[an error occurred while processing this directive]

16+

 
Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

iRU

Геннадий Сочилин: Главные события на рынке ноутбуков связаны с поставщиками процессоров

Геннадий СочилинНа вопросы CNews.ru ответил Геннадий Сочилин, заместитель директора по развитию бизнеса iRU.

CNews.ru: Если говорить о знаковых событиях 2003 года в России и в мире, то какие из них, на ваш взгляд, оказали или окажут наибольшее влияние на развитие рынка портативных компьютеров?

Геннадий Сочилин: Я вижу три знаковых события 2003 года на мировом рынке мобильных ПК, влияние которых на развитие российского и мирового рынка ноутбуков продолжится и по окончании 2004 года. И все три события, связаны с производителями процессоров. Итак, начнем по порядку.

Первое событие, это представление миру технологии Intel Centrino. Я не буду останавливаться на том, что значит для «мира ноутбуков» и «мобильных» пользователей эта технология, об этом и так много и неоднократно сказано. Самое важное, что это событие фактически расширило рынок! Оно заставило многих и многих потенциальных пользователей задуматься над целесообразностью приобретения настольных систем, оценить возможные качественное изменение образа жизни и модели ведения бизнеса, при переходе на беспроводные технологии, а так же еще раз оценить выгодность использования мобильных вычислительных устройств и сделать свой выбор в сторону выбора мобильных ПК. Я думаю, что в этом году эта тенденция только усилится.

Кроме того, хочу отметить, что для iRU, это событие является знаковым в двойне, т.к. задолго до мирового анонса новой мобильной технологии от компании Intel, наша компания уже продавала ноутбуки iRU, класса «мобильный офис» оснащенные средствами беспроводной связи Wi-Fi 802.11b и батареями повышенной емкости. Напомню так же, что в самом начале нашего пути, т.е. в 2002 году, мы сфокусировали наши усилия на достижении лидерства в области мобильных беспроводных технологий и до сих пор следуем выбранной стратегии. И как позже, оказалось, следуем в ногу с мировыми технологическими лидерами.

Второе событие, или верней сказать процесс, это практически одновременное повышение активности компаний производящих процессоры для мобильных ПК. Я имею ввиду AMD, Via и Transmeta. Этот процесс привел к обострению конкуренции с Intel и как следствие к снижению цены на готовые изделия, а значит дополнительному расширению рынка. Знаковым явилось то, что к AMD, традиционному конкуренту компании Intel в этой области, в технологической и ценовой гонке присоединились два серьезных игрока. Благодаря этому, в 2004 году мы сможем наблюдать дополнительное понижение порогового уровня нижнего ценового предложения и расширение ассортимента предлагаемых на рынок моделей в сегменте «экономичное решение». Отдельно надо отметить компанию Transmeta, которая фактически создала аналогичное по своим функциональным возможностям, но альтернативное по цене предложение по отношению к технологии Intel Centrino. Процессоры от компании Transmeta, наконец-то расширили свое присутствия в инсталлируемой базе со ставших для них привычных ультра портативных и мини ноутбуков, до «тонких-легких» 14-ти 15-ти дюймовых ноутбуков с поддержкой беспроводных технологий Wi-Fi и Bluetooth.

Третье событие вновь связано с компанией Intel, с её объявлением о начале программы поддержки канальных продаж barebone мобильных ПК. Думаю, что это событие окажет огромное влияние на дальнейшее развитие рынка мобильных ПК в России. Не секрет, что половина российского рынка настольных систем занимает малотиражный, порой индивидуальный «самосбор». Как мне кажется, что в погоне за объемами продаж мобильных процессоров и других компонентов, компания Intel невольно создала вероятность того, что вновь принятая ими к действию программа может породить в России рынок «самосборных» ноутбуков, аналогичный настольным ПК. В котором, с одной стороны будут присутствовать крупные российские и мировые торговые марки, производители готовых изделий высокого качества, а с другой стороны наколенный «самосбор». А может в этом их цель? В любом случае время покажет.

CNews.ru: 2003 год на рынке портативных компьютеров в технологическом срезе прошел под знаком Wi-Fi. Стоит ли ожидать появления сопоставимых по масштабу инноваций в 2004-2005 годах, на ваш взгляд?

Геннадий Сочилин: Да, обязательно! На мой взгляд, сопоставимой по масштабу влияния на рынок беспроводной технологией будущего года может стать WiMAX, если конечно не произойдет задержка с ее выходом на рынок. Может случиться так, что в нашей стране провайдеры беспроводных услуг связи шагнут сразу в WiMAX, минуя текущий протокол 802.11b. А какие громадные перспективы изменений в качестве эксплуатации мобильных вычислительных устройств и образе жизни получит мобильный пользователь, даже трудно себе вообразить! И как вы могли заметить, еще на старте нашего проекта iRU, мы сфокусировали наши усилия на цель уходящую в будущее — фокус на мобильные беспроводные технологии.

CNews.ru: Как развивается конкурентная борьба на рынке ноутбуков в России? Какие компании вы рассматриваете в качестве ключевых конкурентов?

Геннадий Сочилин: Учитывая тот факт, что в декабре 2003 года мы заняли в объеме продаж 2-е место, и на 2004 год поставили себе цель побороться уже за № 1, то для нас в 2004 году основными конкурентами становятся ноутбуки, производимые под торговыми марками Toshiba и Roverbook. Однако мы по-прежнему будем постоянно отслеживать все действия еще одного нашего непосредственного конкурента — Asus.

Несмотря на высокие темпы роста рынка, в 2004 году конкурентная борьба будет обостряться. Это происходит за счет тех компаний, которые вошли в рынок в 2003 году и тех новых игроков, которым еще предстоит в него войти в текущем году. В условиях быстрого роста продаж и постоянного увеличения числа участников рынка, многое зависит от рекламной и маркетинговой активности производителей. Прогнозировать, как к концу 2004 года распределятся доли рынка между его участниками, достаточно сложно. Перераспределение долей рынка между его участниками происходит постоянно. И как мне кажется, не последнюю роль в 2004 году в этом процессе сыграет Samsung и их извечный конкурент LG. Кроме того, можно опасаться ценовой агрессии, которую предположительно может проявить Dell по отношению к конкурентам. А возрастающая рекламная активность Toshiba и Roverbook?a только добавит интриги в этот сюжет.

CNews.ru: Какова стратегия iRu в отношении процессоров AMD? Стало известно, что вы ведете переговоры о возможном сотрудничестве с этой компанией. Стоит ли ожидать создания моделей iRu на процессорах AMD?

Геннадий Сочилин: Да, у вас верная информация. Мы ведем переговоры с AMD, но пока еще рано говорить о какой-то далеко идущей стратегии взаимоотношений. Это так сказать пробный шар. Мы предложим нашим партнерам две модели, выпущенные ограниченным тиражом. Одна в серии «замена настольного ПК» — Brava-5015 построенная на новейшем 64-х разрядном процессоре и вторая модель в серии «мобильной офис» Novia-5012 со встроенным оптическим накопителем, построенная на мобильном процессоре XP M (ядро Barton, кэш второго уровня 512Кбайт, потребление всего 25W). На наш взгляд, это одно из наиболее интересных решений в ультра портативной серии ноутбуков по соотношению цена-мобильность. Продадим и посмотрим, что из этого получится. Оценим возникший потенциальный спрос, проанализируем отзывы партнеров и пользователей о продукте, оценим уровень реального брака в процессе эксплуатации. И уже потом примем окончательное решение. А пока для нас стратегическим партнером остается компания Intel.

CNews.ru: Какие изменения произошли в бизнесе «НКА-групп» в 2003 году?

Геннадий Сочилин: Растет и крепнет сбытовой канал, расширяется региональное присутствие нашей торговой марки, увеличивается наш объем продаж и занимаемая доля на рынке, усиливается рекламная активность нас и наших партнеров, возрастает маркетинговая активность, расширяется сервисное присутствие по стране. Есть один интересный факт, который мы осознали в прошлом 2003 году — мы единственная компания-специалист в области ноутбуков. Из представленных в России торговых марок мобильных ПК, мы, пожалуй, единственная компания, которая сфокусировано занимается только одним продуктом — мобильными ПК, а все остальные, условно говоря «делают все для всех».

CNews.ru: Рост рынка ноутбуков в России столь стремителен, что, похоже, задумываться о региональной экспансии в соседние страны пока рано. Это так? В прошлом году вы рассказывали о продвижении продуктов iRu в Белоруссии. Какова стратегия компании в этом вопросе сегодня?

Геннадий Сочилин: Наша стратегия особо не изменилась. Мы по-прежнему считаем, что в первую очередь надо разобраться с российским рынком, занять достойное место лидера в объеме продаж, закрепиться на нем и уже потом, основываясь на российском рынке как на плацдарме, ударить по ближайшему зарубежью. Именно поэтому весь 2003 год был посвящен построению прочного сбытового канала, поддержке и развитию региональных партнеров. За этот год мы провели 18 региональных мероприятий, 12 из которых прошли в рамках Road-Show, направленного на популяризацию мобильных беспроводных технологий.

Однако не обошлось и без приятных сюрпризов, в 2003 году у нас появились активные партнеры в Казахстане, к нашей продукции проявили интерес компании из прибалтийских государств, Украины и ряда закавказских стран. Для нас это хороший знак, говорящий о том, что мы находимся на верном пути. Так, что время экспансии ближнего зарубежья не за горами.

CNews.ru: Как изменились сервисные возможности компании по обслуживанию ноутбуков?

Геннадий Сочилин: Достаточно существенно, мы практически удвоили количество сервисных центров и сервисное присутствие в городах РФ по отношению к 2002 году, напомню, что тогда в 2002 году нашей целью было присутствие во всех крупнейших городах России. В 2003 году мы, как и в 2002 выполнили поставленные перед собой цели. Спокойно и уверенно шли и идем намеченным курсом к сервисному присутствию во всех городах России с объемом населения 500 тысяч человек и выше, где собственно и существует основной спрос на мобильную технику. Кроме того, естественным обязательством для нас стало сервисное присутствие в более малых по населению городах, но в тех населенных пунктах, где есть наши торговые партнеры. Таким образом, на сегодня мы насчитываем 65 авторизованных сервисных центров в 42-х городах. И это всего за полтора года коммерческой деятельности! И до выполнения общего плана нам осталось совсем немного, мы должны расширить наше сервисное присутствие до 75 сервисных центров в 55 городах.

Кроме расширения сервисной сети мы ввели услугу по постпродажной модернизации ноутбуков с ограниченным сроком действия специальных ценовых условий на протестированные на совместимость компоненты. На основе полученного опыта, мы готовимся в ближайшее время предложить корпоративным пользователям новые услуги, уже по модернизации ранее инсталлированной базы мобильных ПК. И самое, на мой взгляд, важное событие 2003 года, это увеличение срока службы изделий до 6-ти лет, а гарантийного обслуживания до 2-х. Причем, срок гарантийного обслуживания был увеличен на все без исключения модели, включая «экономичное решение» Intro и независимо от установленной операционной системы.

CNews.ru: Какие планы компании не удалось реализовать в 2003 году и с чем это было связано?

Геннадий Сочилин: Во-первых, мы не смогли удержаться в планах декабря 2003 года, он был просто перевыполнен, и с точки зрения плановой экономики, это не всегда хорошо. Во-вторых, немного не дотянули до желаемой доли объема продаж за год. Наш план на 2003 год по оптимистичному сценарию развития предполагал 12%, мы же заняли 10,3%, что не так уж и плохо, т.к. это соответствует цели по умеренному плану развития компании. В-третьих, по независящим от нас причинам, нам не удалось перейти в ультра портативных ноутбуках категории «мобильный офис» Novia на использование технологии Intel Centrino. Что привело к падению относительной доли этой категории ноутбуков в нашем товарном портфеле. Возможно, именно это обстоятельство и не позволило нам достичь намеченных 12-ти процентов.

CNews.ru: Недавно «НКА-групп» объявила о планах открытия нового производственного цеха и увеличения производства до 1 тыс. устройств в день. Между тем, общий объем продаж ноутбуков iRu в 2003 году составил около 29 тыс. Выходит, что вы рассчитываете на увеличение продаж на порядок? Какого роста рынка ноутбуков в таком случае вы ожидаете?

Геннадий Сочилин: Это еще одно подтверждение того, что мы не случайный игрок на рынке, а мы всерьёз и надолго! Это подтверждение нашего умения стратегически мыслить. Мы строим свои планы достаточно далеко вперед и прекрасно понимаем, как будет развиваться рынок мобильных устройств. И без необходимых мощностей, уже через несколько лет будет невозможно удовлетворить потребности рынка России и стран ближнего зарубежья.

Да, что там далеко ходить, уже в этом 2004 году мы планируем продать до 100 тысяч штук и их надо произвести. Производственная линия будет построена по модульному принципу, что позволит в кратчайшие сроки наращивать или сокращать объемы производства в зависимости от ситуации на рынке. Это придаст нам дополнительной гибкости в сбытовой политике и повысит скорость нашей реакции на изменения спроса на рынке.

CNews.ru: Вы объявили о плане завоевания 20% доли на рынке ноутбуков в 2004 году. За счет каких мер вы планируете добиться столь высоких показателей на рынке, со все возрастающим уровнем конкуренции?

Геннадий Сочилин: Давайте посмотрим на динамику рынка и динамику развития нашей компании. Многие предполагали, что в 2003 году рынок мобильных ПК в России вырастет на 40% , однако темпы роста оказались еще более впечатляющие — рынок вырос на 70%, в этот период мы выросли на 817%. По нашим скромным оценкам, в 2004 году рынок должен подрасти на 50-55%, что составит примерно 430-440 тыс. штук. Мы предполагаем в 2004 году вырасти всего лишь на 245%. Разве это много, даже наоборот, при нашей динамике получается очень и очень скромно.

Для реализации планов у нас есть все необходимое: сформированный канал сбыта, находящийся на стадии структурирования и постоянного роста; развитая сервисная сеть и продуманная сервисная политика с жестким контролем деятельности авторизованных сервисных центров (по результатам нашей аудиторской проверки проведенной в 2003 году для АСЦ, мы отказались от сотрудничества с пятью сервисными центрами); высокая маркетинговая активность, проявляемая со стороны наших партнеров, составляющих дилерское ядро канала сбыта (некоторые наши партнеры самостоятельно открывают компьютерные салоны в стиле iRU). Кроме того, у нас хороший рекламный бюджет, и как вы могли заметить, мы тратим его очень умело, используя нестандартные решения, получая соответствующие призы и награды.

На этот 2004 год мы получили дополнительное конкурентное преимущество, как брэнд года, бронзовая премия. И самое главное — люди, команда единомышленников создающих iRU. Эта команда растет и крепнет, привлекая к себе все новые и новые силы, заинтересованные в построении настоящего национального российского брэнда в hi-tech сегменте. Команда, которая четко видит перед собой цель, знает, как её достичь и осознает свои силы и конкурентную ситуацию на рынке, умеет правильно распределить ресурсы компании для достижения победы в конкурентной войне.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS