|
|
Карты местности становятся трехмерными
Быстрый прогресс в области технологий визуализации карт уже привел к тому, что цифровые карты повсеместно и быстро вытесняют привычные бумажные. На очереди новый этап эволюции средств отображения окружающего нас мира: цифровые карты становятся трехмерными, объемными.
Трехмерные карты доступны уже сегодня Очередной этап развития компьютерной географии, создание трехмерных моделей местности, позволяет придать работе с ГИС новое качество. Возможность интерактивного взаимодействия с компьютерной моделью в реальном масштабе времени открывает совершенно новые, захватывающие дух перспективы их использования в архитектуре и градостроении, ландшафтном моделировании, выработке планов перспективного развития городов и территорий, отработке действий служб чрезвычайного и быстрого реагирования, обучении и военном деле. Трехмерная цифровая модель рельефа местности Источник: Группа ГИС ИФВЭ, г. Протвино Последний аспект особенно значим в наше время, когда затяжные боевые действия в городах из редкого исключения превращаются в правило. Возможность моделирования боевых операций на экране компьютера с учетом всех особенностей местности, рельефа, зданий, сооружений и других объектов на ней позволяет не только поднять боевое планирование на новый уровень и существенно снизить уровень потерь, но и существенно снизить расход средств. Технологии создания трехмерных подробных и детальных моделей уже в известной степени отработаны, на очереди – автоматизация этого процесса, и приближение его к реальному масштабу времени. Последнее становится возможным благодаря появлению и быстрому распространению 3D-сканеров, представляющих собой автоматический комплекс на основе лазерного дальномера с системой развертки луча. Эти устройства, позволяющие быстро создавать высокоточные модели местности и объектов на ней, дали возможность не только создавать «бесконтактными» методами высокоточные модели сложных и недоступных объектов. Впервые открылась перспектива 3D-моделирования значительных территорий с плотной застройкой в течение всего лишь нескольких часов. Фрагмент 3D-модели улицы в деловой части г. Беркли Источник: University of California, Berkeley Так, разработчикам из лаборатории обработки статических и видео изображений Калифорнийского университета в г. Беркли удалось создать систему автоматизированного построения фотореалистичных 3D-моделей городов и территорий с плотной застройкой. Для сбора данных в ней используются, помимо 3D-сканера, установленного на автомобильном шасси, связанная с ним цифровая камера, а также данные аэрофотосъемки. После обработки в компьютере цифровые изображения объектов «натягиваются» на каркасную модель, созданную по данным 3D-сканера. Сообщается, что разработчикам удалось создать цифровую модель центральных районов города Беркли из 12 кварталов за 4,5 часа (!) При этом наиболее критичный этап – сбор данных – занял менее получаса. В финансировании разработок в этой области приняло участие агентство передовых разработок в области обороны DARPA.2 Фрагмент 3D-модели фасада здания открытой библиотеки Беркли Источник: University of California, Berkeley Значительный опыт в создании 3D-моделей накоплен и в нашей стране. Коллективом разработчиков под руководством Александра Гречищева 3 была создана в 2003 году цифровая фотореалистичная модель города Салехарда, ставшая своеобразным «эталоном» продуктов этого класса в России. При ее создании использовались, в частности, данные космической съемки. Аналогичные разработки ведутся и другими российскими компаниями и коллективами. Стереоскопическое4 изображение фрагмента здания Источник: University of California, Berkeley 1 Например, определение состояния ледовых полей. 2 Подробнее о роли DARPA в высокотехнологичных разработках см: Венчурный капитал - основа технологического превосходства в войне, а так же ЦРУ вкладывает $30 млн. в средства интернет-разведки 3 Коллектив разработчиков компании “Дата+” 4 Стереоскопическое (анаглифическое) изображение предназначено для просмотра трехмерных сцен с помощью очков с красным и синим светофильтрами для левого и правого глаза соответственно.
|