В2С в России: полный текст исследования CNA и НАУЭТ
CNews Analytics и НАУЭТ реализовали совместный проект, направленный на повышение степени доверия в электронной торговле. Главной его целью стало выявление лучших информационных ресурсов в сегменте B2C и построение рейтингов веб-сайтов в сфере электронной коммерции и торговли для 10 товарных групп. Эта работа стала первым в России масштабным исследованием интернет-магазинов, а так же веб-сайтов, ориентированных на продвижение товаров и услуг.Уже давно стало ясно, что интернет представляет собой огромные возможности для продвижения товаров и услуг потребителям. Так, по данным ComScore Networks в течение 2004 года на покупки в онлайновых магазинах по всему миру было потрачено $117 млрд. В России в 2004 году объем онлайновых продаж по различным оценкам составляет от $600 тыс. до $1 000 млн. Появилась целая сеть розничной торговли, которая успешно конкурирует по своим размерам и эффективности с традиционными розничными предприятиями.
Во многих случаях модели бизнеса, построенные с использованием инструментов онлайновой торговли, становятся гораздо более эффективными, чем обычные. Это связано с целым рядом факторов. Во-первых, интернет-реклама пока еще не очень дорога, по сравнению с традиционными видами рекламы, и в тоже время очень эффективна; во-вторых, издержки на содержание веб-сайта или интернет-витрины магазина значительно ниже, чем традиционной розничной точки; в-третьих, средняя стоимость обслуживания одного заказа в онлайн-торговле тоже ниже, несмотря на необходимость во многих случаях дорогой курьерской доставки, в-четвертых, некоторые виды товаров, такие как, музыка, книги, видео, бытовая и компьютерная техника из-за особенностей их продвижения, достаточно хорошо подходят для онлайновой торговли.
В целом, по оценкам экспертов, организация хорошей логистической службы, вкупе с хорошим раскрученным сайтом, интегрированным брендом являются составляющими эффективности интернет-магазина.
В тоже время, в России доля интернет-торговли в общем розничном товарообороте еще мала и составляет менее 1%.
Одной из ключевых проблем, сдерживающих в настоящее время развитие электронной коммерции в России является “проблема доверия”, что связано, прежде всего, с отсутствием у потенциальных покупателей полной и достоверной информации об онлайновых торговцах. В результате появляется страх быть обманутым, связанный с возможным мошенничеством с платежными средствами, несанкционированным использования информации личного характера и др.
В этой связи, НАУЭТ (Национальная ассоциация участников электронной торговли) совместно с CNews Analytics выступил с инициативой проведения постоянных рейтингов интернет-ресурсов, специализирующихся на розничной торговле, основной целью которых является выявление компаний и ресурсов, специализирующихся на онлайновой торговле и являющихся в этой области признанными лидерами.
Методика исследования
В основу первого рейтинга интернет-магазинов, который проводился НАУЭТ совместно с CNews Analytics, был положен показатель конверсии (conversion rate), позволяющий оценить, какой процент из всех посетителей сайта в итоге совершает покупку в том или ином конкретном интернет-магазине. Данный показатель определялся на основе соотношения количества совершенных покупок (выполненных заказов) в интернет-магазине к количеству посетителей информационного ресурса (веб-сайта).
Основной целью построения данного рейтинга явилось выявление действительно эффективных интернет-магазинов, оценка текущей ситуации на рынке электронной коммерции в сегменте B2C, уточнение его структуры по принадлежности к той или иной товарной группе.
В рейтинге приняли участие 102 организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с продажей товаров и оказанием услуг с использованием информационного ресурса (веб-сайта), размещенного в сети интернет, и начавших свою деятельность до 1 января 2005 года.
Среднестатистический “портрет” российского интернет-магазина
Результаты исследования позволили сформировать среднестатистический “портрет” российского интернет-магазина, отдельные характеристики которого сведены в таблице.
Среднестатистический “портрет” российского интернет-магазина
Число интернет-магазинов, принявших участие в исследовании | ед. | 102 |
Средний срок работы интернет-магазина | лет | 3 |
Среднее количество посетителей веб-сайта интернет-магазина в день | ед. | 1535 |
Среднее количество покупок (выполненных заказов) в интернет-магазине в день | ед. | 78 |
Средний коэффициент конверсии | % | 4,9 |
Средний товарооборот (выручка) одного интернет-магазина в день | тыс. руб. тыс. долл. |
162,6 5,8 |
Средняя стоимость одной покупки (выполненного заказа) | тыс. руб. | 2,1 |
Суммарный товарооборот интернет-магазинов, принявших участие в
исследовании за 1-е полугодие 2005 г. |
тыс. руб. тыс. долл. |
2 156 496 77 018 |
Средний процент возврата товаров | % | 1,3 |
Источник: НАУЭТ и CNews Analytics
Анализ данных, приведенных в таблице, позволяет сделать некоторые выводы. Средний срок работы интернет-магазина достаточно мал – 3 года. Основное объяснение - высокая динамика данного сегмента электронной коммерции, когда достаточно большое количество ресурсов создается, активно продвигается и прекращает свое существование. Главная причина - достаточно высокая стоимость входа на данный рынок при первоначально кажущейся низкой цене и простоте . По оценкам экспертов, средняя величина инвестиций в успешный проект, связанный с розничной онлайновой торговлей, составляет не менее $1 млн.
Средний дневной товарооборот (выручка) одного интернет-магазина пока еще отстает от аналогичного показателя для предприятий розничной торговли, а вот средняя стоимость одной покупки уже сопоставимы.
Итоги исследования позволяют оценить объемы электронной торговли в сегменте B2C на 1-е полугодие 2005 года. Учитывая, что количество интернет-магазинов, принявших участие в рейтинге составляет около 1/5 от всех онлайновых магазинов, реально работающих в настоящее время в России, общий объем онлайновой торговли в сегменте B2C может быть приблизительно оценен в $385 млн. Прогноз на весь 2005 год – $770 млн.