Разделы

Бизнес

Георгий Радзиевский: Настоящие проблемы — это организационные, финансовые и правовые

Темпы информатизации медицины в России во многом зависят от политики Минздравсоцразвития в этой области. Какие проекты планируются к реализации в настоящее время, какие усилия предпринимает государство в направлении автоматизации отечественного здравоохранения? Об этом в интервью CNews рассказал Георгий Радзиевской, начальник информационно-аналитического отдела Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Минздравсоцразвития России.

CNews: Работы по внедрению ИКТ в системе здравоохранения России ведутся уже более 30 лет. Как вы оцениваете достигнутый уровень информатизации Минздравсоцразвития и подведомственных организаций?

Георгий Радзиевский: Тема фрагментарности информатизации сферы здравоохранения давно обсуждается профессиональным сообществом. Внедрение информационных систем является в настоящее время оперативной реакцией на возникающие задачи, определяемые на политическом уровне — реформы отдельных направлений сферы здравоохранения и социального развития, а не планомерным процессом, определяемым пониманием необходимости создания системы государственного, в частности ведомственного управления, основанной на научных принципах управления процессами и современных информационных технологиях.

Соответствующие исследования показывают, что уровень информатизации направлений деятельности, определяемых положениями о Минздравсоцразвития России, подведомственных службах и агентствах, колеблется от 0 до 50 процентов. При этом следует иметь в виду, что структура этих средств также разрознена. Значительно лучше обстоят дела в координируемых министерством государственных внебюджетных фондах, что, в значительной мере, определяется наличием в них собственных источников финансирования таких программ.


Проблем на уровне собственно информационных технологий я не вижу

CNews: Финансирование системы здравоохранения в целом и информатизации в частности до недавнего времени осуществлялись по остаточному принципу. Насколько изменения, связанные с национальным проектом "Здоровье", способствуют переменам к лучшему в области использования ИКТ и средств современной высокотехнологичной помощи? Каковы первые результаты реализации приоритетного национального проекта?

Георгий Радзиевский: К сожалению, в рамках национального проекта "Здоровье" цели развития информационных технологий для медицины не ставились.

CNews: Переход к бюджетно-страховой схеме функционирования системы здравоохранения обусловил процесс компьютеризации отрасли. С другой стороны, внедрение информационных технологий выявило ряд проблем, требующих скорейшего решения. Какие из них представляются вам наиболее актуальными?

Георгий Радзиевский: О разрозненности систем я упоминал ранее. Помимо этого, мне кажется, что структура управления, формировавшаяся до изменений, вызванных рядом реформ, требует корректировок, что, в свою очередь, облегчило бы решение задач информатизации, поскольку для стройных и логичных структур управления и взаимодействия создавать информационные системы эффективнее. Что касается собственно технических аспектов, думаю, проблемой является отсутствие информационных систем анализа, прогноза и поддержки принятия управленческих решений.

CNews: Проблемы в сфере здравоохранения непосредственно касаются всех граждан России. Каким образом Единая информационная система (ЕИС) будет способствовать их решению? Какова роль сегмента Минздравсоцразвития Единой информационной системы в решении этих задач?

Георгий Радзиевский: Перечислю несколько предполагаемых в рамках ЕИС сервисов, ориентированных на обслуживание граждан (это не значит, что все они доступны непосредственно гражданам) — электронный паспорт здоровья, электронные рецепты, банки донорских материалов, электронные хранилища лабораторных исследований, телемедицина и другие. Список может быть продолжен и дополняться по мере возникновения новых потребностей и технологий.

Роль сегмента Минздравсоцразвития заключается в том, чтобы создать "скелет" ЕИС в части обеспечения среды обмена информационными потоками и управления системой в целом. Разумеется, основной его функцией при этом является управление сферой здравоохранения и социального развития.

CNews: Существуют ли мировые аналоги создаваемой системы, и насколько этот опыт применим в российских условиях?

Георгий Радзиевский: Соответствующие работы ведутся во многих странах - например, Connecting for Health в Великобритании. В Европе, помимо национальных программ, реализуется единая программа Европейского Союза E-Health Europe. Программа в США, предусматривающая создание сегмента здравоохранения в рамках электронного правительства. Пожалуй, нет ни одной развитой страны, где не осуществляли бы такого рода проект.

На мой взгляд, впечатляющим примером создания комплексной многоуровневой системы такого рода является реализуемый правительством Израиля проект "Меркава", включающий в себя работы в сфере медицины "Намер". Проект, разумеется, менее масштабный, чем требуется России, но все основные элементы, необходимые нам, в нем присутствуют — несколько уровней управления (от правительства до лечебных учреждений, включая регионы, которые есть и в этой стране), стыки с медицинскими и социальными фондами, общая среда взаимодействия участников информационной системы, сервисы для населения.

CNews: Существующая в настоящее время нормативно-правовая база затрудняет эффективное использование ИТ в деятельности государственных органов. Насколько значительными для вас являются эти препятствия? Какие изменения необходимо осуществить в первую очередь для их устранения?

Георгий Радзиевский: Думаю, как и для всех органов государственной власти при внедрении информационных технологий, основные проблемы — это юридическая значимость электронной подписи, наличие системы электронной идентификации личности, придание электронным документам юридического статуса, принятие ведомственных актов, касающихся работы с персональными данными. Наконец, финансирование затрат на информатизацию в бюджетах ведомств отдельной строкой.

CNews: Отсутствие стандартов информатизации является одним из основных препятствий на пути формирования единого информационного пространства. Какие меры предпринимаются для обеспечения совместимости разрабатываемой системы с информационными ресурсами других органов государственной власти? Как при разработке системы будет учитываться необходимость не только межведомственного, но и международного взаимодействия?

Георгий Радзиевский: Видимо, имеются в виду стандарты информационного обмена? На самом деле, значительная база стандартов давно существует — на уровнях транспортной сети протоколы TCP/IP и ниже, которые и должны являться стандартами этого уровня для ЕИС. В тех случаях, а их не так уж много, где в силу исторических обстоятельств использовались иные протоколы, придется создавать "шлюзы", что является проверенным методом.

Проблемой будет разработка и согласование протоколов на уровне представления данных для приложений, но не в силу принципиальных сложностей, а в силу того, что информация о соответствующих требованиях будет собираться уже в процессе разработки подсистем ЕИС. Есть проблема выбора из уже существующих стандартов представления медицинской информации на уровне лечебных учреждений — на этот счет в мире существуют весьма различные точки зрения. Впрочем, как это зачастую бывает в ИТ-сфере, на этом уровне некоторые стандарты завоевывают место и у нас, и за рубежом просто "де факто".

CNews: Из каких основных функциональных блоков (компонент) будет состоять Единая информационная система (ЕИС)? Какие объекты будут подключены к ЕИС в обязательном порядке и в первую очередь? Какие во вторую очередь?

Георгий Радзиевский: Частично я уже касался этих вопросов. Основой системы должен стать блок системы государственного управления, обеспечивающий среду обмена информационными потоками на базе согласованных протоколов от медицинских учреждений до федерального уровня с участием региональных органов власти. Блок должен включать в себя соответствующие средства сбора отчетов, анализа, прогноза, поддержки принятия управленческих решений на различных уровнях ответственности, планирования и контроля исполнения, бюджетирования и т.д.