Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Карты местности становятся трехмерными

Быстрый прогресс в области технологий визуализации карт уже привел к тому, что цифровые карты повсеместно и быстро вытесняют привычные бумажные. На очереди новый этап эволюции средств отображения окружающего нас мира: цифровые карты становятся трехмерными, объемными.

Cтраницы:  предыдущая   1   2   3   следующая

Трехмерные карты доступны уже сегодня

Очередной этап развития компьютерной географии, создание трехмерных моделей местности, позволяет придать работе с ГИС новое качество. Возможность интерактивного взаимодействия с компьютерной моделью в реальном масштабе времени открывает совершенно новые, захватывающие дух перспективы их использования в архитектуре и градостроении, ландшафтном моделировании, выработке планов перспективного развития городов и территорий, отработке действий служб чрезвычайного и быстрого реагирования, обучении и военном деле.

Трехмерная цифровая модель рельефа местности

Источник: Группа ГИС ИФВЭ, г. Протвино

Последний аспект особенно значим в наше время, когда затяжные боевые действия в городах из редкого исключения превращаются в правило. Возможность моделирования боевых операций на экране компьютера с учетом всех особенностей местности, рельефа, зданий, сооружений и других объектов на ней позволяет не только поднять боевое планирование на новый уровень и существенно снизить уровень потерь, но и существенно снизить расход средств. Технологии создания трехмерных подробных и детальных моделей уже в известной степени отработаны, на очереди – автоматизация этого процесса, и приближение его к реальному масштабу времени.

Последнее становится возможным благодаря появлению и быстрому распространению 3D-сканеров, представляющих собой автоматический комплекс на основе лазерного дальномера с системой развертки луча. Эти устройства, позволяющие быстро создавать высокоточные модели местности и объектов на ней, дали возможность не только создавать «бесконтактными» методами высокоточные модели сложных и недоступных объектов. Впервые открылась перспектива 3D-моделирования значительных территорий с плотной застройкой в течение всего лишь нескольких часов.

Фрагмент 3D-модели улицы в деловой части г. Беркли
(построен автоматизированной системой)

Фрагмент 3D-модели улицы в деловой части г. Беркли

Источник: University of California, Berkeley

Так, разработчикам из лаборатории обработки статических и видео изображений Калифорнийского университета в г. Беркли удалось создать систему автоматизированного построения фотореалистичных 3D-моделей городов и территорий с плотной застройкой. Для сбора данных в ней используются, помимо 3D-сканера, установленного на автомобильном шасси, связанная с ним цифровая камера, а также данные аэрофотосъемки.

После обработки в компьютере цифровые изображения объектов «натягиваются» на каркасную модель, созданную по данным 3D-сканера. Сообщается, что разработчикам удалось создать цифровую модель центральных районов города Беркли из 12 кварталов за 4,5 часа (!) При этом наиболее критичный этап – сбор данных – занял менее получаса. В финансировании разработок в этой области приняло участие агентство передовых разработок в области обороны DARPA.2

Фрагмент 3D-модели фасада здания открытой библиотеки Беркли
(построен автоматизированной системой)

Фрагмент 3D-модели фасада здания открытой библиотеки Беркли

Источник: University of California, Berkeley

Значительный опыт в создании 3D-моделей накоплен и в нашей стране. Коллективом разработчиков под руководством Александра Гречищева 3 была создана в 2003 году цифровая фотореалистичная модель города Салехарда, ставшая своеобразным «эталоном» продуктов этого класса в России. При ее создании использовались, в частности, данные космической съемки. Аналогичные разработки ведутся и другими российскими компаниями и коллективами.

Стереоскопическое4 изображение фрагмента здания

Стереоскопическое  изображение фрагмента здания

Источник: University of California, Berkeley


1 Например, определение состояния ледовых полей.
2 Подробнее о роли DARPA в высокотехнологичных разработках см: Венчурный капитал - основа технологического превосходства в войне, а так же ЦРУ вкладывает $30 млн. в средства интернет-разведки
3 Коллектив разработчиков компании “Дата+”
4 Стереоскопическое (анаглифическое) изображение предназначено для просмотра трехмерных сцен с помощью очков с красным и синим светофильтрами для левого и правого глаза соответственно.

Cтраницы:  предыдущая   1   2   3   следующая

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS