ИТ в ЖКХ: эксперты спорят о подходах
Жилищно-коммунальная сфера в настоящее время является одной из немногих областей жизни российских граждан, слабо затронутой процессами технологического переоснащения, в том числе информатизации. Однако именно информационные системы являются инструментом, который позволяет собрать данные для расчета инвестиционных планов, выявить реальные потери энергии при доставке потребителю, адекватно оценить уровень потребления и осуществлять адресные выплаты, избегая дублирования. В рамках CNews Conferences прошел круглый стол "ИТ в национальном проекте "Жилье" и реформе ЖКХ", на котором встретились представители как со стороны ЖКХ, так и со стороны ИТ-сообщества. Разгорелись жаркие дискуссии.Для большинства пользователей понятия "управляющая компания", "товарищество собственников жилья (ТСЖ)", "конкуренция", "сервис" до сих пор остаются "вещью в себе". Между тем за реформу и управление ЖКХ отвечает много ведомств, но их действия практически не скоординированы и нет головной структуры, способной выступить генеральным заказчиком и задать единый вектор работ. Ситуация усугубляется тем, что действующая нормативно-правовая база тормозит информатизацию и технологическое переоснащение этой сферы.
Но основным фактором является то, что ЖКХ непосредственно затрагивает миллионы граждан. "ЖКХ – это единственная отрасль, которая несет на себе бремя защиты малообеспеченных слоев населения", - подчеркнул в своем выступлении на заседании "круглого стола" "ИТ в национальном проекте "Жилье" и реформе ЖКХ", организованного CNews, заместитель начальника управления программ ЖКХ Федерального агентства по строительству и коммунальному хозяйству (Росстрой) Владимир Жданов.
Неизвестное ЖКХ
Между тем, реально оценить положение дел в российском жилищно-коммунальном хозяйстве не представляется возможным, поскольку в настоящее время не существует систем сбора данных в этой области. "Мы сегодня не знаем действительного состояния жилищно-коммунального хозяйства. Нет информации о сетях, не существует генпланов, мы даже не знаем точно численность населения города, - рассказал участникам "круглого стола" Владимир Жданов. - Если совместно с бизнесом удастся создать системы сбора и анализа такой информации, то появится возможность развивать ЖКХ в стране".
В настоящее время понять состояние рынка ЖКХ возможно лишь путем экспертных оценок, которые свидетельствуют о том, что его прибыльность составляет минус 2%, при этом отрасль неэффективна как с управленческой, так и с инженерной точек зрения. По другим данным, предоставленным Росстроем, экономическое положение отрасли тяжелое, но не безнадежное - впервые за долгие годы дебиторская задолженность превысила кредиторскую. В тоже время степень износа объектов коммунального хозяйства по отдельным муниципальным образованиям достигает 70-80%, а темпы нарастания износа составляют 1-2% в год. Специалисты считают, что для переоснащения и реформирования российскому ЖКХ требуется $140 млрд., из которых $50-60 млрд. необходимо потратить на модернизацию отрасли и внедрение новых технологий.
В соответствии с новым Жилищным кодексом до 1 января 2007 года государство должно передать все процессы управления ЖКХ в руки частных компаний, оставив за собой только функции тарифного регулирования набора стандартных услуг. По мнению правительства, эти меры должны привести к развитию свободной конкуренции на рынке, что повлечет за собой повышение эффективности и качества предлагаемых услуг.
Кому нужна реформа ЖКХ
Александр Глазков, «Диасофт»: Главная проблема с импортозамещением — у новых решений нет опыта эксплуатации в реальной жизни
В настоящее время никто из участников рынка ЖКХ не заинтересован в развитии инноваций. Для существующих МУПов и ГУПов экономия ресурсов в этом году оборачивается снижением финансирования в следующем. Конечные пользователи коммунальных услуг - граждане России - тоже не готовы к изменениям.
"Первое, с чем мы столкнулись 2 года назад, когда начали реализовывать идею, что государство должно уйти из сферы ЖКХ, - сделали все ЖЭКи частными и попытались создать то, чего требует Жилищный кодекс – конкуренцию между ЖЭКами в сфере ЖКХ. А в ответ получили требование населения вернуть все на круги своя и опять сделать ЖЭКи муниципальными, - рассказал мэр города Троицка Московской области Виктор Сиднев. - Чисто психологически люди сегодня не готовы к тому, чтобы работать с частными компаниями".
Основным аргументом граждан, не желающих, чтобы сфера ЖКХ переходила на рыночные рельсы, является то, что частные компании непременно поднимут цены на коммунальные услуги. Между тем, по словам генерального директора компании "Ресурсинвест" Олега Тигунова, ЖКХ потребляет 25% энергоресурсов, производимых в РФ, из них 40% составляют потери. "Мы говорим об энергоэффективности, когда дело касается поставок ресурсов на запад, а что происходит внутри страны, никого не волнует, - продолжил г-н Тигунов. - Мы не говорим о том, что эти 40% потерь могут быть добавлены к экспортной составляющей, а говорим о либерализации цен на энергоносители. При этом эти цены скажутся на национальном проекте "Доступное и комфортное жилье – гражданам России", потому что доступность и комфортность жилья определяется не только стоимостью строительных материалов, из которых оно построено, но и стоимостью его содержания".
По мнению участников "круглого стола", существующие в ЖКХ тарифы завышены, поскольку призваны покрывать потери. Одновременно, никто не заинтересован в снижении потерь – ведь поставщики получают деньги за отпущенные, а не за реально поступившие потребителю энергоресурсы, граждане не могут самостоятельно регулировать расход тепла в собственных квартирах, а управляющие организации не могут получить ни копейки от экономии ресурсов, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.