Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

Бизнес "подсаживается" на интернет-конференции

Объем российского рынка ПО для интернет-конференций и дистанционного обучения пока никто не оценивал. Однако своего пользователя в России такие решения нашли, о чем свидетельствует целый ряд недорогих, а то и бесплатных программных продуктов с функциональностью интернет-конференций. Они активно способствуют развитию рынка и только облегчают приход в Россию крупных игроков, предлагающих комплексные, многофункциональные программы, считают Владимир Карагиоз, директор по развитию бизнеса компании Adobe Systems, и Евгения Цыбулько, генеральный директор "Центра открытых систем и высоких технологий".

Интервью с топ-менеджерами

Владимир Карагиоз и Евгения Цыбулько: Пользователи интернет-конференций только начинают "входить во вкус"

CNews: Насколько быстро растет мировой и российский рынок ПО для интернет-конференций и дистанционного обучения?

Владимир Карагиоз: Российский рынок решений для электронного обучения и интернет-конференций в России сейчас растет на десятки процентов в год. Он далек от насыщения − потребители только начинают "входить во вкус". Думаю, что такая динамика роста сохранится на рынке и в течение следующих лет. Потенциальных потребителей очень много. Оказалось, что существование решений, подобных Adobe Connect, для многих является открытием. Мы наблюдаем серьезный спрос в государственном секторе, в образовательных учреждениях, в банках и страховых компаниях, в телекоме. Мы помогаем любым организациям, где требуется быстро решить задачи электронного обучения и взаимодействия через интернет в реальном времени.


Владимир Карагиоз и Евгения Цыбулько: Пользователи интернет-конференций только начинают "входить во вкус"

Что касается прогнозов на будущее, то Gartner предрекает, что в 2011 году 90% работников умственного труда так или иначе будут пользоваться решениями для интернет-конференций.

Евгения Цыбулько: Серьезных исследований российского рынка ПО для интернет-конференций и дистанционного обучения еще не проводилось. Первое из них проводится как раз в настоящее время, и его результатов мы ожидаем месяца через два.

Хотелось бы еще сделать акцент на том, что интернет-конференции и дистанционное обучение – это несколько разные области, и они по-разному развиваются. Дистанционное образование, на мой взгляд, − более узкая ниша, и решения здесь более дорогие по сравнению с интернет-конференциями. Программное обеспечение для интернет-конференций представлено более широким спектром продуктов различной стоимости. Многие из них вполне доступны. Например, функциональность интернет-конференций есть в Skype. Есть и дорогие, тяжелые решения, которые применяются крупными компаниями.

CNews: Насколько активны процессы консолидации в этом сегменте? Есть ли, на ваш взгляд, шанс на выживание у нишевых игроков?

Владимир Карагиоз: С одной стороны, тенденция к консолидации в индустрии разработки и внедрения ПО очень сильна. С другой стороны, всегда есть заказчики, которые мировым разработкам предпочитают созданные специально для них решения. Иногда потребитель просто не верит в то, что промышленную систему настроят именно под него, иногда у потребителя нет знаний о возможностях промышленного ПО и его гибкости. Иногда есть какие-то унаследованные системы, с которыми клиент по разным причинам не готов расстаться. Соответственно, нишевые решения, на мой взгляд, будут существовать всегда.

Что касается консолидации сегмента ПО для интернет-конференций и электронного обучения, здесь существует тенденция создания альянсов между производителями аппаратного обеспечения для коммуникаций и лидерами в области разработки ПО для интернет-конференций. Кроме того, лидеры рынка ERP также стремятся предложить своим пользователям возможности взаимодействия в реальном времени.

Евгения Цыбулько: Есть ниши, где требуются очень узкие и очень специфичные знания и разработки. К таким относятся, например, создание телемедицинских систем, авиатренажеров, различных симуляторов. Сюда же относятся узкие области, где для внедрения определенного решения требуются значительные доработки. Компании, присутствующие в этих сегментах, на мой взгляд, несомненно, выживут, т.к. успешно развивать подобную компетенцию внутри большой структуры сложнее.

CNews: Велика ли конкуренция среди разработчиков ПО для интернет-конференций?

Евгения Цыбулько: Пока рынок не насыщен решениями. Интерес со стороны пользователей растет, но потенциал еще достаточно велик.

Владимир Карагиоз: Сейчас часто наблюдается ситуация, когда за один и тот же проект конкурируют поставщики решений разного назначения, например, уровня предприятия и уровня рабочей группы. Это признак незрелости рынка. Такой же этап в свое время переживали и CRM-системы, и ERP-системы. Постепенно каждый поставщик поймет, в какую сторону ему стоит идти, поймет своего клиента, поймет уровень, на который стоит замахиваться. Пока же многие игроки пытаются успеть везде и, как следствие, не самым лучшим образом тратят ресурсы.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

CNews: Ожидается ли изменение ценовой политики со стороны крупных разработчиков? Ведь комплексные решения для интернет-конференций еще весьма дороги.

Владимир Карагиоз: Я считаю, что вопрос дороговизны здесь не очень уместен. Adobe Connect приносит экономическую выгоду. Какая может быть альтернатива такому взаимодействию сотрудников? Билеты на самолеты, пробки, ожидание на вокзале или в аэропорту. На все это уходит время, которое могло бы быть потрачено с большей пользой для компании. Решение о приобретении Connect принимается не только по технологическим мотивам, но и по экономическим.

Евгения Цыбулько: Цель крупных разработчиков сейчас в том, чтобы за те же деньги предложить больше сервисов, чем есть у конкурентов. Пока задача решается таким образом, а не за счет снижения цен.

CNews: Как вы оцениваете шансы на рынке бесплатных решений для интернет-конференций?

Евгения Цыбулько: В какой-то мере их существование нам на руку. Они, с одной стороны, привлекают заказчика, он на них "подсаживается", привыкает с ними работать. С другой стороны, в определенный момент функциональности бесплатного сервиса перестает хватать, и тогда пользователь начинает искать решения, которые удовлетворяют его требованиям. И весьма вероятно, что он придет к Adobe Connect.


Евгения Цыбулько: Цель крупных разработчиков – за те же деньги предложить больше сервисов, чем есть у конкурентов

Владимир Карагиоз: Действительно, в некоторых случаях сегодня сервис может предоставляться либо бесплатно, либо со значительной скидкой. Но это не совсем ценовая конкуренция, это способ приобщить к продукту так называемых начальных пользователей, тех, кто еще не успел "распробовать" решение. Дальше, когда возникает необходимость увеличить масштаб, клиенты уже переходят на платную версию продукта. У нас есть практика предоставления решения Adobe Connect малым рабочим группам, до трех человек, или фрилансерам. Для них это хорошая возможность увеличить производительность, а для нас – приобрести в перспективе лояльного корпоративного клиента, который понимает, как Adobe Connect отвечает его потребностям.

CNews: На каких потребителей в первую очередь ориентируются производители ПО для интернет-конференций и дистанционного обучения?

Владимир Карагиоз: Мы выделяем два сегмента заказчиков. Первый – корпоративные пользователи, которым требуются средства взаимодействия в режиме реального времени. Второй – пользователи, заинтересованные в организации обучения (это могут быть как компании, так и учебные заведения – школы, вузы). Под обучением в данном случае понимаются краткосрочные программы – курсы длительностью несколько часов, дней или недель.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

CNews: Какая функциональность больше всего востребована пользователями?

Владимир Карагиоз: Очень востребована функциональность, связанная с проведением онлайн-встреч – передача картинки с экрана ведущего, передача видео и аудио. Большинство разработчиков в первую очередь реализуют эти функции. Кроме того, есть спрос на модули, обеспечивающие проведение мероприятий онлайн. Они используются, когда необходимо пригласить большое количество участников, проконтролировать, готовы ли они присоединиться к встрече в данный момент, предоставить им до встречи некую дополнительную информацию и т.п. За это отвечает модуль Adobe Connect Events.