Разделы

Интернет E-commerce Веб-сервисы

Ударим онлайн-закупками по откатам

В России стремительно развивается рынок электронных закупок. Изначально сферу простимулировало принятие ряда законов о закупках в госсекторе. Однако сегодня и крупный бизнес по объемам закупок, производимых на электронных торговых площадках, не отстает. Что происходит на этом рынке, что привлекает к нему внимание, какие преимущества получает бизнес, и на чем делают прибыль сами онлайн-площадки?

Стремление сделать систему закупок прозрачной, навести порядок в отделе снабжения компании привело к значительному росту рынка. Некоторые участники рынка отмечают, что достигаемая за счет торгов экономия зачастую равна сумме того "отката", который за этот товар получал ранее менеджер по закупкам. Чем более коррумпирована сфера поставок, тем выше в итоге получается экономия при переходе на электронные закупки. "Высокая прозрачность электронных закупок гарантирует равные условия и отсутствие неявных преференций для отдельных поставщиков, - отмечает Антон Емельянов. – Это может казаться невероятным, но при правильно организованном процессе торгов "откаты" уходят в прошлое: манипуляции менеджмента с целью отдать победу "своему" поставщику становятся невозможны".

Быть или не быть экономии?

Прозрачность системы закупок – это, конечно, хорошо, но каков все-таки уровень экономии, достигаемый при переходе на электронные закупки? По статистике SETonline, средняя величина дисконта торгов – относительного падения цены от начального значения в процессе торгов – составляет порядка 13%. Такие показатели обусловлены несколькими факторами. Во-первых, количество конкурирующих поставщиков. "Благодаря свободному доступу поставщиков к информации о закупках, практически полному устранению географических и бюрократических барьеров, часто даже за небольшой заказ борются около десятка компаний из разных регионов страны, - считает Антон Емельянов. – А чем выше конкуренция между поставщиками, тем значительнее будет снижаться закупочная цена". "Повышение доступности информации по закупкам для поставщиков – один из главных факторов, - соглашается Олег Умрихин. – Часто бывают ситуации, когда часть хороших поставщиков "отлучена" от поставок из-за личного мнения рядового специалиста отдела снабжения". По его мнению, при этом руководство компании может и не знать, что на рынке есть пять, а не один поставщик по данной группе товаров. Ведь если руководитель еще успевает заниматься стратегическими материалами, то проверять стоимость какого-нибудь насоса, подшипника или трубы он не будет – эти вопросы остаются на усмотрение обычного специалиста снабжения, он тут царь и бог. Система электронных закупок опускает такого специалиста на землю – он вынужден рассматривать все предложения поставщиков и по каждому из них отчитаться перед руководством.

Представители портала rusbiz.ru отмечают, что экономия средств происходит за счет снижения издержек при переводе документации в электронную форму, упрощения процедуры заказа и поставки товара, уменьшения накладных расходов, снижения стоимости привлечения поставщиков на единицу товара и оптимизации выбора самих поставщиков. Последнее – довольно важный фактор, так как некоторые системы электронных закупок имеют в своей структуре маркетинговые отделы, которые ищут поставщиков к конкурсу и фактически "приводят" их покупателю. Таким образом, часть работы отдела снабжения переходит на аутсорсинг к системе электронных закупок.

Процент от сделки VS абонентская плата

Экономия, которую получает заказчик, понятна – конкурентная среда стимулирует снижение итоговой стоимости его заказа. А что зарабатывают сами онлайн-площадки? Существует несколько основных подходов к этому вопросу. Первый вариант – плата за пользование системой разделяется между всеми ее участники, то есть и поставщики, и заказчики платят одинаково. Есть порталы, берущие плату только с заказчиков или же только с поставщиков. Есть еще один, самый "неживучий" вариант, когда плата берется с рекламодателей – однако успешных проектов, работающих только по подобной схеме, нет. Как считают в Tender.Pro, самым оптимальным является первый вариант, так как в данной схеме затраты справедливо распределяются между участниками, и, соответственно, оператор системы стремится сделать ее удобной для всех. Впрочем, в SETonline с этим мнением не согласны: "Многие торговые площадки берут плату за доступ к своей базе данных и с заказчиков, и с поставщиков. Практикуются вступительные взносы и абонентская плата. Однако такой подход сокращает количество поставщиков, а значит, снижает уровень конкуренции и экономическую эффективность торгов". У SETonline действует иная модель тарификации – участие в системе для поставщиков полностью бесплатное, необходимо лишь наличие ЭЦП. Платит только заказчик за состоявшиеся результативные торги. Стоимость организации торгов определяется как процент от их объема, составляя в среднем 1-2%. При этом плата заказчика не будет превышать достигнутого на торгах дисконта или снижения цены – таким образом обеспечивается гарантированное приобретение товара или услуги заказчиком по цене, не дороже начальной стоимости.

Как отмечает Tender.Pro, в среднем по рынку вознаграждение в виде процента от стоимости сделки находится на уровне 1-3 процентов. Если же наличествует фиксированная абонентская плата, то ее размер может составлять от 1500 до 150000 рублей.

Павел Ахметчанов, Т-Банк: Онлайн-доски борются не друг с другом, а с неудобными процессами
ИТ в банках

А что думает закон?

С принятием в 2002 году закона "Об электронной цифровой подписи" и в 2005 году закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в России появилась серьезная нормативная база для организации электронных торгов. Наиболее крупные торговые площадки уже вовсю используют в своей работе ЭЦП, что означает, что заключенные на них сделки имеют юридическую силу. Этот факт играет ключевую роль для многих крупных компаний, так как дает гарантию добросовестного поведения поставщиков, считают в SETonline.

Тем не менее, проблемы остаются. Хотя результаты торгов уже и можно считать легитимными, сфера применения электронной подписи разработана не до конца, по мнению rusbiz.ru. Это связано с тем, что не все проблемы, в основном технологического характера, пока решены.

Как в России сэкономили сотни миллиардов рублей на финансировании разработок в сфере цифровых технологий
Цифровизация

И еще один фактор, тормозящий развитие использования ЭЦП, - ментальность руководителей, привыкших к бумажной форме работы, отмечает Tender.Pro. Для таких менеджеров переход к электронной форме может занять длительное время – пока же сделки просто дублируются в бумажной форме. С этим мнением соглашается и Илья Богуш: "Ситуация плачевная. Конечно, если есть желание, ЭЦП можно воспользоваться, но многих останавливает одно "но" – элемент доверия. Редкое предприятие будет заключать крупную сделку, не встретившись с контрагентом и не наладив личный контакт". Таковы российские особенности ведения бизнеса. Однако есть и положительные тенденции. В процесс электронных закупок сегодня вовлечены не только госорганы, которых к этому обязывает новое законодательство. К ним присоединилась и наиболее продвинутая часть крупных компаний. Те, кто уже преодолел трудности освоения электронных площадок, дают стимул для входа на этот рынок и другим, более мелким предприятиям разных отраслей. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), объем рынка в 2005 году составлял 4,47 млрд долл., а в 2006 г. – уже 10,1 млрд. До уровня европейских стран и США нам пока далеко, но если верить прогнозам аналитиков, рост рынка продолжится, и в текущем году его объем вполне может составить 16 – 17 млрд долл.

Юлия Муромец / CNews