Разделы

Интернет E-commerce Веб-сервисы

Ударим онлайн-закупками по откатам

В России стремительно развивается рынок электронных закупок. Изначально сферу простимулировало принятие ряда законов о закупках в госсекторе. Однако сегодня и крупный бизнес по объемам закупок, производимых на электронных торговых площадках, не отстает. Что происходит на этом рынке, что привлекает к нему внимание, какие преимущества получает бизнес, и на чем делают прибыль сами онлайн-площадки?

Что включает в себя термин "система электронных закупок"? Формально система электронных закупок – это любое предприятие, оказывающее через интернет услуги по поиску поставщиков товаров или услуг для своих клиентов. Однако часто под такими системами понимают и сервисы, обеспечивающие определение наиболее оптимального из поставщиков претендента на заказ. В этом принципиальное отличие системы электронных закупок от обычной доски объявлений. На "входе" такой системы – спецификация товара или услуги, условия поставки, цена и прочие детали, а на выходе – поставщик, готовый выполнить контракт на наиболее приемлемых для заказчика условиях.

Олег Умрихин, директор площадки Tender.Pro, считает, что термину "электронные закупки" можно дать два определения: "жесткое" и "мягкое". По его мнению, в жестком понимании электронные закупки – это способ осуществления сделок по закупке товаров или услуг в исключительно электронной форме, то есть для признания юридической значимости сделки вам не потребуется подписывать бумажные документы и встречаться для этого с контрагентом. Система электронных закупок в данном контексте – это удобное место для осуществления таких сделок. Но жизнь богаче "жестких" определений. Сейчас мало компаний готовы отказаться от бумажных контрактов – вся внутренняя структура документооборота построена и отлажена под управление бумажными контрактами. Поэтому сейчас практически никто не осуществляет сделок по закупке товаров в непосредственно электронной форме. Поэтому в "мягком" определении система электронных закупок – это удобное место в сети интернет, сайт или группа сайтов, где предоставляются сервисные услуги по подготовке сделки. Системой электронных закупок решаются задачи нахождения контрагентов, уведомления их о закупке, проведения среди них конкурса для выбора победителя, подготовки отчетов о сделке или статистики по проведенным сделкам.


Зачастую сайт, посвященный онлайн-закупкам, представляет собой своего рода базу данных

В целом, можно поделить существующие площадки на два больших типа: это площадки, где помимо получения информации можно провести онлайн-торги, обеспеченные электронной цифровой подписью, и площадки, предоставляющие заказчикам и поставщикам информацию друг о друге – по сути это большие базы данных по различным направлениям, оказывающие сервисные услуги сторонам на этапе подготовки контракта. Результатом торгов на площадках первого типа становится заключение посредством ЭЦП юридически значимой сделки, результат на площадках второго типа – список предложений поставщиков, желающих исполнить ваш заказ. Если говорить о конкретных примерах: в результате торгов на SETonline (где обычно проводятся открытые аукционы) победивший поставщик обязан заключить сделку (в ином случае его могут привлечь к ответственности в суде). Если же мы говорим о торгах на Tender.Pro, то заказчик получает от системы конкурентный лист, составленный из поданных поставщиками предложений. При этом первое место в списке не будет означать автоматического выигрыша – заказчик имеет право выбрать любое предложение.

Из разницы в подходе возникает и разница в преимуществах. Торгуя на площадках первого типа, компания может значительно повысить экономическую эффективность этого процесса. "Для коммерческих структур наиболее привлекательная черта электронных закупок вообще и электронных аукционов в частности – экономическая эффективность, - говорит Антон Емельянов, директор SETonline. – Наш опыт показывает, что переход на электронные аукционы позволяет снизить закупочные цены в среднем на 10-15%, а по некоторым видам товаров – до 40%". Таким образом, на сегодняшний день электронные аукционы являются наиболее выгодным способом организации закупок.

На рынке электронных площадок в последнее время наметилась тенденция к консолидации, когда объединяются ресурсы первого и второго типов. "Группа компаний "Армада" приобрела компанию ЕТС, в результате PR и медийные составляющие портала РБК совместно с торговыми площадками ЕТС получат синергетический эффект за счет объединения сервиса ЭТП и информационной составляющей (уведомления, рассылки и т.п.)," - пояснила Юлия Обаляева, эксперт по технологиям электронных закупок и продаж, "Армада".

По данным SETonline, сектор B2B закупок демонстрировал в 2006 году наиболее динамичный рост (54%). Во многом это обусловлено выходом на рынок крупных структур, таких как "Связьинвест" и РАО "ЕЭС". "Кроме того, электронные закупки позволяют на порядок сократить объемы бумажной работы при организации снабжения компании, освободив сотрудников для более важных дел", - отмечает Антон Емельянов.

Общие показатели рынка электронной торговли, 2007

Оборот рынка ЭТ, млрд долл. 10,1
Доля рынка ЭТ в структуре ВВП, % 1,04%
Доля рынка ЭТ в структуре корпоративных закупок, % 2,4%

Источник: SETonline, НАУЭТ, 2007 год

Площадки второго типа приводят иные преимущества использования электронных закупок. "Все требуют показать экономию за счет снижения закупочных цен, - говорит Наталья Кириллова, управляющий директор компании "АксионБКГ" по направлению "Логистика и планирование". – Однако не факт, что такая экономия происходит. Бывает, что было три поставщика, а с переходом на электронные закупки их стало 18 – но цена не стала ниже. Электронные торговые площадки позволяют компании "снять" адекватную рыночную цену и оценить, насколько хорошо до этого была выстроена закупочная политика. Эффективность здесь может быть достигнута за счет того, что компания снимет с себя часть функций и возложит их выполнение на партнерскую площадку".

B2G или B2B: кто больше

Электронные закупки в России сегодня присутствуют в двух секторах экономики – в государственном и коммерческом. Сюда же можно отнести также сегмент B2C – например, онлайн-магазины типа Ozon.ru или Amazon.com, однако это уже достаточно специфичный и устоявшийся отдельный рынок.

Олег Маковельский, «Росатом»: Чтобы стать лидером, нужно идти не параллельно с конкурентами, а перпендикулярно им
Цифровизация

Категории участников электронной торговли, 2007

    Годовой объем оборота 2006, млн долл. Годовой прирост оборота 2006-2005, % Число участников рынка Годовой прирост числа участников, %
B2B Независимые операторы электронных торгов (e-marketplace) 1200 87 19 28
Корпоративные закупочные площадки (e-procurement) 4300 46 54 22
Системы электронной дистрибуции (e-distribution) 650 38 13 30
Всего по B2B 6150 54 86 25
B2C Интернет-магазины 1500 49 900 31
B2G Специализированные организации (закупки / продажа) 2450 22 29 24

Источник: SETonline, НАУЭТ, 2007 год

Что касается B2G и B2B – оба сектора развиваются параллельно, но практически не пересекаясь, считают в Tender.Pro: "Государство обязывает госсектор использовать конкурсные методы закупок, стимулируя этим электронные закупки. А бизнес никто не обязывает, поэтому если они выбирают такой способ, то выбирают его сознательно из соображений экономической выгоды. При этом государство свело все виды электронных закупок только к аукциону, а коммерческому сектору доступны и аукционы, и тендеры, и запросы котировок". Коммерческие клиенты не подчиняются закону о госзакупках, но при ближайшем рассмотрении технологии проведения конкурсов и аукционов приходят к выводу о необходимости формирования регламента управления размещением заказа, основанном на опыте госзакупок. По словам Юлии Обаляевой, кроме различий в нормативно-правовой базе есть технологические проблемы объединения торговой площадки региона или муниципального образования с ЭТП коммерческой организации. Сейчас многие ищут варианты реализаци интеграционных механизмов.

Распределение объема B2G-сегмента по уровням государственной власти

Уровни B2G Годовой объем оборота (2006), млн долл. Годовой прирост оборота (2006-2005), % Удельный вес уровня, %
Федеральный уровень 500 17 20
Уровень субъекта РФ 1700 45 69
Муниципальный уровень 250 9 10
Как «умный» корпоративный портал повышает эффективность бизнеса
Бизнес

Источник: SETonline, НАУЭТ, 2007 год

Интерес бизнеса к сфере электронных закупок постепенно растет: многие крупные холдинги переходят на этот метод. Что стимулирует этот интерес? В первую очередь, желание собственника или руководства получить инструмент контроля эффективности закупочной деятельности. Ни для кого не секрет, что многие закупщики работают только с определенными поставщиками, получая за это "откаты". "В коммерческом секторе ситуация следующая: "Верхи не могут, низы не хотят", - говорит Илья Богуш, генеральный директор "ВЕБ-КОМ", оператор портала "Тендеры и конкурсные торги" alltenders.ru. – Проведение и информирование потенциальных контрагентов не выгодно менеджерам по закупкам, они в большинстве своем привыкли покупать у определенного источника, причем частенько они и основную зарплату имеют у этих же источников. Топ-менеджмент крупных организаций, конечно же, пытается с этим бороться, поэтому им интересно проведение электронных торгов".