Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

Бизнес "подсаживается" на интернет-конференции

Объем российского рынка ПО для интернет-конференций и дистанционного обучения пока никто не оценивал. Однако своего пользователя в России такие решения нашли, о чем свидетельствует целый ряд недорогих, а то и бесплатных программных продуктов с функциональностью интернет-конференций. Они активно способствуют развитию рынка и только облегчают приход в Россию крупных игроков, предлагающих комплексные, многофункциональные программы, считают Владимир Карагиоз, директор по развитию бизнеса компании Adobe Systems, и Евгения Цыбулько, генеральный директор "Центра открытых систем и высоких технологий".

Также наблюдается спрос на решения для быстрого обучения, системы, которые в реальном времени позволяют контролировать прохождение студентами курса и прогресс в обучении. Помимо самих интернет-конференций такие системы могут включать различные учебные материалы. Это все входит в Connect Trainings.

Востребованы средства создания контента. Во-первых, пользователям нужна возможность миграции существующих документов, скажем, в формате Power Point, одном из самых "излюбленных" в корпоративной среде. Кроме того, эти документы, эту информацию необходимо публиковать, и она должна отображаться одинаково качественно на любой платформе. Для этого существует Adobe Presenter. Пожалуй, это мое любимое приложение, с его помощью я записываю флеш-фильм во время чтения презентации и затем публикую его на портале Connect.

Для решения задач технологического обучения (например, обучения пилотов) также требуется возможность создавать симуляторы или эмуляторы программного обеспечения. Это отдельная ниша.

Вся эта функциональность в Adobe Connect реализована модулями, т.е. у пользователей есть возможность выбирать, что именно им нужно.

Евгения Цыбулько: Перспективным направлением, которое было бы востребовано разработчиками, инженерами, можно назвать возможность одновременной работы нескольких людей на одной на виртуальной доске. Здесь необходимо создать эффект присутствия, чтобы люди ощущали себя в едином рабочем пространстве. Каждый должен сразу видеть, что пишет или чертит другой. Готовых, реализованных решений такого рода пока нет. Для их создания необходимо преодолеть еще целый ряд технических препятствий. Например, еще не до конца проработан вопрос о том, как обеспечить одновременное отображение информации на доске для всех участников сессии.

Владимир Карагиоз: С определенными оговорками можно сказать, что такие решения есть. Они предоставляются, довольно ограниченно, производителями электронных досок. Однако эти системы получаются не очень удобными – картинка с одной электронной доски отображается на другую электронную доску через проектор.

CNews: Как вы относитесь к мнению, что Adobe Connect – сложное в освоении ПО?

Владимир Карагиоз: Мнение, что Adobe Connect – сложное в освоении ПО, мне кажется малообоснованным. Это решение создавалось для бизнес-пользователей, а не "технарей", и оно достаточно быстро и легко осваивается пользователями и администраторами . Речь идет как об интерфейсе конечного пользователя, так и об интерфейсе администратора. Год назад я общался с директором по корпоративному обучению корпорации AT&T. Даже при таком масштабном внедрении не было сложностей с освоением продукта.

Евгения Цыбулько: Мы реализовывали проект внедрения Adobe Connect в Российском университете физической культуры, спорта и туризма. Уровень владения компьютером у пользователей там не очень высокий. Тем не менее, никаких проблем с освоением не было. Сотрудники научились делать курсы, тесты, онлайн-конференции и пр. Конечно, минимальное обучение было, чтобы просто показать, на какие кнопки нажимать.

CNews: Насколько, на ваш взгляд, перспективна модель SaaS в отношении ПО для интернет-конференций?

Владимир Карагиоз: Модель SaaS весьма перспективна, однако она подходит не всем. Небольшим рабочим группам удобнее пользоваться решением по требованию и не ставить ничего на свои сервера. То же самое может касаться небольших представительств корпораций, департаментов, которые пришли "в поле" и должны быстро начать работать. Если же речь идет о крупных компаниях, которым нужна максимальная масштабируемость, управляемость, гибкость при интеграции с существующей инфраструктурой, то им подходит решение на базе Adobe Connect, устанавливаемое на их сервер. Во-первых, для них это означает больший контроль над ситуацией. Во-вторых, у них есть ресурсы, чтобы самостоятельно это решение поддерживать, те же администраторы. Они могут максимально глубоко настроить продукт под себя, исходя из собственных требований.

Евгения Цыбулько: Кроме того, для крупных компаний гораздо более важен вопрос безопасности. Обсуждение коммерческих тайн через общий сервер – не самая хорошая идея. Поэтому, конечно, большие компании вряд ли прибегнут к SaaS.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

CNews: Какие технологии последних лет стали определяющими для распространения интернет-конференций и дистанционного обучения?

Владимир Карагиоз: Наиболее важный момент для бизес-ПО – это как раз клиентское программное обеспечение, простота использования продукта конечным пользователем. Технологическое лидерство Adobe Connect базируется именно на том, что для работы с ним требуется только браузер и флеш-плеер. У большинства пользователей и первое, и второе уже есть. Не нужно ждать загрузки экзотических оболочек и виртуальных машин.

Кроме того, растет пропускная способность сетей. Естественно, пользователи хотят все больше и больше данных проводить через сеть. В первую очередь голос, видео. Adobe Connect как раз базируется на решении Adobe Flash Media Server, которое разрабатывалось для обеспечения возможности вещания в реальном времени при большом числе подключений и серьезных требованиях к качеству картинки.

Евгения Цыбулько: Из "железа" важную роль играют цифровые матрицы. Их качество и размер сегодня технологически позволяют проводить интернет-конференции с эффектом присутствия. Такие системы на Западе получили специальное название – системы телеприсутствия.

CNews: Могут ли, на ваш взгляд, интернет-конференции стать таким же привычным инструментом, как, например, электронная почта?

Владимир Карагиоз: Делового человека окружают возможности для бизнеса. Однако физический мир не всегда способствует их реализации. Это и пробки, и расстояния между центрами деловой активности. Ритм нашей жизни заставляет бизнес-пользователей пытаться экономить время, стараясь при этом получить больший экономический эффект. И очень многие специалисты решают операционные задачи именно через интернет-конференции. Так что, я думаю, эти решения будут активно применяться и круг пользователей Connect будет становиться шире. Я пока не готов предрекать интернет-конференциям такую же популярность, какую снискала электронная почта, но свою аудиторию они в любом случае найдут.