Разделы

Безопасность

Альянс антипиратов взялся за Россию

Благодаря программному обеспечению работает все: от персональных компьютеров до интернета. Именно поэтому пиратство в отношении ПО получило широкое распространение. Мировые производители ПО решили не мириться с беззаконием и объединились в альянс, который начал продолжительные бои за соблюдение авторских прав. Победив в ЕС, BSA взялся за Россию.

Как будет действовать BSA в России на нижнем уровне потребления ПО? Главное – донести до пиратов мысль, что наказание страшно не тяжестью, а неотвратимостью. Есть, например, такой способ: пострадавший производитель софта (или любого другого объекта авторских прав, например музыкальной записи) сам устанавливает нарушение. Скажем, по процедуре civil exporte, действующей в таких странах, как Швеция и Великобритания, можно купить на рынке нелегальный софт и принести в милицию как доказательство, пригодное для возбуждения уголовного дела. BSA пробовала работать по такой схеме: в магазины, торгующие компьютерами, посылаются молодые добровольцы (обычно студенты за небольшое вознаграждение) прицениться. И если прилагаемое к РС программное обеспечение вызывает подозрение своей дешевизной, по следу добровольцев уже идет полиция. Пару лет многим торговцам так трепали нервы, пока последняя акция не показала, что нарушений практически нет. Правда, отчасти это объясняется тем, что торговцы нелегальным софтом приспособились, то ли научившись вычислять "добровольцев" BSA, то ли изменив методы продажи. Зато опробованный бесплатный "телефон доверия" прижился. Любому жителю ЕС, в чье распоряжение попали сведения об использовании кем-либо нелегального программного обеспечения, предлагается просто набрать номер и поделиться сведениями. Полученный "сигнал" передается в полицию или антипиратское бюро, а уже они, исходя из оценки его обоснованности, принимают меры. Вплоть до проверки подозреваемой фирмы.

В России есть и другие организации, борющиеся с компьютерным пиратством. Например, НП ППП. На сегодняшний день сеть борьбы с пиратством, организованная усилиями членов "Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов", включает 100 городов страны. По данным НП ППП, наиболее болезненными для развития бизнеса правообладателей остаются такие виды пиратства, как розничная торговля и услуги по установке или предустановке нелегальных программ. Что касается мер борьбы с компьютерным пиратством, члены НП ППП отметили низкую эффективность гражданского и арбитражного процессов, а наиболее действенными признали средства уголовного преследования нарушителей.

Количество возбужденных уголовных дел при участии членов НП ППП за 1,5 года

Количество возбужденных уголовных дел при участии членов НП ППП за 1,5 года

Источник: НП ППП, 2005

При участии членов НП ППП в первом полугодии 2004 года было возбуждено 314 уголовных дел, что почти на 60% больше, чем за предыдущие полгода.

Снижайте цены — не будет пиратов

Посмотрим на проблему пиратства с другой стороны. Одной из действенных мер борьбы с компьютерным пиратством являются экономические шаги - удешевление легальных программ. Было отмечено, что с каждым годом растет доля пиратов среди пользователей, не очень-то согласных платить запрашиваемую за популярные продукты Microsoft цену. Средний пользователь считает цену Windows XP Professional "запредельной". Если пиратская программа обходится пользователю на два порядка дешевле лицензионной, то никакие увещевания и благие начинания не помогут. Более вероятен другой сценарий: возросшая конкуренция с Open Source заставит производителей снизить цены до приемлемого для потребителей уровня. Тогда пиратское ПО потеряет привлекательность. Ведь обычный человек по природе законопослушен, но до тех пор, пока маржа между пиратским и лицензионным продуктом не становится слишком большим искушением. Рассмотрим практику отечественной компании «». Она вполне успешно издает лицензионные копии популярных компьютерных игр по ценам, близким к установившимся на «пиратском» рынке.

Проблема пиратства многогранна, и решить ее только запретительными мерами невозможно. Известная софтверная компания IBM четыре с половиной года назад выступила инициатором проекта с открытым исходным кодом Eclipse, в который вложила свои технологии на сумму $40 млн. В 2004 году при поддержке IBM была создана независимая некоммерческая организация Eclipse Foundation. IBM продолжает поддерживать развитие технологий с открытым исходным кодом, предлагая сообществу Eclipse услуги и программное обеспечение. Поэтому компания IDC, опубликовав отчет «Международные программы для разработчиков в 2006 году» («Worldwide Developer Programs 2006»), назвала IBM лидером по поддержке сообщества разработчиков.

Преимущества уменьшения пиратства в области ПО

BSA проводит исследования, оценивающие экономическое влияние ИТ-сектора в 70 странах по всему миру, а также преимущества уменьшения пиратства в области ПО для этих стран. Одной из целей исследования является пропаганда защиты прав на интеллектуальную собственность. Взнос ИТ-индустрии в глобальное экономическое процветание с ее 1,1 млн. предприятий по всему миру составляет $1,7 трлн. в год. Уменьшение уровня пиратства в области ПО на 10% позволит получить во всем мире дополнительные поступления от налогов в размере $67 млрд.

Исследования BSA говорят о том, что Китай может получить выгоду от борьбы с пиратством более, чем любая другая страна, так как у нее самый большой ИТ-сектор, за 4 года выполнено ИТ-работ столько, сколько в США за 30 лет, и в то же время эта страна является и лидером по использованию пиратского софта.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Исследование BSA показало, что 10%-ое снижение уровня программного пиратства в России в период с 2006 по 2009 год может дать: рост местного ИТ-сектора 147-240% к 2009 году, что приведет к созданию индустрии объемом в $30 млрд., дополнительно 33700 высокооплачиваемых рабочих мест в ИТ-секторе, вклад в размере $23,5 млрд. в ВВП России и дополнительные налоговые поступления в размере $823 млн. для поддержки необходимых государственных программ. Российский ИТ-сектор может утроиться – с $9,2 млрд. до 30 в ближайшие 4 года. Проще говоря, если у предпринимателей появляется возможность легально продавать свои инновации и получать прибыль от своих разработок, они развивают свой бизнес и нанимают новых сотрудников.

Роберт Фариш (Robert Farish), региональный директор IDC, в России и странах СНГ сказал: «Россия может стать в будущем одной из ведущих стран, производящих ПО, но это случится лишь в том случае, если в стране улучшится защита интеллектуальной собственности. Экономический потенциал России, безусловно, велик, и, если российским предпринимателям предоставят шанс продать их разработки и получить прибыль от их внедрения, они смогут укреплять и развивать свой бизнес. Это, в свою очередь, означает рост высокотехнологичного сектора в России, увеличение числа специалистов, занятых в этой отрасли, и поступление налогов в государственный бюджет».

Елена Турдакина / CNews