Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

Как грамотно рассчитать затраты на ПО?

Затраты компаний на программное обеспечение достигли таких масштабов, что руководство уже не может «не замечать» эту статью расходов. ПО – реальный актив предприятия, который требует эффективного управления.

Информационные технологии – заметная статья расходов в бизнесе практически любой российской компании. Причем ее размер прямо пропорционален размеру бизнеса. Если еще 10 лет назад затраты на ИТ были не столь значительны, на предприятиях не было ИТ-подразделений, а соответствующие расходы проходили по третьим статьям, то сегодня отношение бизнеса к оценке эффективности вложений в ИТ стремительно меняется. Руководители российских компаний стараются максимально эффективно инвестировать в высокие технологии, четко осознавая желаемый эффект и пути его достижения.

Для оценки эффективности инвестиций в ИТ сегодня существует большое количество различных методик, позволяющих так или иначе получить картину отдачи от вложенных средств. Однако не менее важным является непосредственно управление ИТ-активами. И если с аппаратным обеспечением все относительно просто, то ПО является нематериальным активом, и для его грамотного учета требуется соответствующий подход.

Задача управления ПО как активом давно существует во многих развитых странах мира, а с недавнего времени она актуальна и на российском рынке. Действительно, можно утверждать, что прошло то время, когда руководство крепко стоящего на ногах отечественного бизнеса было довольно тем, что операционная система на всех компьютерах в компании установлена с одного диска, купленного на пиратском развале за 80 руб. Но и западной культуры потребления объектов интеллектуальной собственности, в том числе и ПО, в России еще однозначно нет. Оказавшись на подобном идеологическом распутье, руководители развивающихся отечественных компаний уже сегодня хотят получить ясную картину затрат, а при планировании – и четкую аргументацию бюджета, связанную с оценкой потребностей, как минимум, на «привычное ПО».

Честный непрозрачный

Однако подсчитать соответствующие расходы не так-то просто. Потому что невозможно оценить неучтенный или неправильно учтенный актив. Действительно, как оценить эффективность расходов на ПО, если не знать, какой именно софт установлен, сколько за него заплачено, сколько уходит на поддержку и сопровождение программных продуктов и т.д.? Задача осложняется еще и тем, что на подавляющем большинстве предприятий установлено нелицензионное «привычное» ПО. При этом, закупить необходимый лицензионный софт в нужном объеме (то есть полностью легализовать используемое ПО) – дорого, а только недостающий – раскрыть себя перед правообладателем программного продукта, а это уже чревато серьезными юридическими и финансовыми рисками. Как быть?

Справедливости ради стоит отметить, что возможные финансовые и/или юридические риски до сих пор не имеют особого влияния на российского пользователя нелегального ПО. Вероятно, здесь сказываются особенности менталитета, а также то, что создание культуры потребления лицензионного ПО – очень длительный процесс, впрочем, нельзя не отметить его очевидные успехи в нашей стране. Тем не менее, последних явно недостаточно, чтобы все стремительно последовали примеру законопослушных пользователей ИТ. Таким образом, основным движущим фактором легализации используемого ПО в России являются пока не финансово-экономические риски, а желание получить реальную картину затрат на ПО на протяжении всего его жизненного цикла.

Кроме того, немаловажным фактором, подстегивающим успешные российские компании к грамотному управлению легальными активами, являются планы по выходу на фондовый рынок или привлечению иностранных инвесторов. Нередки случаи, когда большинство необходимых процедур для проведения IPO или аудита компании уже проведено, и в последний момент оказывается, что управление активами ПО не только не прозрачно, но даже сам софт в большинстве своем пиратского происхождения. Существует два выхода из сложившегося положения: либо срочно закупить недостающие лицензии, либо честно признаться будущим акционерам в том, что компания использует ворованный софт. Очевидно, что второй способ может резко подорвать доверие потенциальных инвесторов, поставив под угрозу планируемое развитие бизнеса.

Как рассчитать?

Для грамотного учета и управления всем жизненным циклом ПО на предприятии в подавляющем большинстве случаев используется методология Software Assets Management (SAM), разработанная аналитиками и консультантами исследовательских компаний. SAM (иногда используется также более узкий термин «технология управления лицензиями») признана крупнейшими экспертами и активно используется ими в работе. Кроме того, совсем недавно – в мае 2006 года – международная организация по стандартизации (знаменитая ISO) опубликовала стандарт SAM по качеству управления ПО на предприятии. Разумеется, в основе SAM лежит использование только легального софта.

Последнее обстоятельство предопределяет лояльность разработчиков ПО к SAM. Значительное количество вендоров активно использует эту методологию в своей работе. Например, крупнейший разработчик ПО в мире – компания Microsoft – предлагает своим заказчикам совместно провести четкую инвентаризацию всего ПО, использующегося на предприятии, а затем разработать эффективную программу управления им на протяжении всего жизненного цикла. Такой подход показал свою высокую эффективность: уже по итогам 2005 финансового года (июль 2004 – июнь 2005 гг.) было реализовано 211 проектов по SAM, в результате которых инвентаризировано почти 15 тыс. персональных компьютеров. Предварительные показатели 2006 финансового года оказались еще выше – более 26 тыс. ПК, свыше 450 проектов. Причем, это данные только по предприятиям среднего бизнеса, без учета проектов в крупных компаниях. Сегодня в России услуги по внедрению SAM предлагают более 50-ти партнеров Microsoft.