Спутниковые операторы России вынуждены надеяться на Запад
Группировка российских телекоммуникационных спутников переживает серьезное обновление: до 2015 г в строй должны быть введены сразу 8 новых аппаратов. Однако задержки со стороны отечественных производителей могут привести к серьезным убыткам госпредприятий «Космическая связь» и «Газпром Космические системы», вынуждая их увеличить заказ на производство спутников у зарубежных компаний.ГПКС, как и «Газком», контролируются государством, и уйти от российских производителей им непросто. В 2009 г «Газком» подписал контракт на строительство спутников «Ямал-401» и «Ямал-402» стоимостью 430 млн. евро с иностранным производителем – TAS. При этом оператор получил возможность пользоваться кредитной линией под гарантии французского экспортного агентства. ИСС также участвовал в этом конкурсе, но проиграл. Однако в процессе одобрения сделки Федеральное космическое агентство все-таки настояло на участие российских производителей. В этом при сборке «Ямал-402» TAS обязалась использовать комплектующие от ИСС, а «Ямал-401» вообще должен быть собран ИСС, тогда как от TAS планировалось лишь использовать комплектующие. Работы по «Ямал-402» идут в соответствие с графиком и он должен быть запущен в этом году, а по «Ямал-401» снова происходит отставание – пока на несколько месяцев.
Между тем, ждать перестройки российского производства нет времени: если в течение ближайших нескольких лет не восполнить группировку ГПКС, то Россию ждет значительное отставание в области телевещания и других телекоммуникационных услуг. Вступление России в ВТО может усугубить ситуацию: либерализация внутреннего рынка спутниковой связи открывает широкие возможности перед зарубежными операторами, имеющими надежный космический флот. К тому же продукцию отечественных предприятий можно назвать российской лишь условно: полезная нагрузка, составляющая примерно половину стоимости аппаратов, сегодня производится за рубежом.
Контракты на изготовление спутников предусматривают штрафные санкции за задержки в их выполнении. Однако для ИСС, являющегося российским монополистом в производстве космических аппаратов связи и навигации и имеющего многомиллиардные заказы, доля заказов ГПКС составляет лишь около 3%. В ряде случаях с другими заказчиками - AMOS-5 (Израиль) и Telkom-3 (Индонезия) — ИСС задержало сроки изготовления на 8 и 11 месяцев соответственно. Штрафные санкции по данным контрактам были гораздо более серьезные, чем по договорам с ГПКС и Газкомом, однако это незначительно ускорило создание космических аппаратов.
От оценки потерь – к перестройке работы
Задержка с поставкой космической техники, согласно оценкам экспертов, в годовом исчислении должна принести операторам ощутимые финансовые потери: ГПКС от 3,5 до 5 млрд рублей, а . «Газкому» около 3 млрд рублей (сами компании это не комментируют).
«Для любого оператора космической связи задержка с предоставлением услуг приносит миллионные потери, ведь средняя оптовая цена составляет $3 тыс/МГц, - отмечает гендиректор группы компаний AltegroSky Сергей Пехтерев. - Но особенно велики потери у ГПКС, ведь спрос на емкость очень большой и запускаемые ею спутники будут раскуплены не менее чем на 70% уже к моменту начала работы. Для сравнения: такая загрузка для западных операторов считалась нормальной, если достигалась к пятому году работы спутника на орбите».
"Перенос сроков запуска спутников всегда является большой неприятностью для спутниковых операторов, - говорит заместитель гендиректора «Газком» Игорь Кот. - Во-первых, зачастую спутники строятся на заемные средства, причем если спутник вовремя не запущен, то проценты по привлеченным кредитам все равно приходится платить. Во-вторых, если речь идет об освоении новых рынков, то их могут занять конкуренты: такое произошло, например, с Африкой, перспективный рынок которой в значительной степени успели поделить западные операторы, запустив за последние 2-3 года свыше 20 спутников для этого региона, и увеличив тем самым предложение спутниковой емкости на треть».
«В России же дефицит спутникового ресурса, который наблюдается в последние несколько лет, сдерживает развитие спутниковой связи и телевидения в стране и в какой-то степени дискредитирует спутниковую связь как таковую, заставляя сервис-провайдеров искать другие альтернативы, - добавляет Кот. - Но мы надеемся, что два запуска наших новых спутников, которые состоятся в этом году, несколько улучшат ситуацию".
Потери могут быть вызваны и меньшим, по сравнению с условиями контракта, сроком эксплуатации космических аппаратов. Предполагается, что «Экспресс-АМ5» проработает на орбите 15 лет. Но существующие аппараты серии «Экспресс-АМ», созданные ИСС, имеют наработку на отказ около 7 лет. При этом «Экспресс-АМ5» во многом повторяет наработки предыдущих спутников, а меры по доработке пока не доказали свою эффективность. При наихудшем сценарии развития потери операторов могут достигать уже десятки миллиардов рублей.
Отметим, что российские производители космических аппаратов сейчас находятся в процессе активной перестройки. Так, ИСС перешел на создание космических платформ нового класса «Экспресс-1000» и «Экспресс-2000», а РКК «Энергия» и ГКНПЦ создают новые рабочие места по сборке и испытаниям спутников. Но без возможности эксплуатации космических аппаратов работы по совершенствованию сборочно-испытательной базы могут оказаться бесполезными.
Как считает один из участников рынка, в состав российской орбитальной группировки необходимо ввести 3 — 4 высоконадежных зарубежных спутника с подтвержденным сроком эксплуатации 15 лет. По мнению эксперта, преимущество такого выбора состоит в том, что реальные сроки создания зарубежных аппаратов меньше, чем российских. При этом проблем с управлением зарубежными спутниками не должно быть: уже сейчас у ГПКС имеются наземные средства управления, готовые к работе с аппаратами «Экспресс-АМ4R» и «Экспресс-АМ7», собираемыми за рубежом. Кроме того ведутся работы по резервированию наземных командно-измерительных систем за счет строительства новых станций в ЦКС «Сколково» и «Хабаровск». В то же время на орбите будут находиться 8 — 10 спутников российского производства с перспективой и возможностью дальнейшего наращивания доли отечественных производителей.
«ГПКС по многим причинам привязана к отечественным производителям, от сложившейся наземной инфраструктуры, до поддержки отечественного производителя и того факта, что на создание «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» выделялись, в том числе, и деньги из бюджета, - говорит Сергей Пехтерев. – Но, в моем понимании, ГПКС ищет сейчас разумный компромисс, комбинируя размещение заказов и в РФ, и за рубежом, как это было в случае с «Экспресс -АМ4R» и «Экспресс-АМ7».
Игорь Королев