Разделы

Бизнес

Эксперты об ИТ в энергетике: напряжение растет

Энергетическая реформа, окончание которой намечено на 2010 год, диктует отрасли новые требования. Переход энергетики на бизнес-модели невозможен без использования средств ИТ. О будущем сектора, об ИТ- стратегиях российских компаний энергетической сферы шла речь в рамках круглого стола "ИТ в энергетике: сценарии развития".

Прошедший 2006 год был достаточно плодотворным для российской энергетической отрасли. Продолжалась реструктуризация РАО "ЕЭС России", предполагающая переход от вертикально интегрированного холдинга к децентрализованному управлению энергетикой страны (силами генерирующих, сетевых, управляющих и сбытовых компаний). Фактически начал работать (и уже не в тестовом режиме) оптовый рынок электроэнергии. Отрасль отошла от модели субсидирования посредством прямых выплат сбытовым компаниям за счет бюджета.

В минувшем году было принято решение о привлечении инвестиций в энергетику путем размещения на бирже акций генерирующих компаний. Первыми на открытый рынок вышли ТГК-1 и ТГК-5, причем с момента размещения их акции взлетели в цене почти в два раза. Была достигнута "историческая" договоренность между РУСАЛом и РАО ЕЭС о достройке замороженной в советские времена Богучанской ГЭС – этот инвестиционный проект сегодня признан экспертами одним из самых масштабных. Акции "дочек" энергохолдинга в течение всего года являлись локомотивом роста на рынке энергетических ценных бумаг.

С появлением в стране свободного рынка электроэнергии, все большее внимание к отрасли начинают проявлять стратегические инвесторы. Соответственно – перед топ-менеджментом энергетических компаний встает "вечная" задача: повышение инвестиционной привлекательности возглавляемой ими бизнес-единицы. Для ее решения на помощь энергетикам должны прийти ИТ. И отрасль, осознавая потребность в использовании этих средств, активно занимается реформированием своей информационно-технологической составляющей.

Текущие расходы на ИТ в обороте энергокомпаний по данным "ГВЦ Энергетики" составляют в среднем 2,95%. Существенная доля этих средств (около 40%) идет на закупку нового оборудования и ПО.

Российский энергетический сектор сегодня характеризует высокий "индекс ИТ-активности" - 4,7% (против 2,7% по промышленному сегменту в целом), - считает старший аналитик CNews Analytics Мария Попова. – Примечательно, что динамика ИТ-расходов в этой отрасли за последние четыре года ни разу не была отрицательной, по сравнению с провалами, например, в добывающей промышленности в 2004 году и в металлургии - в 2003 и 2005 годах".

Энергетику сегодня характеризует комплексный подход к информатизации. Важным свидетельством растущей ИТ-"зрелости" энергетической отрасли является высокий показатель расходов на ИТ-услуги – сегодня он составляет 29%.

Пытаясь найти выход из нестабильной ситуации, готовясь к работе в условиях конкуренции, предприятия отрасли повышают затраты на ИТ. Однако другой важной статьей расходов остается обновление основных фондов. А значит, ключевой вопрос сегодня - куда в дальнейшем сместится акцент.

По мнению начальника отдела по работе с корпоративными заказчиками компании "Открытые технологии" Юрия Данилюка, изменения в отрасли влекут за собой необходимость ряда ИТ-шагов. Требуется "разделение" сетей передачи данных между ДЗО РАО ЕЭС, повышаются потребности энергокомпаний с точки зрения доступности ИТ-сервисов, кроме того – меняются требования к необходимым ИТ-сервисам, базирующимся на корпоративной сети передачи данных (VPN, полоса по требованию, гарантированная полоса для технологических данных и т.п.)

РАО ЕЭС: ИТ-революция 2003 года

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Надо отметить, что ИТ-наследство РАО ЕЭС, доставшейся в управление Анатолию Чубайсу, судя по оценке ИТ-специалистов холдинга, оказалось весьма незавидным.

По словам заместителя начальника департамента ИТ РАО "ЕЭС России" Александра Селютина, раньше ИТ-структура российских энергетических предприятиях выглядела "одинаково плачевно". В 80% компаний не существовало выделенных ИТ-подразделений, не было структурированных ИТ-бюджетов. "Соответственно, ИТ-услуги были "не калькулируемыми": разобраться в том, сколько энергетика собирается тратить на ИТ, в 2003 году было совершенно нереальной задачей, - отмечает он. - Правление холдинга потребовало изменить ситуацию; и департамент ИТ совместно с "ГВЦ Энергетики" приступил к разработке стандартов предоставления ИТ-услуг и управления ими".

Советник директора по ИТ компании
Советник директора по ИТ компании "Лукойл-Информ" Владимир Баронов и заместитель начальника департамента ИТ РАО "ЕЭС России" Александр Селютин дискутируют о путях решения отраслевых проблем

РАО необходимо было определить организационную структуру ИТ, понять правила ее взаимодействия – как "внутреннего", так и взаимодействия с бизнесом. По словам г-на Селютина, выработанные стандарты "обжалованию не подлежали": их использование стало обязательным. Сами ИТ-департаменты были выделены в самостоятельные подразделения с иерархией не ниже второго уровня подчинения. В каждой из компаний появился директор по ИТ, ставший "приближенным лицом" гендиректора, а ИТ-служба была поделена на сервисную службу и службу развития ИТ.

"Было рекомендовано как использование собственных ИТ-ресурсов, так и модель ИТ-аутсорсинга – на тот момент это было новым и даже "ругательным" словом для ИТ-шников, работающих в энергетике, - вспоминает г-н Селютин. – Реформирование сначала было проведено в головной компании, затем его результаты были проанализированы, и постепенно обязательные стандарты стали распространяться на уровень дочерних структур".

В рамках круглого стола ИТ в энергетике: сценарии развития шла речь о будущем сектора, об ИТ-стратегиях российских энергетических компаний
В рамках круглого стола "ИТ в энергетике: сценарии развития" шла речь о будущем сектора, об ИТ-стратегиях российских энергетических компаний

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Казалось, все уже были готовы работать по-новому, но никто не знал, как переходить от "совка" к бизнесу. Нужен был некий стандарт реализации такого перехода. Поэтому были подготовлены методические рекомендации по созданию и ведению каталога ИТ-услуг, была принята концепция повышения эффективности управления ИТ-деятельности. Покончив с организационной частью, холдинг начал анализировать состояние инфраструктуры. Итогом стала разработаная техническая политика холдинга, "настоятельно рекомендованная" дочерним компаниям. Будучи направленной на снижение издержек, она требует от энергокомпаний создания типовых конфигураций. Техполитика запрещает использовать для сложных задач ИТ-решение, не способное с ними справиться и рекомендует не использовать слишком сложное решение для простых задач. Сегодня в рамках техполитики разрабатываются рекомендации для организации проектной деятельности.

Примечательно, что к используемым ИТ-продуктам холдинг предъявляет только технические требования. "У РАО нет никаких "рекомендованных вендоров", никаких "централизованных партнеров" и т.п., - отмечает г-н Селютин. - Выбор самого ИТ-решения – это конкурентное преимущество бизнес-компании, и диктовать ей конкретное решение для бизнеса мы не можем".

Позиция холдинга в этом вопросе выглядит достаточно убедительной. По словам г-на Селютина, на текущий момент все дочерние компании РАО являются самостоятельными юридическими лицами, в бизнесе которых холдинг постепенно будет становиться "минором". И если раньше основным инструментом управления был приказ Чубайса, то теперь такая модель действует только в рамках центральной компании. Главные методами работы с "дочками" становятся методы разумного убеждения.