Разделы

Бизнес

Эксперты об ИТ в энергетике: напряжение растет

Энергетическая реформа, окончание которой намечено на 2010 год, диктует отрасли новые требования. Переход энергетики на бизнес-модели невозможен без использования средств ИТ. О будущем сектора, об ИТ- стратегиях российских компаний энергетической сферы шла речь в рамках круглого стола "ИТ в энергетике: сценарии развития".

От себя добавим, что такой подход – отсутствие рекомендованных поставщиков и партнеров – РАО ЕЭС распространило не только на ИТ-направление, но и на все сегменты деятельности. По оценке источников CNews в энергохолдинге, этот принцип (являющийся инициативой Анатолия Чубайса) начисто пресек возможные лазейки к лоббированию приобретения решений каких-либо поставщиков "заинтересованными сотрудниками", к протаскиванию в холдинг каких-либо продуктов "мимо тендера" и другим подобным злоупотреблениям. Так что альтернативы тендеру в РАО ЕЭС сегодня нет.

ИТ-альтернатива

В то же время, в "Лукойле" предпочли другую политику в вопросе выбора ИТ-поставщиков, нежели та, что принята в РАО ЕЭС. "Компании такого масштаба нельзя не иметь стратегических ИТ-партнеров", - убежден советник директора компании "Лукойл"-Информ" Андрей Заварзин. – "Для того чтобы внедрять единые стандарты по ключевым технологиям (например, в области ERP), нужно не только выбрать стратегических поставщиков-партнеров, но и влиять на то, как будут развиваться их решения".

Советники директора по ИТ компании
Советники директора по ИТ компании "Лукойл-Информ" Андрей Заварзин и Владимир Баронов обсуждают вопросы круглого стола

Не секрет, что ERP-продукты SAP, которые используются в "Лукойле", развиваются с учетом пожеланий этого и других "мега-заказчиков". "Сотрудничая с нами, компания SAP идет на это - в силу того, что мы являемся одним из крупнейших потребителей ее решений, - отмечает г-н Заварзин. – При этом "Лукойл" осуществляет взаимодействие с вендором на глобальной основе, в том числе - и через его головной офис".

Отмечая особенности работы холдинга со своими поставщиками, он также рассказал, что у "Лукойла" имеются независимые консультанты, которые позволяют компании проводить сопоставительный анализ контракта. "Почему-то многие считают, что для нас заплатить втридорога – обычное дело, На самом деле это совсем не так, - отмечает г-н Заварзин. - Уже несколько раз мы выявляли факты завышения цен со стороны различных поставщиков и в итоге переговоров убеждали их ставить в контрактах справедливую цену".

Бизнес-стратегия "Лукойла" связана с трансформированием в международную компанию и выходом на новый глобальный уровень конкуренции на основе рыночных принципов. Сегодня холдинг вкладывает сотни миллионов долларов в информационно-технологическое обеспечение (включая автоматизацию производства и связь) при обороте 51,8 млрд долл. за первые 9 мес. 2006 года. Говоря об ИТ-стратегии "Лукойла", г-н Заварзин отметил, что в последние годы холдинг, также как и РАО ЕЭС, занимался реорганизацией системы управления информационно-технологическим обеспечением.

В 2003 году в "Лукойле" было принято решение о централизации ИТ-подразделений. Исходное состояние ИТ в холдинге было построено на базе федеративной модели с элементами децентрализации. Такое управление было не вполне эффективным. Если в РАО перешли от децентрализованной модели к федеративной, когда центральный департамент на уровне стандартов управляет дочерними компаниями, то "Лукойл" двинулся дальше, к полностью централизованной модели. Строительство этой модели завершено, однако элементы федеративного типа все еще сохраняются.

Внутренней ИТ-службой "Лукойл"а является "Лукойл-Информ" (100% дочерняя компания, штат которой насчитывает более 6 тыс. сотрудников в 12 российских филиалах). Основная задача компании – поддержка бизнес-процессов "Лукойла" средствами автоматизации производства, информационными системами и связью.

"Наш подход заключался в том, чтобы выбрать определенные стандарты практики и строить работу в соответствии с этими стандартами, - отмечает г-н Заварзин. – Мы сделали ставку на две модели: eTOM и ITIL: реальное соответствие этим стандартам серьезно помогает в организации деятельности компании".

Сегодня "Лукойл" выходит на стандартные типовые SLA, которые позволяют бизнесу гибко и прогнозируемо управлять информационно-технологическим обеспечением. "Очень важным моментом является налаженный контакт ИТ-подразделения с бизнес-подразделениями, - считает он. - Нам повезло в плане возможностей взаимодействия с бизнесом: высший орган ИТ-управления возглавляет президент "Лукойла".

Энергосбыт: от разрухи к прибыльности

Сегодня в регионах идут бурные дебаты по поводу внедрения рыночных механизмов в энергетике в целом, и новых правил розничного рынка - в частности. Одним из рисков является приход на рынок небольших неопытных игроков - управляющих компаний. От их действий могут пострадать как конечные потребители, так и энергоснабжающие организации, может снизиться качество обслуживания потребителей.

При "распаковке" вертикально интегрированных региональных АО "Энерго" наиболее уязвимой оказалась позиция энергосбытовых компаний. По словам директора Oracle Utilities Global Business Unit (бывшая компания SPL WorldGroup) - Максима Осорина, крупные энергопотребители, которые приносили сбытовым компаниям до 80% доходов, начали покидать их в пользу сбытов-конкурентов, предложивших более выгодные условия.

Директор Oracle Utilities Global Business Unit Максим Осорин: Большинство российских энергосбытовых компаний сегодня не имеют даже колл-центров
Директор Oracle Utilities Global Business Unit Максим Осорин: Большинство российских энергосбытовых компаний сегодня не имеют даже call-центров

С другой стороны, изменившееся законодательство сегодня обязывает энергосбытовые компании переходить на активный метод начисления по розничному рынку и начинать выставлять счета потребителям, что невозможно в масштабе нескольких сотен тысяч потребителей без принципиально новых процессов и технологии. Многие сбыты сегодня вынуждены подавать двойную отчетность - и в РАО ЕЭС, и "новым хозяевам". Кроме того, на фоне значительного роста тарифов на энергетику сбытовые компании в целях "моральной компенсации" обязательно должны будут повышать качество услуг и обслуживания клиентов. "Сегодня мы столкнулись с ситуацией, когда доходы сбытовых компаний стремительно падают, а затраты остаются постоянными или растут, – отмечает г-н Осорин. - Поэтому необходимо активнее использовать методы, наработанные западным рынком и применять новые технологии, которые используются в мире. Oracle Utilities Global Business Unit предлагает российским клиентам мультиэнергетические решения для организации обслуживания и расчетов с потребителями".

По его словам, российский энергосбыт сегодня с точки зрения ИТ представляет собой хаос из множества морально устаревших ИТ-приложений, 80% которых – самостоятельные разработки компаний. При этом большинство авторов этих приложений находятся уже вне досягаемости компании. Парк приборов учета на розничном рынке морально устарел и не предоставляет возможности организации эффективного процесса считывания показаний. На Западе сегодня существует множество систем позволяющих эффективно считывать показания приборов учета и даже удаленно управлять потребителями. Самый простой вариант – когда контролеры с КПК ходят по домам и вносят в систему показания приборов. Возможно также использование AMR/AMM систем на базе PLC, GPRS-модемов, технологий WiMAX, RFID и т.д.