Разделы

Интернет E-commerce

Российские онлайн-билеты спасут e-бизнес

Продажи товаров и услуг через интернет, являющиеся одним из наиболее перспективных секторов ритейла в России в последние 2 года, демонстрируют устойчивый ежегодный рост, но остаются очень мелким сектором по отношению ко всей рознице. Ситуацию может изменить оплата новых видов услуг, например, транспортных и туристических сервисов, за которые потребитель все чаще и все активнее расплачивается с помощью пластиковых карточек. Сможет ли электронная торговля вытеснить "традиционную" продажу билетов на поезд, самолет?

Пользоваться услугой по оформлению билетов через интернет могут как физические, так и юридические лица, однако, как показал опрос нескольких крупных е-торговцев, подобный сервис востребован больше в частном секторе. По оценкам специалистов интернет-терминала "Платеж.ру", объемы интернет-продаж составляют порядка 2-3% от общего количества продаваемых билетов. Николай Ионкин считает, что для сайтов по онлайн продаже билетов доля корпоративных клиентов редко составляет более 5%, но при этом большой процент электронных билетов продается традиционными оффлайн агентствами, у которых В2В-пользователи могут составлять основную часть продаж. Анна Цыганкова приводит цифру в 25%, показывающую число оформленных электронных билетов для юридических лиц. В течение месяца, как рассказал Андрей Полозов-Яблонский, "Аэрофлот" запустит специальный интернет-сервис для корпоративных клиентов (приобретающие билеты через интернет юридические лица могут получить требуемый для оформления авансового отчета сотрудника фискальный чек), что увеличит долю интернет-продаж.

Относительно безопасности использования онлайн-покупок билетов опрошенные игроки рынка отметили высокий уровень защиты, связанный с используемыми в процессинговых и платежных системах механизмами по обработке персональных данных.

Драйверы роста

Игроки рынка онлайн-билетов едины во мнении, что основной стимул роста рынка – удобство на стороне клиента, который может забронировать и приобрести их прямо на сайте за короткое время (без ожидания в очередях и необходимости в ограниченный срок сориентироваться с их покупкой). Для сравнения, в Европе за такое удобство придется заплатить дополнительно от 1 до 10 евро. Аналитики рынка отмечают, что в списке сопутствующих факторов, стимулирующих этот сектор электронной коммерции, - сокращение расходов на аренду и заработную плату сотрудникам, а также возможность заказа дополнительных услуг при покупке билета, например, номера в гостинице и трансфера из аэропорта.

"В переходе на электронные билеты большего всего заинтересованы компании-поставщики услуг. Это позволяет им не только сэкономить на "бумаге", но и повысить прямые продажи, и именно эти компании больше всего заинтересованы в распространении электронных билетов на рынке", - уверен Николай Ионкин. Второй мощный драйвер роста, по мнению эксперта, - нормы и требования государственных органов, иногда - требования со стороны компаний-партнеров или международных организаций (для авиаиндустрии электронный билет введен нормативами IATA: если компания планирует запуск международных рейсов, то она обязана использовать технологии электронного билета – прим. CNews). "Наконец третий драйвер - распространение различных типов платежных систем, которые позволяют воспользоваться услугой массовой аудитории пассажиров", - заключает свою мысль господин Ионкин.

Перспективы рынка

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Опрошенные CNews игроки рынка достаточно позитивно смотрят на развитие электронной коммерции и рынка онлайн-билетов в России. По мнению аналитиков iKS-Consulting, в 2009 году рынок онлайн-продаж авиа- и ж/д билетов с расчетами онлайн вырастет по сравнению с 2008 г. на 68% и 342% и составит 17,7 млрд руб. и 5,2 млрд руб. соответственно. В компании MobiTicket.ru ожидают, что по итогам 2009 года рынок электронных билетов в России составит не менее 30 млрд руб. Наталья Хайтина считает, что отмеченный многими аналитиками и экспертами рост за первые два квартала 2009 года связан с сезонным спросом, и к осени его темпы могут уменьшиться. По ее словам, за счет того, что стоимость электронного билета заметно выше среднего платежа электронными деньгами, можно рассчитывать на серьезный рост оборотов в этом сегменте в ближайшие 1-2 года.

Специалисты прогнозируют, что рост рынка возможен за счет платежей с мобильного телефона (NFC и QR и штрих-коды), а также благодаря большему количеству доступных при заказе средств оплаты. Николай Ионкин замечает, что на рост онлайн-продаж повлияет и усовершенствования сервисной составляющей (интерактивные планировщики, мобильные интерфейсы и пр.). Тем не менее, как считает Наталья Хайтина, все эти варианты предполагают серьезные вложения в инфраструктуру, и ни один из них еще не получил заметного положительного отклика от массового пользователя. Кроме того, как замечают аналитики и ряд игроков рынка, в будущем динамика роста продаж уменьшится из-за насыщения рынка. Это случится не ранее конца 2010 года (по прогнозам MobiTicket.ru).

Михаил Демидов