Спутниковые операторы России вынуждены надеяться на Запад
Группировка российских телекоммуникационных спутников переживает серьезное обновление: до 2015 г в строй должны быть введены сразу 8 новых аппаратов. Однако задержки со стороны отечественных производителей могут привести к серьезным убыткам госпредприятий «Космическая связь» и «Газпром Космические системы», вынуждая их увеличить заказ на производство спутников у зарубежных компаний.Прошел почти год с печального момента для космической и телекоммуникационной отраслей: неудачного запуска спутника «Экспресс-АМ4». Этот аппарат должен был стать самым мощным телекоммуникационным спутником в Европе. Он предназначался, в первую очередь, для реализации программы цифрового телевидения. Кроме того, с его помощью планировалось предоставлять и другие телекоммуникационные услуги, в том числе - начать тестирование широкополосного доступа в интернет в новом Ка-диапазоне.
Неудачный запуск «Экспресс-АМ4» отодвинул надежды российской телекоммуникационной отрасли на ликвидацию дефицита емкости спутниковой связи на несколько лет. Запуск следующего телекоммуникационного спутника «Экспресс-МД2», намеченный первоначально на декабрь 2008 года, и состоявшийся лишь 6 августа 2012 года, также не увенчался успехом. Российский космический аппарат был утрачен из-за нештатной работы разгонного блока.
В планах российских спутниковых операторов серьезное обновление: только ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) до 2015 г должны ввести в эксплуатацию сразу 7 новых аппаратов и 3 спутника «Газпром Космические системы» («Газком»). Однако из-за задержек со стороны отечественных производителей совокупные убытки ГПКС и «Газком» могут составлять десятки миллиардов рублей. Эксперты считают необходимым увеличить заказ новых спутников у зарубежных компаний.
В 2013 -14 гг. ГПКС планирует запустить еще 7 спутников. Таким образом, к 2015 г полностью обновится состав государственной группировки: в эксплуатацию должно быть введено два космических аппарата, которые предназначены непосредственно для телевещания, и пять спутников, созданных как для передачи ТВ-сигнала, так и для других телекоммуникационных услуг.
Отличительной особенностью обновленной группировки ГПКС и Газкома будет их принадлежность к тяжелому классу. Нынешние космические аппараты относятся к средней и легкой категориям. На каждом новом спутнике будет 60 — 80 транспондеров, а совокупный объем задействованного в интересах потребителей орбитально-частотного ресурса увеличится в три раза. Экспертные расчеты показывают, что емкости должно быть достаточно для реализации госзадач. С учетом возможной либерализации в рамках ВТО внутреннего рынка возможен даже некоторый профицит ресурса.
Однако самое главное в спутниковой связи, как отмечают участники рынка, - надежность каналов и прогнозируемость сроков эксплуатации спутников. Опубликованная статистика «живучести» спутников не в нашу пользу – отечественные борты без поломок живут от силы 3-5 лет вместо 10, обещанных производителем. Спутники западного производства стабильно работают уже по 15-17 лет. Как следует из информации, размещенной на сайте ГПКС, отечественный производитель устанавливает стоимость своих спутников на уровне европейских производителей, только при этом наработка на отказ не позволяет заказчику достигнуть даже срока окупаемости проектов.
Заместитель генерального директора ГПКС по развитию бизнеса Ксения Дроздова отметила, что отличие рынка спутниковой связи российского от западного заключается в его непрогнозируемости. «Первичный оператор, предлагая услугу спутниковой связи, заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с потребителями и планировании финансовых потоков для своевременного восполнения группировки: важно не только выйти на рынок, но и удержаться на нем - говорит Дроздова. - Но в современных реалиях это невозможно».
«Неудачные запуски спутников и отказы оборудования спутников на половине срока эксплуатации в последние три года уже стали нормой для отрасли, -отмечают в ГПКС. - Все это наносит серьезный ущерб международной репутации ГПКС, отбрасывая нас постоянно в конец 90-х годов. А ведь в 2009 году ГПКС получил высшую международную награду в области спутниковой связи, став лучшим региональным оператором по версии аналитиков ведущих мировых изданий Euroconsult, Satellite Finance и Space News».
Общий принцип формирования новой группировки - преемственность ретрансляторов по отношению к существующим спутникам. В целом же надежность предоставления услуг должна повыситься за счет сбалансированного сочетания в группировке зарубежных спутников с отечественными космическими аппаратами нового поколения и создания резерва орбитально-частотного ресурса.
«Экспресс»-сложности
Из 7 новых спутников ГПКС 4 создаются в рамках Федеральной целевой программы развития телерадиовещания («Экспресс-АМ5», «Экспресс-АМ6», «Экспресс-АМ7» и «Экспресс-АМ8»), причем все они уже находятся в производстве. Подрядчиком по строительству «Экспресс-АМ7» является европейский консорциум EADS Astrium, и срок его изготовления на сегодняшний день опережает контрактные. А вот по остальным трем спутникам, головным подрядчиком по строительству которых выступает «ИСС им. академика М.Ф. Решетнева», сроки, наоборот, отстают от заявленных в контрактах.
Ярослав Третьяков, «Пульс»: Для HR цифровизация означает меньше бумажной рутины и больше фокуса на развитии сотрудников
Участвуя в конкурсах на создание спутников «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6», ИСС выставило свое предложение совместно с «НИИ Радио» и канадской компанией MDA. В конкурсе также участвовали РКК «Энергия» вместе с французской Thales Alenia Space (TAS) и ГКНПЦ им. М.В, Хруничева в кооперации с EADS Astrium. «Разделение труда» у всех участников конкурса было одинаковым: российские компании отвечают за создание космической платформы, зарубежные — за полезную нагрузку.
Опыта строительства космических аппаратов тяжелого класса на тот момент не было ни у одной российской компании. Но ИСС при этом в течение нескольких лет по заказу Роскосмоса выполняло НИОКР по созданию новых платформ среднего и тяжелого классов. Правда, ни одного летного образца так и не было создано. Заказчиком новых тяжелых спутников стало ГПКС.
Уже после подписания контракта выяснилось, что тот задел, который использовало ИСС при подготовке конкурсных предложений, не применим к созданию «Экспресс-АМ5/АМ6»: нужно было менять на ходу конструкцию аппарата, вследствие чего задержались работы по компоновке, заказу комплектующих и т.д. Конструкции модуля полезной нагрузки в связи с перегрузкой производства ИСС были поставлены в MDA со значительной задержкой и серьезными недостатками, на устранение которых ушли месяцы. Как следует из материалов, размещенных на сайте ГПКС, летом 2012 года в соответствии с заключенными контрактами ГПКС должно было бы предоставить ресурс «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» российским пользователям.
С момента заключения контракта прошло три года. В ИСС объясняют это сложностями выполнения проекта. В то же время, по мнению одного из участников рынка, корень проблем кроется в том, что новые задачи, которые ИСС ставит перед собой, требуют более высокого уровня менеджмента, проектно-конструкторских работ, экспериментальной отработки новых технических решений. И в этом направлении, по мнению эксперта, ИСС еще многое необходимо сделать. Еще одной причиной задержки может быть нестандартная для ИСС кооперация, ведь в течение последних 20 лет предприятие предпочитало сотрудничать с TAS.
Задержки проектов
У другого российского оператора спутниковой связи – «Газком» – также проблемы с аппаратами российского производства. У «Газкома» был заключен контракт на строительство двух спутников серии «Ямал-300» с РКК «Энергия», которая является миноритарным акционером оператора. Контракт предусматривал запуск аппаратов в 2008 г. Но этого не произошло, более того, «Энергия» инициировала процесс расторжения контракта в связи с несогласием с его стоимостью.
Начались судебные разбирательства, которые закончились победой «Газкома». «Энергия» вернула оператору аванс в размере 1,4 млрд руб (составлял около 50% от суммы контракта) и закупленную им у японской Sumitomo полезную нагрузку. После этого «Газком» решил строить лишь один спутник 300-ой серии, заключив соответствующий контракт с ИСС. Запуск был запланирован на ноябрь прошлого года, но не состоялся вовремя: сейчас называется дата – сентябрь текущего года.