 г. розничная сеть X5 объявила о размещении в собственном дата-центре в Москве, а также в ЦОДе Selectel в Санкт-Петербурге частного облака Salt, созданного на базе собственных разработок Х5 и технологий Open Source. По словам представителей X5, Salt предоставляет пользователям не только инфраструктурные и платформенные сервисы, но и набор автоматизированных процессов, позволяющих цифровому проекту быстро начать работу в облаке со всеми необходимыми настройками безопасности. В рамках Salt реализован новый подход по защите данных, который с одной стороны обеспечивает высокий уровень информационной безопасности, а с другой — удобен для пользователей и не замедляет их работу. Отдельные компоненты платформы предоставляются внутренним клиентам Х5 как сервис, включая ЦОД как услугу в части хранения и обработки данных. Это позволяет обеспечить доступность на уровне 99,9%.
В июне 2022 г. Алексей Корня, исполнительный директор, заместитель генерального директора ритейлера «Магнит» рассказал, что порядка 70-80% ИТ-ландшафта компании реализовано на российских решениях — это ПО, обеспечивающее бесперебойное функционирование касс, бэк-офис, система управления складами, ассортиментом и транспортной логистикой, аналитические платформы. При этом в 2019 г. «Магнит» начал внедрение SAP, и теперь не намерен сворачивать проект. Сейчас компания создает собственный центр экспертизы SAP. Уже внедренные модули продолжат работать. 1 января 2023 г. в облаке на базе российского облачного провайдера была запущена система управления финансами на SAP. Директор по цифровым технологиям розничной сети «Магнит» Юрий Мисник отметил, что кроме SAP, «Магнит» использует решения Microsoft, Oracle, Cisco, VMware, и пока компания не нашла им замену. В тоже время, ритейлер делаю ставку на облачные технологии. К концу первого полугодия 2023 г. он намерен перенести в российское облако две системы уровня Mission Critical. Всего до конца 2023 г. «Магнит» планирует разместить в облаках 20-30% своих систем.
В 2022 г. Wildberries почти в два раза увеличила штат ИТ-специалистов. Они будут заниматься разработкой собственного ПО для совершенствования инфраструктуры компании и созданием уникальных технологических сервисов. В прошедшем году была запущена «уберизация» HR-процессов — разработаны уникальные ИТ-решения, построенные на принципах платформенной занятости: созданы новые рабочие места в различных сегментах интернет-торговли, что позволяет россиянам повышать свои доходы и управлять своим свободным временем. Еще одно направление — цифровизация сервисов для покупателей: в 2022 г. доля обращений покупателей, обработанная с помощью искусственного интеллекта, выросла с 58% до 81%, что позволило повысить скорость решения запросов и уровень клиентского сервиса.
Директор по цифровым инновациям и ИТ ритейлера «Лента» Сергей Сергеев рассказал, ритейлер не сильно зависит от иностранного ПО. В 2022 г. компания быстро мигрировала из Azure в российское облако, однако проект еще не завершен — «приходится что-то довнедрять либо трансформировать решения, которые были, в те решения, которые есть». Составлен план миграции остальных иностранных продуктов. В приоритете замена систем, связанных с транспортной логистикой, планированием и пополнением запасов, на горизонте одного-полутора лет — системы управления человеческими ресурсами, а через два года — систем визуализации и аналитической отчетности.