Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

ИТ в ЖКХ: эксперты спорят о подходах

Жилищно-коммунальная сфера в настоящее время является одной из немногих областей жизни российских граждан, слабо затронутой процессами технологического переоснащения, в том числе информатизации. Однако именно информационные системы являются инструментом, который позволяет собрать данные для расчета инвестиционных планов, выявить реальные потери энергии при доставке потребителю, адекватно оценить уровень потребления и осуществлять адресные выплаты, избегая дублирования. В рамках CNews Conferences прошел круглый стол "ИТ в национальном проекте "Жилье" и реформе ЖКХ", на котором встретились представители как со стороны ЖКХ, так и со стороны ИТ-сообщества. Разгорелись жаркие дискуссии.

С чего начать?

Выходом из сложившейся ситуации является создание условий для привлечения инвесторов в жилищно-коммунальную сферу. Но для этого необходимо незамедлительно приступить к формированию адекватной сложившейся ситуации нормативно-правовой базы. "Проблема реформирования ЖКХ – межведомственная, – считает Олег Тигунов. – В ней участвуют Минрегионразвития с Росстроем, Минпромэнерго в части энергосбережения и энергоэффективности, Мининформсвязи, которое отвечает за протоколы, информационные базы и инфраструктуру". По словам г-на Тигунова, первые шаги в этом направлении уже сделаны - в этом году был проведен конкурс Минпромэнерго на разработку технического регламента требований к программно-аппаратному комплексу учета энергоресурсов в ЖКХ. Но для разработки новых нормативных актов, по мнению советника генерального директора компании OXS Татьяны Подберецкой, необходимо хорошо представлять ситуацию в ЖКХ. А это возможно сделать лишь путем внедрения автоматизированных систем сбора и анализа информации.

Кроме нормативно-правовой необходимо создание и технологической базы, способной обеспечить возможность контроля над расходованием и экономии энергоресурсов, как конечными пользователями, так и управляющими компаниями. "Для эффективной реформы ЖКХ необходимо внедрить технологии, которые позволят пользователю не только учитывать расход энергоресурсов, но и регулировать собственное потребление, - комментирует ситуацию советник мэра города Троицка Московской области Татьяна Алябьева. - Нужно сделать максимально возможными автономные изменения образа жизни отдельного человека".

Реформирование коммунальной сферы требует значительных инвестиций, для оценки которых также необходимо иметь подробную, объективную информацию о сегодняшнем состоянии российского ЖКХ. "Мы сегодня до конца не знаем положение дел в ЖКХ, и пока мы его не узнаем, к нам инвестор не придет, - считает Владимир Жданов. - А если и придет, то на те объекты, которые уже являются окупаемыми, чтобы в течение 3-4 лет начать получать прибыль. Такие инвесторы нам не нужны. Нормальный проект в сфере ЖКХ должен иметь срок окупаемости 12-15 лет". Для сбора и обработки такой информации требуется создание и внедрение информационных систем. "Следует подробно описать структуру жилищно-коммунального хозяйства по аналогии с тем, как в настоящее время происходит перепись земельных участков - в настоящее время никто эти всерьез не занимается, - предложила Татьяна Подберецкая. - Если мы не будем знать, что мы имеем, если не изучим детально ситуацию, мы никогда не решим ни одной задачи. Надо понимать, что мы реформируем".

Внедрение информационных технологий в ЖКХ необходимо и муниципальным органам власти – госслужащим важно знать, что происходит в этой сфере. Кроме того, информационные системы позволяют государству быть в курсе проблем, возникающих у населения. "Для нас гораздо важнее то, что информационные системы – это интерфейс между населением и властью, - считает Виктор Сиднев. - Мы хотим понимать, чем живет население, какие у него проблемы, какие у него претензии к муниципальной власти. Но по 131 ФЗ муниципалитет не может ни копейки бюджетных денег потратить на ЖКХ, в том числе и на информационные системы".

Информатизация – первый шаг в реформе ЖКХ

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Необходимость внедрения информационных технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве страны представляется очевидной всем участникам "круглого стола". Сбор, обработка и анализ всевозможной информации необходимы и для разработки адекватной законодательной базы в этой области, и для привлечения инвесторов, и для обеспечения контроля со стороны государства, а впоследствии и для создания подлинно сервисной отрасли экономики, способной предоставить гражданам разнообразные услуги в условиях равноправной конкуренции.

О том, как организовано предоставление сервисов населению в Финляндии, рассказал консультант Центра торговли при посольстве Финляндии в России Владимир Скорлыгин. Он продемонстрировал участникам "круглого стола" интернет-сайт рядовой управляющей компании, с помощью которого пользователь может осуществлять сбор и обработку информации о фактическом потреблении ресурсов, взаимодействие с обслуживающими организациями, выставление счетов и даже удаленный контроль состояния бытовой техники. На сайте организован "электронный ЖЭК" - сервис, позволяющий получить справочную информацию, заказать необходимые документы.

С предложениями по использованию ИКТ в целях реформирования ЖКХ выступил главный специалист департамента государственных программ развития инфоструктуры и использования ограниченного ресурса Мининформсвязи РФ Роман Ивакин. "Мы предлагаем создать единую универсальную социальную карту гражданина Российской Федерации, с помощью которой можно будет не только оплачивать проезд на всех видах транспорта, но и рассчитываться за жилищно-коммунальные услуги, - рассказал он участникам "круглого стола". - Помимо этого, Мининформсвязи предлагает принять новый стандарт, который позволил бы еще на этапе строительства обеспечивать возводимое жилье современной инфраструктурой, с помощью которой в дальнейшем можно обеспечить контроль энергопотребления, тепла и т.д. Предложения об этом уже сформированы и направлены в Минрегионразвития". Роман Ивакин особо отметил немаловажную роль прямой государственной поддержки и софинансирования развития элементов инфраструктуры, имеющих важное социальное значение.