Разделы

Спутниковое ТВ

Спутниковые операторы России вынуждены надеяться на Запад

Группировка российских телекоммуникационных спутников переживает серьезное обновление: до 2015 г в строй должны быть введены сразу 8 новых аппаратов. Однако задержки со стороны отечественных производителей могут привести к серьезным убыткам госпредприятий «Космическая связь» и «Газпром Космические системы», вынуждая их увеличить заказ на производство спутников у зарубежных компаний.

ГПКС, как и «Газком», контролируются государством, и уйти от российских производителей им непросто. В 2009 г «Газком» подписал контракт на строительство спутников «Ямал-401» и «Ямал-402» стоимостью 430 млн. евро с иностранным производителем – TAS. При этом оператор получил возможность пользоваться кредитной линией под гарантии французского экспортного агентства. ИСС также участвовал в этом конкурсе, но проиграл. Однако в процессе одобрения сделки Федеральное космическое агентство все-таки настояло на участие российских производителей. В этом при сборке «Ямал-402» TAS обязалась использовать комплектующие от ИСС, а «Ямал-401» вообще должен быть собран ИСС, тогда как  от TAS планировалось лишь использовать комплектующие. Работы по «Ямал-402» идут в соответствие с графиком и он должен быть запущен в этом году, а по «Ямал-401» снова происходит отставание – пока на несколько месяцев.

Между тем,  ждать перестройки российского производства нет времени: если в течение ближайших нескольких лет не восполнить группировку ГПКС, то Россию ждет значительное отставание в области телевещания и других телекоммуникационных услуг. Вступление России в ВТО может усугубить ситуацию: либерализация внутреннего рынка спутниковой связи открывает широкие возможности  перед зарубежными операторами, имеющими надежный космический флот. К тому же продукцию отечественных предприятий можно назвать российской лишь условно: полезная нагрузка, составляющая примерно половину стоимости аппаратов, сегодня производится за рубежом.

Контракты на изготовление спутников предусматривают штрафные санкции за задержки в их выполнении. Однако для ИСС, являющегося российским монополистом в производстве космических аппаратов связи и навигации и имеющего многомиллиардные заказы, доля заказов ГПКС составляет лишь около 3%. В ряде случаях с другими заказчиками -  AMOS-5 (Израиль) и Telkom-3 (Индонезия) — ИСС задержало сроки изготовления  на 8 и 11 месяцев соответственно. Штрафные санкции по данным контрактам были гораздо более серьезные, чем по договорам с ГПКС и Газкомом, однако это незначительно ускорило создание космических аппаратов. 

От оценки потерь – к перестройке работы

Задержка  с поставкой космической техники, согласно оценкам экспертов, в годовом исчислении должна принести  операторам  ощутимые финансовые потери: ГПКС  от 3,5 до 5 млрд рублей, а . «Газкому» около 3 млрд рублей (сами компании это не комментируют). 

«Для любого оператора космической связи  задержка с предоставлением услуг приносит миллионные потери,  ведь  средняя оптовая цена составляет $3 тыс/МГц, - отмечает гендиректор группы компаний AltegroSky Сергей Пехтерев. - Но  особенно велики потери у  ГПКС, ведь спрос на емкость очень большой и запускаемые ею спутники будут раскуплены не менее чем на 70% уже к моменту начала работы. Для сравнения: такая загрузка для западных операторов считалась  нормальной, если достигалась к пятому году работы спутника на орбите».

"Перенос сроков запуска спутников всегда является большой неприятностью для спутниковых операторов, - говорит заместитель гендиректора «Газком» Игорь Кот. - Во-первых, зачастую спутники строятся на заемные средства, причем если спутник вовремя не запущен, то проценты по привлеченным кредитам все равно приходится платить. Во-вторых, если речь идет об освоении новых рынков, то их могут занять конкуренты: такое произошло, например, с Африкой, перспективный рынок которой в значительной степени успели поделить западные операторы, запустив за последние 2-3 года свыше 20 спутников для этого региона, и увеличив тем самым предложение спутниковой емкости на треть».

«В России же дефицит спутникового ресурса, который наблюдается в последние несколько лет, сдерживает развитие спутниковой связи и телевидения в стране и в какой-то степени дискредитирует спутниковую связь как таковую, заставляя сервис-провайдеров искать  другие альтернативы, - добавляет Кот. - Но мы надеемся, что два запуска наших новых спутников, которые состоятся в этом году, несколько улучшат ситуацию".

Потери могут быть вызваны и меньшим, по сравнению с условиями контракта, сроком эксплуатации космических аппаратов. Предполагается, что «Экспресс-АМ5» проработает на орбите 15 лет. Но существующие аппараты серии «Экспресс-АМ», созданные ИСС, имеют наработку на отказ около 7 лет. При этом «Экспресс-АМ5» во многом повторяет наработки предыдущих спутников, а меры по доработке пока не доказали свою эффективность. При наихудшем сценарии развития потери операторов могут достигать уже десятки миллиардов рублей. 

10 вопросов, которые нужно задать перед внедрением интранета
Цифровизация

Отметим, что российские производители космических аппаратов сейчас находятся в процессе активной перестройки. Так, ИСС перешел на создание космических платформ нового класса «Экспресс-1000» и «Экспресс-2000», а РКК «Энергия» и ГКНПЦ создают новые рабочие места по сборке и испытаниям спутников. Но без возможности эксплуатации космических аппаратов работы по совершенствованию сборочно-испытательной базы могут оказаться бесполезными.

Как считает один из участников рынка, в состав российской орбитальной группировки необходимо ввести 3 — 4 высоконадежных зарубежных спутника с подтвержденным сроком эксплуатации 15 лет. По мнению эксперта, преимущество такого выбора состоит в том, что реальные сроки создания зарубежных аппаратов меньше, чем российских. При этом проблем с управлением зарубежными спутниками не должно быть: уже сейчас у ГПКС имеются наземные средства управления, готовые к работе с аппаратами «Экспресс-АМ4R» и «Экспресс-АМ7», собираемыми за рубежом. Кроме того ведутся работы по резервированию наземных командно-измерительных систем за счет строительства новых станций в ЦКС «Сколково» и «Хабаровск». В то же время на орбите будут находиться 8 — 10 спутников российского производства с перспективой и возможностью дальнейшего наращивания доли отечественных производителей.

«ГПКС по многим причинам привязана к отечественным производителям, от сложившейся наземной инфраструктуры, до поддержки отечественного производителя и того факта, что на создание «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» выделялись, в том числе, и деньги из бюджета, - говорит Сергей Пехтерев. – Но, в моем понимании, ГПКС ищет сейчас разумный компромисс, комбинируя размещение заказов и в РФ, и за рубежом, как это было в случае с «Экспресс -АМ4R» и «Экспресс-АМ7».

Игорь Королев