Разделы

Бизнес

Связь-Экспокомм 2007: цирк уехал, бизнес остался

Число экспонентов международной выставки "Связь-Экспокомм 2007" по сравнению с прошлым годом сократилось почти на 20%. Однако участники отмечают, что мероприятие приобрело солидный и деловой статус. После нескольких лет "работы на публику" выставка превращается в серьезный бизнес-инструмент.

Как объяснил Георгий Санадзе, руководитель группы предпродажной подготовки Avaya в России и СНГ решение One-X Dual Mode позволяет начать разговор в одной среде (GSM или Wi-Fi), а закончить в другой. Пока сервис работает в режиме управляемого перехода, то есть временно ставит разговор на удержание, предлагая абоненту переключиться на другую среду или не делать этого. Очевидно, что за счет перехода из GSM в условно бесплатные Wi-Fi-сети затраты компаний на голосовую связь существенно сокращаются. При этом корпоративная беспроводная сеть в идеале должна обеспечивать качество сервиса (QoS), отдавая высший приоритет голосовым данным. Хотя, как отметил г-н Санадзе, проблема качества голосовой связи в Wi-Fi-сетях постепенно сходит на нет: пропускная способность каналов с каждым годом продолжает расти и дешеветь.


Над выставочными павильонами парили яркие воздушные шары с рекламой компаний-участниц

Одна из частей экспозиции была посвящена решениям Avaya для организации работы мультимедийных контакт-центров, среди которых система голосового самообслуживания на базе системы распознавания речи Avaya Voice Portal/Speech Recognition и система записи разговоров Nice Perform, позволяющая эффективно управлять качеством обслуживания в контакт-центре и проводить бизнес-анализ. Основу мультимедийного контакт-центра составят обновленное программное обеспечение Avaya Interaction Center (AIC), обеспечивающее удобный интерфейс рабочего места оператора с функциями приема chat, e-mail, web и голосовых вызовов, и система аналитики Operational Analyst, предоставляющая отчетность не только в режиме реального времени, а также хронологическую, в том числе по различным аспектам работы предприятия.

Умные трубки

Из производителей сотовых телефонов, похоже, на выставку пожаловали лишь НТС (торговая марка Q-tek), LG Electronics, а также Huawei Technologies, которая в последнее время также проявляет интерес к данному сегменту рынка.

Компания НТС, впервые принявшая участие в "Связь Экспокомм", представила широкий модельный ряд коммуникаторов и смартфонов на базе Windows Mobile. Пожалуй, самым большим хитом стал коммуникатор Advantage, который является одним из самых мощных "мобильных офисов" на сегодняшний день, не относящихся к ноутбукам. Он имеет процессор PXA270 624 МГц с графическим акселератором ATI, 256 Мб флэш-памяти, 128 Мб ОЗУ, жесткий диск 8 Гб, две камеры, одна из которых имеет разрешение 3 МП, Wi-Fi, GPS, EDGE/UMTS/HSDPA, съемную QWERTY-клавиатуру на магните, 5-и дюймовый VGA-дисплей… В России этот монстр продается по цене около 40 тыс руб.

LG отличился большими (около 350 кв.м ) размерами и дизайном своего стенда, на котором, в частности, демонстрировалась модель KE970 Shine из серии Black Label. Выполненный в серебристом и чёрном цветах, стенд компании символизировал представленные линейки телефонов: Shine и Chocolate. Телефоны Shine демонстрировались в своей зоне Shine Phone Zone, а телефоны серии Chocolate - соответственно в "шоколадной" зоне Chocolate Phone Zone. Для тестирования представленных новинок была предназначена Experience Zone. На этом же уровне располагалась Mobile Broadcasting Zone – специальный стенд, на котором представлена информация о возможностях мобильного телевидения, а также стенд, посвященный 3G.

На стенде дистрибутора коммуникаторов и смартфонов компании "Бизнес-Волна" демонстрировался GSM-коммуникатор Glofish X500+, представляющий собой обновленную версию популярной модели X500. Производитель (компания E-TEN) сумел поднять в 4 раза разрешение экрана по сравнению с X500 (640x480), при этом вес, габариты и время автономной работы от аккумулятора остались прежними. Glofish X500+ работает под управлением Windows Mobile 6, поддерживает Wi-Fi и Bluetooth, имеет встроенный GPS, 2-х мегапиксельную камеру, FM-радио и пр.

Кроме того, на этом стенде демонстрировались модели Toshiba G900 и G500, впервые представленные в этом году на 3GSM в Барселоне. Оба смартфона поддерживают GPRS/EDGE, UMTS/HSDPA, Wi-Fi, Bluetooth и позволяют производить аутентификацию пользователя по отпечаткам пальцев. Впечатляет разрешение 3-дюймового экрана G900 – 800x480 пикселей. Встроенного GPS, к сожалению, нет.

Компания Huawei Technologies представила обновленную линейку терминалов - музыкальный 3G-телефон U120 (ранее он также демонстрировался на 3GSM в Барселоне), музофон U550, а также две новые модели 3G-терминалов U535 и U121.

Четкое телевидение

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Практически одновременно с открытием "Связь-Экспокомм" начала свою работу международная выставка новых технологий в телевидении и радиовещании "ТВЧ Россия 2007", в рамках которой состоялась конференция "Телевидение высокой четкости как перспектива развития цифрового телевизионного вещания в России". Эта тема достаточно актуальна как в свете недавнего появления в России телевидения высокой четкости (ТВЧ, HDTV), так и в контексте реализации федеральной программы внедрения цифрового телевидения в России на 2008-2010 гг. Напомним, что недавно "НТВ-Плюс" стала первой в России компанией, запустившей телевидение высокой четкости формата HDTV.

Как отмечено в материалах конференции, компания "ОКТОД" в 2006 году провела тестовые испытания по трансляции на 34-м канале программы цифрового наземного телевещания DVB-T в формате HDTV. Было проведено сравнительное тестирование качества телевизионного изображения в режиме SD с использованием кодеров MPEG-2 и MPEG-4 Н.264/AVC – и, как сообщил технический директор ООО "ОКТОД" Михаил Розенблат, это изображение имеет практически одинаковое качество, если скорость цифрового потока MPEG-2 составляет 4,5 Мбит/с, а MPEG-4 – 2,5 Мбит/с.

Как считает г-н Розенблат, в технологическом плане "никаких потенциальных сложностей" по внедрению на сетях наземного цифрового телевидения высокой четкости не существует. Однако, по его мнению, организационно и законодательно Россия не готова к внедрению таких систем. Кроме острого дефицита соответствующего контента г-н Розенблат отметил отсутствие интереса к HDTV как со стороны телекомпаний, так и со стороны Минкультуры.

"Со скрипом" продвигается и работа по разработке Концепции развития цифрового вещания до 2015 г. Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания, со слов заместителя начальника управления телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Виталия Стыцько, подходит к разработке этого документа с позиции преодоления информационного неравенства в России. Как сообщил г-н Стыцько, переход на цифровое телевещание в первую очередь подразумевает цифровизацию сети эфирного наземного вещания, и только небольшой части систем спутникового непосредственного телевещания (СНТВ). При этом сроки "переходного периода" (времени параллельного аналогового и цифрового вещания) остаются неопределенными. По мнению г-на Стыцько, концепция рассыплется, если не будет принято решение о бесплатной раздаче телевизионных цифровых приставок каждому домохозяйству. Для этого потребуется около 60-70 млн приставок (set-top-box). А что касается ТВЧ – то оно в проекте концепции, похоже, будет реализовываться по остаточному принципу наряду с мобильным телевидением.

Тем временем, как отметил в своем докладе технический директор компании "НТВ Плюс" Олег Колесников, популярность НD-контента во всем мире растет. Например, предстоящие в 2008 г. Олимпийские игры в Пекине будут полностью сниматься в высоком разрешении. "НТВ Плюс" делает ставку на собственное производство каналов, на которых компания "оттачивала технологию производства и вещания HD-контента". Это киноканал "НD Кино" (кинофильмы иностранных производителей, снятые в HD) и спортивный канал "HD Спорт" (прямые трансляции международных спортивных соревнований, где трансляция организована в HD; съемки и собственные трансляции мероприятий, проходящих в Москве). Как отметил г-н Колесников, главной технологической особенностью проекта, объем инвестиций в производственную базу которого составил около 3,5 млн долл., стало построение нового телевизионного центра, от прокладки новых волоконно-оптических кабелей вместо традиционных медных коаксиальных до обновления мониторов и измерительного оборудования. Однако проблемы не заканчивались в границах телекомпании: для HD-телезрителей потребовалось разработать специализированный приемник, который мог бы принимать и "обычные" каналы "НТВ Плюс" в режиме SD. По словам технического директора, "в результате получился "всеядный" приемник, который принимает и MPEG-2, и MPEG-4, и SD, и HD в любой комбинации". Речь идет о set-top-box компании Thomson, с которой "НТВ Плюс" подписала в начале этого года контракт на поставку 10 тыс таких приемников.

Планы по внедрению ТВЧ вынашивают и другие компании. Среди них "Комкор", "Корбина Телеком" и "Центральный телеграф", которые планируют запустить HDTV в этом или в следующем году. По словам директора Центра видеоуслуг "Центрального Телеграфа" Алексея Леонтьева, основная технологическая инфраструктура мультисервисной сети оператора не требует кардинальных изменений, а главный вопрос, который волнует компанию - это вопрос контента.

Другим сдерживающим фактором к широкому распространению HD-формата в России являются высокие цены на оборудование (от 600 долл. только на один ресивер). Поэтому развитие ТВЧ дает шанс отечественным производителям наладить производство недорогих цифровых ТВ-приставок. На выставке демонстрировались опытные образцы "сет-топ-боксов" Уфимского, Ставропольского, Челябинского, Пензенского радиозаводов, которые заявили о своей готовности наладить массовое производство таких устройств. Стоимость простейшей "социальной" приставки уфимской "Промсвязи", которая предназначена для просмотра только эфирных каналов, составляет около 1200-1300 руб. Чтобы охватить весь российский рынок – а это около 60-70 млн. штук – хватит работы для десятка российских заводов.

Где тонко, не рвется: как BI-продукты помогают увидеть узкие места и принять верное решение
Импортонезависимость

Российский телеком ищет новые возможности

В рамках "Связь-Экспокомма-2007" состоялась еще одна конференция – "Новые возможности российского телекома (RTO - The Russian Telecom Opportunity). Ее главной темой стало обсуждение перспектив и возможностей развития в России мобильных и беспроводных сетей нового поколения на пороге появления в стране сетей UMTS и начала внедрения сетей WiMAX. Программа конференции включала в себя обзор текущего состояния российского телекоммуникационного рынка и его правого поля, анализ бизнес-моделей развития мобильной и беспроводной связи и конвергентных сетей, будущего новых услуг (VAS и контент-сервисы), дискуссии об эффективности NGN и новых мультисервисов (Triple Play и Quadruple Play). На конференции выступили главный аналитик Analysys Руперт Вуд, старший аналитик iKS-Консалтинг Маргарита Зобнина, технический директор компании МТС Марсель Штекли, президент компании "Евросеть" Элдар Разроев, представители производителей телекоммуникационного оборудования Nokia Siemens Networks, ZTE, Keymile, руководители отечественных компаний-разработчиков и др.

В целом программа мероприятий "Связь-Экспокомма" была вполне насыщенной. Ее основными особенностями было смещение акцентов от потребительского сектора в сторону делового сообщества. Хотя без шоу все-таки не обошлось: при желании можно было попасть на сеанс массажа, увидеть древнерусских воинов и девушек в купальниках, стать участником турнира по гольфу и пр. В любом случае организаторам выставки придется приложить немало усилий, чтобы предотвратить тенденцию снижения числа экспонентов, наблюдающуюся в последние годы.

Виталий Солонин / CNews