Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

Как грамотно рассчитать затраты на ПО?

Затраты компаний на программное обеспечение достигли таких масштабов, что руководство уже не может «не замечать» эту статью расходов. ПО – реальный актив предприятия, который требует эффективного управления.

SAM себе «айтишник»

Если внимательно рассмотреть сложности, возникающие у компаний в процессе эксплуатации ПО, то становится очевидно, что подавляющее большинство из них связано с так называемой гетерогенностью информационной среды. Действительно, в обычной российской компании традиционно сосуществует огромное количество версий одного и того же программного продукта, причем из-за отсутствия пресловутой культуры использования, число устанавливаемого по поводу и без повода нелегального ПО растет. Результат – постоянные проблемы с несовместимостью различных программ, невозможность оперативного обновления и контроля над ситуацией.

Не имея возможности централизованно устанавливать все необходимые «заплатки», ИТ-отдел предприятия тратит практически все свои силы на устранение проблем, связанных с несовместимостью версий ПО, и инсталляцию на разные машины различных сервис-паков, отвечающих именно этой версии и т.д. В то же время, из-за этих проблем различия в интерфейсах, протоколах обмена данными и т.д. снижается и производительность труда сотрудников компании.

Итог – ИТ-подразделение компании занимается лишь латанием дыр и, по сути, поддержанием работоспособности ИТ-инфраструктуры предприятия (причем это ему дается все сложнее, так как отсутствие централизованного обновления резко повышает риски заражения вирусами, и информационная система компании оказывается под угрозой). Пользователи работают неэффективно, а менеджмент компании никак не может оценить соответствующие затраты из-за отсутствия каких-либо стандартов. Результат – абсолютная бессистемность расходов на ПО, которая еще больше «распаляет» руководство. И это при том, что юридические и финансовые риски также никто не отменял, несмотря на пренебрежение ими многими российскими компаниями.

Применение SAM оказывается здесь максимально эффективным. Это объясняется очень просто – наведение элементарного порядка и четкая регламентация процессов всегда положительно отражаются на бизнесе любой компании. SAM базируется на трех основных принципах: 1) сбор первичной информации об ИС предприятия, 2) проведение детальной инвентаризации, 3) разработка плана и внедрение технологии управления лицензиями. На первом этапе анализируется актуальное состояние и определяются потребности предприятия в ПО.

Примечательно, что для сбора детальной информации об ИТ-системе существует большое количество прикладного ПО, которое существенно облегчает выполнение этой работы, особенно в случае большого парка ПК. Соответствующее ПО есть и у Microsoft – Microsoft Software Inventory Analyzer (MSIA), которое распространяется бесплатно. Впрочем, MSIA имеет существенные функциональные ограничения, а также позволяет работать лишь с парком до 250 ПК. Однако относительно недавно корпорация Microsoft приобрела известного разработчика ПО для управления информационными активами предприятия – компанию Asset Metrix, основной продукт которой будет включен в стандартную поставку Microsoft System Management Server (SMS). Причем для существующих потребителей SMS новый функционал будет поставляться бесплатно в рамках обновлений.

Репутацию продавцов на «Авито» оценит искусственный интеллект
искусственный интеллект

На втором этапе внедрения SAM проводится анализ количества реально приобретенных лицензий и числа инсталляций соответствующего ПО. При необходимости докупаются лицензии. Это, безусловно, затратная статья, однако нужно понимать, что столь желанная стандартизация ПО, которую дает SAM, является козырем и в цене – при покупке большого количества однотипных лицензий у многих вендоров существуют значительные скидки. Третий этап является заключительным, но он необходим. При отсутствии четкой стратегии управления лицензиями все затраченные усилия окажутся напрасными. Необходимо разработать обновляемую базу данных об инсталлированном на предприятии ПО, автоматизировать проверку сроков действия лицензий и многое другое. Нужно также назначить ответственное за сопровождение ПО на всем протяжении его жизненного цикла лицо.

Внедрение SAM позволит ИТ-директору грамотно рассчитывать затраты на ПО, а также аргументировано защитить свой бюджет на отчетный период. Действительно, стандартизация используемого на предприятии ПО позволяет получить точную оценку стоимости рабочего места и предложить адекватный бюджет в соответствии с кадровым планом, например, при расширении бизнеса. Таким образом, за счет внедрения SAM можно оптимизировать затраты на ПО, повысить уровень информационной безопасности компании, обеспечить максимальную совместимость данных и т.д. Немаловажным преимуществом является и уверенность в юридической чистоте применяемого ПО.

В то же время, сотрудники ИТ-подразделения, нагрузка на которых значительно снижается за счет упомянутой стандартизации, смогут эффективно работать над развитием ИТ-инфраструктуры предприятия, производительность рядовых сотрудников также возрастет, а руководство компании получит эффективный инструмент оценки затрат на ПО на протяжении всего жизненного цикла.

Константин Рюмин