Разделы

Интернет E-commerce

Российские онлайн-билеты спасут e-бизнес

Продажи товаров и услуг через интернет, являющиеся одним из наиболее перспективных секторов ритейла в России в последние 2 года, демонстрируют устойчивый ежегодный рост, но остаются очень мелким сектором по отношению ко всей рознице. Ситуацию может изменить оплата новых видов услуг, например, транспортных и туристических сервисов, за которые потребитель все чаще и все активнее расплачивается с помощью пластиковых карточек. Сможет ли электронная торговля вытеснить "традиционную" продажу билетов на поезд, самолет?

Формирование отечественного рынка онлайн-продаж билетов пришлось на 2007 год, когда о возможности бронирования и оплаты проездных документов на некоторые направления объявили авиакомпании "Трансаэро" и S7, а также РЖД (май 2007 года) на поезда дальнего следования. По оценкам аналитиков iKS-Consulting, рынок в денежном измерении в то время составлял примерно 3 млрд рублей (авиабилеты) и 0,2 млрд руб. (ж/д билеты). В 2008 году рынок вырос за счет расширения направлений и ввода продаж "электронных билетов", а также появления на этом рынке таких компаний, как "Аэрофлот", S7, ГТК "Россия" и так далее. Это привело к стремительному росту продаж - в IKS-Consulting оценивают объем рынка интернет-продажи билетов с оплатой через интернет в размере 10,6 млрд руб. и 23 млрд руб. для авиа- и железнодорожных билетов, соответственно. Для сравнения в США электронные билеты занимают 90% рынка, интернет-продажи - около 30%. Николай Ионкин, руководитель проекта MobiTicket.ru, приводит цифру в 20 млрд руб., отмечая, что этот сектор составляет примерно 15% рынка электронной коммерции в России за 2008 год. Геннадий Спирин, генеральный директор компании Assist, считает, что только по одному авианаправлению оборот достиг 150-180 млн долларов. Подобные расхождения связаны с тем, что расчет доли наличных расчетов при покупке билетов затруднителен - Антон Ворыхалов, аналитик iKS-Consulting, замечает, что доля оплаты наличными среди российских авиакомпаний сильно различается – от 40% до 90%. Наиля Замашкина, генеральный директор "Платеж.ру", считает, что на общие объемы рынка влияет не количество продаваемых билетов, а их высокая (в среднем около 8 тыс. руб.) стоимость.

Доли авиакомпаний по продажам онлайн-билетов

Источник: Chronopay, 2009

Следующим этапом по мере становления этого рынка стал переход из тестовой в коммерческую эксплуатацию услуги по заказу электронных билетов на сайтах РЖД и Аэрофлота. В отличие от продажи обычного бумажного билета через интернет, "электронный билет" представляет собой форму записи о продаже пассажиру в базе данных и может быть оформлен в том числе, и в кассе (с помощью специальных терминалов и за наличный расчет). В свою очередь, в настоящее время основным средством для оплаты покупки билетов в интернете являются пластиковые банковские карты, электронные платежные системы и SMS-платежи.

Онлайн-продажи билетов в России

Сервис продажи билетов через интернет предполагает подключение на сайте компании (e-торговца) специального механизма бронирования. Посетитель выбирает нужную ему услугу, заполняет необходимые данные и переходит на страницу обработки его заявки. На этом этапе в систему включается еще одно звено – процессинговый центр, который централизованно обрабатывает поступающие в пользу e-торговца платежи (безналичные с банковских карт, но также и с электронных платежных систем), регистрируя их в собственной базе данных и в учетной системе продавца услуги. После этого выписывается электронный и/или традиционный бумажный билет, доставляемый курьерской службой в офис или на дом.

По данным компаний, онлайн-билеты (как бумажные, так и электронные) являются весьма динамично растущим видом продаж. Так, Геннадий Спирин приводит цифру 7%-ного прироста каждый месяц, а Николай Ионкин говорит про минимальный рост в 5% в месяц, несмотря на общее падения спроса на перевозки. Наталья Хайтина, заместитель генерального директора "Яндекс. Денег", отмечает, что продажи электронных билетов на самолет растут быстрее, чем продажи билетов на поезд: "Для посадки в поезд необходимо пусть на вокзале перед отправлением, но все-таки получить бумажный бланк билета, а в большинство самолетов можно сесть по распечатке маршрут-квитанции. Исключение составляют экспериментальные поезда РЖД в Санкт-Петербург, Казань и Нижний Новгород, и мы надеемся, что к концу 2009 года железные дороги тоже перейдут на полностью безбумажные билеты. Наиболее заметные потоки – у "Аэрофлота" и S7, также есть интерес к рейсам UTair, "Скайэкспресса" и локальных авиакомпаний".

Как рассказал CNews Андрей Полозов-Яблонский, руководитель направления развития интернет-продаж "Аэрофлота", доля продаж электронных билетов у "Аэрофлота" составляет 90-95% в зависимости от сезона и рынка. Они оформляются как через интернет, так и в офисах продаж, и у агентов "Аэрофлота". На последних приходится значительная доля бумажных билетов (до 15%), а через интернет продается чуть более 13% всех авиабилетов (по оценке господина Полозова-Яблонского, примерно на 1,2 млн долларов в день). По данным РЖД, за первый месяц использования услуги электронной регистрации билетов было приобретено 38 тыс. билетов, из которых 21,7% были электронными. В Ozon.Travel отмечают, что, если сложить объемы продаж билетов на внутренние и международные авиарейсы, то доля бумажных билетов составит не более 15%, при этом на направлениях по Росси и СНГ бумажных билетов приблизительно 30%, а на международных рейсах - единицы процентов (за счет рейсов "Трансаэро" и S7).

Cпособы оплаты электронных билетов в России

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

Источник: Mobiticket.ru, 2009

Игроки рынка замечают, что в последний год достаточно большое количество компаний решили развернуть продажи в сети, но многие из них чувствуют себя не очень уверенно. Причиной этому является высокая комиссионная ставка, которую платит агентство банку-эквайеру и интернет-провайдеру. В среднем сейчас она составляет 3-5%, что равняется примерно половине от прибыли самого агентства от реализации электронных билетов. По-другому ситуация выглядит для авиакомпаний, которые наоборот, заинтересованы в организации прямых продаж на собственном веб-сайте, поскольку для них это оптимальный канал продаж.