Разделы

Бизнес

Технопарк в Белоруссии: плюсов не больше чем минусов

В Республике Беларусь парк высоких технологий (ПВТ) на бумаге существует уже более чем полгода (со дня опубликования декрета №12 о ПВТ). За это время сделано несколько грамотных шагов по пути к реализации проекта, но до сих пор остаются нерешенными серьезные проблемы. Как их решать?

За более чем полгода, прошедшие со дня опубликования декрета №12 о ПВТ, в Республике Беларусь было сделано несколько шагов к практической реализации проекта. Так, в аналитических материалах, вышедших в конце января 2006 года, приводились слова зампредседателя ГК по науке и технологиям И. Войтова, согласно которым администрация ПВТ уже принимает заявки от компаний, желающих стать резидентами белорусского технопарка. При этом называлось общее количество в лице 40 «крупных» ИТ-компаний, которые уже представили на рассмотрение, а то и вообще чуть ли не приступили к пилотной реализации 140 информационных проектов. А директор ПВТ в одном из своих выступлений даже назвал цифру в 50 компаний. Однако ни в одном из этих материалов не фигурировало ни одно конкретное, т.е. реальное, имя руководителя или приведено название софтверной фирмы. Тем более, всегда вызывают сомнения круглые цифры (40, 50 и 140).

По мнению экспертов, в этот список попали только белорусские ИТ-компании. В приходе известных мировых брендов, в настоящее время, совсем не заинтересованы, прежде всего, ИТ-аутсорсинговые компании Беларуси, которые резонно опасаются, что с регистрацией таких именитых компаний как HP, IBM, Microsoft, Samsung в качестве резидентов ПВТ, белорусский рынок высокопрофессиональных специалистов будет значительно «выметен» в пользу последних. Тем не менее, это не основная причина до сих пор малоэффективной работы по привлечению в ПВТ иностранцев. Все прекрасно понимают, что если в белорусском ПВТ появится первый мировой ИТ-бренд, то это событие и окажется той лакмусовой бумажкой, по которой будет доказана на практике «профпригодность» громогласно заявленной «выгодности ПВТ» по преференциям налогообложения и экономическим условиям хозяйствования резидентов парка. Без сильных иностранных ИТ-игроков белорусский ПВТ никогда не состоится. Невольно закрадывается сомнение в том, что белорусские условия ПВТ - лучшие в мире, и складывается впечатление, что это пока лишь словесное и голословное утверждение, неподкрепленное никакими реальными фактами. Тем не менее, некоторые положительные моменты имеются.

Белорусский технопарк: положительные начинания

1. Сохранена гарантия защиты иностранных инвестиций. Пожалуй, самое положительное событие из всего того, что не произошло за последнее полугодие: не была отменена или изменена по своей сути и содержанию статья 79 инвестиционного кодекса (ИК) Республики Беларусь. Она по-прежнему гарантирует сохранность иностранных инвестиций и обеспечивает зарубежным компаниям незыблемость условий хозяйствования, так как эти условия не могут быть ухудшены в течение пяти лет с момента регистрации субъекта хозяйствования с иностранным капиталом. Сохранение ст.79 ИК, повторимся, самый главный позитивный итог прошедшего полугодия.

2. Возможность добровольного выхода из ПВТ существует. Другой важный вопрос, затрагивающий всех резидентов ПВТ – возможность выхода из технопарка по собственному желанию без наложения каких-либо штрафных санкций или уплате ими налогов в полном объеме. Есть большая вероятность и даже уверенность, что в типовом договоре между резидентом ПВТ и администрацией предусмотрен добровольный выход резидентов из ПВТ без применения к ним каких-либо штрафных санкций. Безусловно, жаль, что подготовленные разработчиками для утверждения документы резидентов ПВТ так и не выставляются на сайте www.park.by для обозрения, обсуждения и всестороннего анализа ИТ-профессионалами.

3. Связь и интернет обойдутся недорого. Хотя очень и очень медленно, но явно в лучшую сторону в РБ изменяется общая ситуация с тарифами и ценами на услуги связи, с качеством этих услуг и со скоростью доступа в глобальную сеть Интернет. Так, например, «Белтелеком» с 1 марта активно предлагает услугу подключения к широкополосному доступу к сети интернет через ADSL на скорости 512/256 кбит/сек по цене $35 в месяц. Все эти изменения произошли, благодаря увеличению в 2 раза (до 1 Гбит/с) пропускной способности внешнего шлюза белорусского оператора.

Теперь затронем другой важный вопрос: кто будет оказывать услуги предоставления доступа в интернет для резидентов ПВТ? По имеющейся информации, для этих целей будет наращиваться мощность сети "Баснет" национальной академии наук Республики Беларусь (НАН РБ) как независимого от "Белтелекома" провайдера интернет-услуг. Пока не совсем понятно, получил ли "Баснет" право самостоятельного выхода в глобальную сеть, минуя государственного монополиста в лице "Белпак", через собственное оптоволокно? На этот счет нет достоверной информации.

Пока неизвестен тарифный план "Баснета" на предоставляемые услуги, как и нет исчерпывающей информации о скоростях, которые обеспечит эта обновленная сеть резидентам ПВТ, и какое современное оборудование будет установлено в "Баснете", чтобы гарантировать надежность и конфиденциальность передачи данных.

4. Суд и налоговые проверки обещают быть честными. При решении спорных вопросов в Республике Беларусь уже были на практике судебные случаи, когда хозяйственные споры решались в пользу иностранных компаний. Если иностранный субъект хозяйствования был прав и не нарушал белорусское законодательство, в этом случае по суду он может действительно выиграть исковое дело.

Анна Кабанова, ПСБ: Нас ждет интенсивная гонка финансовых технологий
ИТ в банках

Несколько слов о проверках хозяйственной деятельности юридических лиц. Президент РБ 15 марта 2006 года подписал Указ №151, согласно которому плановые проверки будут проводиться «только при включении их в координационный план контрольной деятельности в республике или области (Минске)». Отныне такой утвержденный план проверок должен содержать название субъектов хозяйствования, которые подлежат в текущем году проверке их финансово-хозяйственной деятельности, тему проверки и срок ее проведения. Никаких других внеплановых проверок быть не должно.

5. Привлечение иногородних молодых специалистов в ПВТ. Это решение было принято одним из первых после опубликования Декрета №12. Минский городской исполком освободил всех без исключения резидентов ПВТ от платы за приглашение иногородних граждан РБ для работы и жительства в г. Минске. Следующий ожидаемый шаг – разрешение на привлечение молодых специалистов из стран СНГ. Но пока подвижек в этом направлении нет.

6. Границы стали прозрачнее. МВД Беларуси с 1 января 2006 года сократило c 30 до 15 дней срок рассмотрения заявлений на временный выезд за границу. Еще осенью 2005 года было выполнено поручение главы белорусского государства по упрощению визовых формальностей, порядка уплаты сборов и их уменьшения при пересечении границы, ускоренной процедуры въезда-выезда и прохождения пограничного и таможенного контроля. Теперь пограничные и таможенные службы стали работать на границе РБ расторопнее и уважительнее к гражданам своей страны и иностранцам.

Следует особо отметить, что с осени 2005 года при пересечении границы РБ каждый въезжающий в страну или следующий транзитом через нее освобожден от уплаты таможенных сборов при ввозе из-за границы бывших в употреблении компьютеров, ноутбуков, запасных частей к ним, а также ЭЛТ-мониторов, за исключением плазменных панелей.

Ярослав Третьяков, «Пульс»: Для HR цифровизация означает меньше бумажной рутины и больше фокуса на развитии сотрудников

Цифровизация

7. Проведение открытого международного конкурса на комплексную застройку территории ПВТ. Еще в прошлом году был объявлен открытый международный конкурс по архитектурной застройке белорусского технопарка. Из сообщения, размещенного на сайте ПВТ, следует, что был продлен срок сдачи предложений участников еще на месяц до середины апреля 2006 года. В конкурсе изъявили желание участвовать около 45 предприятий, некоторые из них – иностранные. С победителем будет заключен договор на разработку эскизного проекта ПВТ. Вторая премия определена всего в сумме $7 тыс., а третья составляет около $3,7 тыс. По мнению автора, престиж страны должен стоить дороже.

Вот, пожалуй, и все самые весомые положительные вехи в строительстве белорусского ПВТ за время, прошедшее со дня опубликования Декрета №12. Плюс – утвержден устав ПВТ, после чего администрация ПВТ приобрела статус юридического лица.