Разделы

Бизнес

Георгий Радзиевский: Настоящие проблемы — это организационные, финансовые и правовые

Темпы информатизации медицины в России во многом зависят от политики Минздравсоцразвития в этой области. Какие проекты планируются к реализации в настоящее время, какие усилия предпринимает государство в направлении автоматизации отечественного здравоохранения? Об этом в интервью CNews рассказал Георгий Радзиевской, начальник информационно-аналитического отдела Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Минздравсоцразвития России.

На обеспечиваемое этим блоком единое информационное пространство "навешиваются" различные функциональные системы — электронный паспорт здоровья пациента, базы данных по донорским материалам, системы электронных рецептов, реестры, классификаторы, системы телемедицинских услуг и множество других систем и сервисов.

CNews: Какие основные блоки войдут в состав сегмента Минздравсоцразвития ЕИС? Какова роль центров медицинской информации в формировании ЕИС? Будет ли в качестве центров медицинской информации использована существующая в настоящее время система Медицинских информационно-аналитических центров?

Георгий Радзиевский: По поводу сегмента Минздравсоцразвития могу сказать, что в нем ничего "экзотического" не предвидится — это управленческая система, которая включает в себя и соответствующие модули: мониторинг и анализ ключевых показателей деятельности Министерства, подготовка и представление информационно-аналитических материалов руководству для принятия решений, формирование и контроль исполнения бюджетов, оперативное управление, управление персоналом, электронный документооборот, межведомственное взаимодействие и т.д.


Не думаю, что до принятия решений, касающихся электронной идентификации граждан, можно говорить о серьезном развитии интерактивных сервисов для населения

По второй части вопроса. Проработка архитектуры построения ЕИС показывает, что важнейшими принципами построения этой системы являются иерархичность и федеративность. В этой связи имеется необходимость наличия соответствующих структур системы на региональном уровне. Думаю, было бы расточительно не использовать уже имеющиеся в 69-ти регионах медицинские информационно-аналитические центры, расширив их функции до уровня региональных центров медицинской информации.

CNews: Какие технологические проблемы возникают при реализации планов создания Единой информационной системы? Как вы видите пути решения этих проблем?

Георгий Радзиевский: Может быть, это покажется странным, но проблем на уровне собственно информационных технологий я не вижу. Пожалуй, будут возникать проблемы на уровне аппаратуры дистанционной диагностики в телемедицине или нечто в этом роде, но не более. Настоящие проблемы — это организационные, финансовые и правовые.

CNews: Как вы считаете, какие сроки понадобятся для создания Единой информационной системы (ЕИС) Минздравсоцразвития, и какие объемы финансирования для этого необходимы?

Георгий Радзиевский: По предварительным оценкам, срок работ порядка 10 лет, объем финансирования — порядка 19 миллиардов рублей, из них 700 миллионов для федерального уровня (сегмент Минздравсоцразвития) в течение первых 4-х лет.

Для сведения, общие потребности в инвестициях в электронную медицину на ближайшее десятилетие в США оцениваются от 20 до 40 миллиардов долларов. При этом по оценке Rand, полномасштабное внедрение медицинских ИТ в США может привести к экономии до 77 миллиардов.

CNews: Как вы оцениваете социально-экономический эффект от внедрения ЕИС Минздравсоцразвития?

Георгий Радзиевский: Оценка экономического эффекта от всякого масштабного проекта, а особенно высокотехнологичного, довольно лукавое занятие. Пример из обыденной жизни — когда вы принимаете на высокооплачиваемую ответственную работу специалиста, вам не требуется финансово-экономическое обоснование именно его приема, вместо малооплачиваемого разнорабочего. Очевидно, результаты использования интеллектуальных достижений далеко не полностью оцениваются критерием "здесь и сейчас рублей", а категориями более тонкими — уровень развития, технологический уровень, удобство использования и т.д.
Впрочем, по имеющейся оценке, чистый нераспределенный социально-экономический эффект уже к окончанию указанного десятилетнего периода разработки может составить порядка 50 миллиардов рублей за счет поэтапного введения элементов ЕИС в эксплуатацию.

CNews: Информационная открытость органов государственной власти является одним из приоритетных направлений государственной политики. Какие интерактивные сервисы для населения предусмотрены ЕИС Минздравсоцразвития на начальном этапе ее создания?

Георгий Радзиевский: Не думаю, что до принятия решений, касающихся электронной идентификации граждан, можно говорить о серьезном развитии интерактивных сервисов для населения. Поэтому, до таких решений придется ограничиваться совершенствованием доступа к базам данных и справочной информации общего назначения.

CNews: С одной стороны, данные о состоянии здоровья граждан России являются конфиденциальными, а с другой закон "О персональных данных" фактически ставит крест на создании масштабных медицинских информационных систем, поскольку их функционирование опирается на регистры и медработников, и пациентов. Какие пути решения этой проблемы представляются вам наиболее перспективными?

Георгий Радзиевский: Не вижу повода для столь категорических суждений. В законе прописаны необходимые механизмы, обеспечивающие возможности работы. Они, в ряде случаев, достаточно трудоемки, например, подтверждение согласия на обработку данных, но исполнимы. В ряде случаев требуется работа по принятию необходимых правовых актов. Во многих случаях может использоваться пункт 4 Статьи 10 упомянутого закона, касающийся медицинских работников.

Репутацию продавцов на «Авито» оценит искусственный интеллект
искусственный интеллект

CNews: Начались ли уже работы по созданию ЕИС Минздравсоцразвития? Если нет, то когда планируется начало таких работ? Когда будет определен исполнитель этих работ?

Георгий Радзиевский: На настоящий момент проведен ряд НИР. Полномасштабные работы могу быть начаты в результате решения на правительственном уровне и оформления соответствующих документов. Говорить об "исполнителе работ" в приложении к ЕИС вряд ли возможно. В проекте должно быть задействовано множество исполнителей, определяемых, в том числе, и регионами. Можно, наверное, говорить о неком управляющем проектом органе под эгидой Минздравсоцразвития. Вероятно, хорошим решением было бы создание дирекции проекта в форме государственного предприятия.

CNews: Если у Минздравсоцразвития имеется концепция информатизации, то насколько в нее "вписываются" работы по приоритетному национальному проекту "Здоровье"? Если такой концепции нет, то когда она будет подготовлена и что предполагается в нее включить?

Георгий Радзиевский: Официальной концепции пока нет, но работа ведется. Национальный проект является не отдельным разделом сферы здравоохранения, а методом решения ряда острых проблем, поэтому выделять его специальным образом в концепции информатизации смысла не вижу.

CNews: Как вы видите развитие ЕИС Минздравсоцразвития в дальнейшем?

Георгий Радзиевский: Как я сказал ранее, предполагается десятилетний срок работ по уже обозначенным направлениям. Вряд ли я могу всерьез прогнозировать дальнейшее развитие проекта — и технологическое и политическое развитие страны определит это в свое время. Во всяком случае, чтобы продолжить — нужно начать.

CNews: Каковы планы Минздравсоцразвития в сфере информатизации здравоохранения на 2008 г? На долгосрочную перспективу?

Георгий Радзиевский: Дальнейшая проработка ЕИС в рамках НИР, работа по принятию решений, обеспечивающих полноценное финансирование.

Что делать, если инфраструктура не успевает за ростом бизнеса?
Маркет

CNews: Какие, по вашему мнению, приоритетные задачи должны быть решены в процессе информатизации сферы здравоохранения в России в ближайшие несколько лет?

Георгий Радзиевский: Создание современной системы управления — логичной, четко регламентирующей права и ответственность, обеспечивающей своевременную, достоверную информацию, поддерживающую принятие обоснованных решений и контроль их исполнения.