Разделы

Техника Цифровизация Инфраструктура

Алексей Кудрявцев: В России останется один-два компьютерных производителя

О тенденциях развития компьютерного рынка России в интервью CNews рассказал Алексей Кудрявцев, генеральный директор компании Kraftway Computers.

CNews: Существуют две противоположные точки зрения на перспективы развития глобального рынка компьютерной техники. Одни эксперты говорят о предстоящем вытеснении локальных производителей международными гигантами, другие считают, что у местных поставщиков шансов на победу больше. Какие преимущества и недостатки в развитии бизнеса российских производителей компьютеров вы видите сегодня?

Алексей Кудрявцев: Наша точка зрения в этом вопросе лежит где-то посередине. Думаю, что у подавляющего большинства отечественных компаний нет никаких шансов в борьбе с международными производителями. Однако есть достаточно большая вероятность того, что некоторые локальные компании смогут в этом противостоянии занять достойную нишу и в дальнейшем - конкурировать на равных. С нашей точки зрения, в России со временем останется один-два локальных мультипродуктовых производителя вычислительной техники. При этом я абсолютно уверен, что выживут только производители инфрастуктурных решений, монопродуктовые проекты обречены на относительно недолгую жизнь. Ведь не предоставляя заказчику комплексных решений, покрывающих его потребности, продержаться на таком конкурентном рынке будет невозможно.

Известно, что сегодня ноутбуки и настольные системы не являются товаром, несущим прибыль. Поэтому проекты, не включающие в себя производство серверного оборудования, систем хранения данных и смежных продуктов, не выживут. Однако никто из производителей не вымрет окончательно. Просто смысл занятий этим бизнесом будет утерян в ближайшие полтора года. Я более чем уверен, что к 2008 году будущее таких компаний будет предопределено. И дальнейшее их развитие напрямую будет зависеть от того, найдут ли западные компании более эффективные способы активизации работы на российском рынке.

CNews: Какие тенденции были характерны для рынка компьютерного оборудования в течение последнего года в России? Каких перемен на рынке вы ожидаете в текущем году?

Кудрявцев Алексей Михайлович

Генеральный директор компании Kraftway Computers

Алексей Кудрявцев родился 7 апреля 1968 года в Москве.

Окончил в 1991 году Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), факультет кибернетики по специальности «ЭВМ, сети и системы связи».

Еще во время учебы Алексей Кудрявцев начал работать в области высоких технологий. Став дипломированным специалистом, он основал в 1991 году собственную компанию «ГРАНД», занимавшуюся сборкой компьютерной техники.

После слияния компаний «ГРАНД» и «Крафтвэй» в 1994 году г-н Кудрявцев стал генеральным директором объединенной компании «Крафтвэй компьютерс».

Алексей Кудрявцев серьезно увлекается филателией, обладает одной из наиболее интересных и известных коллекций марок в стране. Из других своих хобби особо выделяет океаническую рыбалку.

Женат, воспитывает двоих детей.

Алексей Кудрявцев: На рынке наиболее заметной тенденцией стало начало долгожданного этапа формирования в России культуры потребления десктопов как коробочных продуктов. Настольный компьютер превращается в обычный товар, который будет продаваться, продвигаться и жить не по законам «особого изделия под названием ПК», а по стандартным маркетинговым законам, законам товара, обладающего определенными потребительскими свойствами.

Соответственно, в дальнейшем спрос на готовые компьютеры, произведенные известными брендами, будет расти, вытесняя «коленочную сборку», что приведет к тому, что рост бизнеса компаний на этом сегменте будет опережать рост компьютерного рынка в целом. Например, «Крафтвэй» продемонстрировал в 2004 году рост продаж настольных ПК почти на 80% в натуральном выражении, а рынок потребления десктопов в целом вырос максимум на 10-15%.

Вторая тенденция больше характерна именно для нашей компании. Думается, нам удалось убедить значительное количество потребителей в том, что поставщиком решений для бизнес-критичных приложений может стать локальная компания. В общей сложности нами было поставлено более 100 серверов на основе процессоров Itanium. Это более 50% рынка России. Нас радует, что потребитель стал доверять российской компании больше (или, по крайней мере, не меньше), чем западной.

Что касается российского рынка ноутбуков, то тут явно наблюдается излишняя ажиотация. Шум вокруг этого сегмента рынка нам представляется преувеличенным. Конечно, потребление мобильных систем растет в России более быстрыми темпами, чем потребление десктопов. Но говорить о взрывном росте не приходится. Я думаю, что те цифры, которые сегодня приводятся рядом аналитических агентств, существенно завышены. И на самом деле объем рынка ноутбуков значительно меньше, чем его пытаются представить. С другой стороны – вполне понятен интерес западных компаний поддерживать этот ажиотаж: ведь с десктопами они уже не в состоянии конкурировать в России. Борьба на отечественном рынке настольных ПК для иностранных вендоров окончательно проиграна. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы повернуть спрос потребителей в сторону ноутбуков. Отсюда – основные инвестиции в продвижение ноутбука как класса, а маркетинг только разжигает этот ажиотаж.

CNews: В 2004 году ваша компания начала позиционировать свою продукцию на частного потребителя, чего не делала раньше. Похоже, что на этом рынке работать сложнее, чем в секторе корпоративных заказов. Вы согласны?

Алексей Кудрявцев: Начав позиционировать свою продукцию, в том числе, и для частного потребителя, «Крафтвэй» почувствовал некий вкус к этому процессу и собирается развивать свой бизнес в этом направлении. Работать на этом рынке и сложнее, и проще. Легче - поскольку торговая марка «Крафтвэй» известна потребителям и достаточно хорошо ими воспринимается. Ведь подавляющее большинство информации потребитель получает от своего окружения в офисе. И для поставщика, имеющего прочную репутацию в корпоративном сегменте, движение к частному пользователю гораздо проще, чем движение в обратном направлении. Время для такого движения наступило сейчас.

Скорее всего, нам не удастся увеличить в натуральном выражении показатели продаж десктопов до более 250 тысяч (это уже сегодня сопряжено с барьером в логистике: наши производственные мощности работают на пределе своих возможностей, а обнинский завод будет построен не раньше августа). Соответственно, чтобы сохранять темпы роста в финансовом выражении, нам необходимо сместить спектр продаваемой продукции в более дорогой сегмент. Возможно, мы откажемся от жесткой конкуренции в сегменте дешевых систем на базе Celeron и сфокусируемся на продвижении более дорогих «домашних» решений.

Нам кажется, что в ближайшие годы компьютеры, в основном, будут заменяться частными пользователями целиком. Сегодня хороший апгрейд сопоставим со стоимостью покупки нового компьютера, а на дворе не 95 год, когда «модернизация» и «апгрейд» были волшебными словами. И мы предлагаем решения, которые включают в себя все: 17-дюймовый панельный монитор с медиа-центром. Это просто удобная альтернатива, комбинированное решение, которое не занимает дополнительного места. В развитых регионах сегодня уже заметна тенденция появления в семьях пользователей второго компьютера: двое детей или дети и родители не могут поделить один ПК, и это нормальное явление. Происходит внутренняя миграция компьютеров в семьях: то, что похуже – остается родителям, то, что получше – покупается детям. А детская и молодежная аудитория является для «Крафтвэй» ключевой.

CNews: Рынок ноутбуков стремительно развивается. Не жалеете, что не вышли на него два года назад? Каковы ваши планы в этом вопросе сегодня?

Алексей Кудрявцев: Мы не жалеем что не вышли на этот рынок два года назад, более того, тогда выходить на этот рынок было для нас совершенно бессмысленно. Скажем, для iRu, который в принципе отсутствовал как бренд, срок выхода не играл никакого значения: возможно, на менее динамичном рынке, им проще было занять свою нишу. Мы считаем, что 2005-2006 год и есть самое время выхода на рынок ноутбуков. Нас интересует осмысленный спрос. «Крафтвэй» – не та компания, которая может попытаться бороться за хаотичный спрос, когда люди мечутся: «Купить десктоп или ноутбук?», «А если ноутбук, то какой?». На такой невнятный спрос невозможно влиять стандартными маркетинговыми технологиями. Нам необходимо, чтобы сформировался стандартный класс потребителей тех или иных решений. Сейчас мы видим, в России это произошло.

Если посмотреть на продукцию основных грандов, то сегмент решений от $1 тыс. до $2 тыс. - это сплошная серая масса: если оторвать наклейки с ноутбуков различных производителей – то потребитель не определит, где чей. Это время «Крафтвэя», время комьюнити-продукции, торговых марок и качественного сервиса. Во втором квартале текущего года у нас появятся три модели ноутбуков – две «домашних», одна корпоративная. Мы не собираемся городить огород из 100 различных моделей. У наших ноутбуков будет оригинальный дизайн (разработку которого дня нас осуществляло одно из российских дизайн-бюро), кастомизированная система. Наши ноутбуки будут оперативно обслуживаться на всей территории страны, они будут того же качества, что и наши основные продукты. Для корпоративного рынка добавление ноутбука при наличии десктопов и серверов – это просто упрощение логистики. А частный потребитель будет покупать ноутбуки «Крафтвэй» точно так же как десктопы, опираясь на соотношение цены и качества и доверие к торговой марке.

CNews: Какова стратегия Kraftway в отношении экспансии на рынки стран СНГ?

Алексей Кудрявцев: Пока четкая стратегия развития нашей компании на рынке стран СНГ не определена. Сейчас «Крафтвэй» работает только на рынке Азербайджана, у нас существует дочерняя компания, которая занимается поставками оборудования в этот регион. На рынки СНГ, конечно, собираемся, но не в ближайшей перспективе.

CNews: Осенью правительство приняло концепцию развития рынка информационных технологий. Как вы оцениваете этот документ и политику властей в развитии отрасли в целом?

Алексей Кудрявцев: Я думаю, что как государственной политики в области ИТ как не было в течение тех 15 лет, что я работаю на этом рынке, так и нет. Декларируются некие подходы и отношение власти к тому, что подобная отрасль в России есть, что существует, например, такая вещь, как программирование. Но нет никакой стратегии, никакого понимания того, как ИТ-отрасль должна развиваться. Поэтому мы надеемся, что отрасль как развивалась по своим внутренним рыночным законам, так и будет развиваться. Выживать будут сильнейшие, поэтому рынок придет к нормальному результату развития.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Политику властей критикуют те, кому государство почему-то что-то не дает. Они считают, что государство должно сделать их бизнес - по аналогии с тем, как был сделан бизнес нефтяной; считают, что государство должно взять и создать в России оффшорное программирование. А то, что программистов нет, зарплаты требуются высокие и Россия вообще в этом плане не конкурентоспособная страна- при этом в расчет не берется. Но людям надо чем-то заниматься, вот они и создают различные ассоциации разработчиков ПО. ИТ – такая же отрасль, как другие: фармацевтика, пищевая промышленность и т.д.; абсолютно никаких отличий. Поэтому что можно предложить «специально» для ее развития? Ничего.

Вот идея технопарков (если вдруг она будет реализовываться без искажений, без криминального использования налоговых льгот) может дать этой отрасли новый толчок для развития (хотя, опять-таки, пока непонятно, за счет чего). Рынок должен следовать законам своего развития. Единственное применение взаимоотношений государства и рынка может произойти в случае, когда какие-то компании будут в состоянии четко сформулировать свою идею, представить свои продукты и свою концепцию. Тогда государство может и должно оказать им поддержку в продвижении их продуктов на зарубежный рынок, как-то повлиять на их продвижение. Хотя о глобальном влиянии России в мире сегодня говорить не приходится в принципе.

Сегодня государство не мешает рынку развиваться. Существует, конечно, определенное опасение, что с нами могут поступить как со смежной отраслью, как со связью, где все урегулировано и монополизировано. Но свободу предпринимательства это не затронет. Сегодня на ИТ-рынке действует порядка 10-12 тысяч компаний. При таком «богатстве выбора» пользователь теряется. Если бы государство несколько упорядочило бы появление этих компаний, ограничивая таким образом их стихийное возникновение, наверное, было бы лучше. Возможно, следовало бы «подчистить» рынок, но даже если ничего не делать в этом плане – ничего страшного тоже не произойдет.

CNews: Известно, что одним из крупнейших потребителей компьютеров в России является государство. Многие участники рынка говорят о том, что административная реформа спутала их карты в 2004 году. Ударила ли чехарда в правительстве по вашему бизнесу?

Алексей Кудрявцев: Никакой чехарды не было, был достаточно длительный период, когда подавляющее большинство крупных потребителей государственных и полугосударственных компаний в связи с административной реструктуризацией либо отменили, либо передвинули контракты на поставки ПК. Но по нашему бизнесу это, как ни странно, не ударило, не привело к неисполнению планов объема продаж. Рост в 80% в год смены правительства - для нашей компании очень хороший результат. Некоторым компаниям пришлось в прошлом году достаточно туго, потому что они опирались только на административный ресурс. Эти достаточно крупные компании пришли с печальными итогами к завершению года. Контракты, на которые они рассчитывали, были отложены или не состоялись.

CNews: По данным IDC, по количеству поставленных в России ПК в III квартале 2004 года Kraftway заняла первое место. Каковы были объемы поставок техники для РЖД, Минобразования, Сбербанка РФ в этот период? Каков объем продаж компании за весь 2004 год? Каковы планы роста на 2005 год?

Сергей Голицын, T1
Цифровизация

Алексей Кудрявцев: Объем продаж компании за прошлый год составил $155 млн. в денежном выражении; а в натуральном -195 тысяч ПК и около 8 тысяч серверов. На этот год планы – 25% рост показателей в денежном выражении, в натуральном, возможно, несколько меньше.

В 3 квартале 2004 года было всего поставлено 56419 персональных компьютеров и 1247 серверов. По контракту с РАО "РЖД" было отгружено более 15 тысяч ПК, по контракту со Сбербанком - свыше 5 тысяч компьютеров, по контракту с Рособразованием "Дети России" - около 3 тысяч ПК. Паспортно-визовой службе Москвы мы поставили более 1,5 тысяч ПК и серверы. Также компания выполнила поставки для МВД РФ, Роснедвижимости, правительства Московской области, «Газпромбанка», "Северстали" и ряд других проектов.

CNews: Какую долю в бизнесе Kraftway сегодня занимают поставки в корпоративный и частный сектор. Какие целевые ориентиры по этому показателю вы ставите на текущий год?

Алексей Кудрявцев: Мы считали, что в 2004 году из 200 тыс. выпущенных десктопов частному потребителю досталось около 30 тысяч. То есть речь идет о том, что частный сектор в компьютерном бизнесе сегодня имеет долю порядка 15% в натуральном выражении. Возможно, в деньгах она немного больше – 20%. Разумеется, мы рассчитываем на то, что доля оборудования для частного сектора будет расти. Однако не надо забывать то, что «Крафтвэй» был и остается компанией, в первую очередь ориентированной на корпоративного потребителя и на корпоративные решения. Поэтому основную массу денег мы извлекаем из бизнеса, связанного с поставками серверов. Мы не видим драматического снижения спроса на эти продукты. Более того, в последнее время малый и средний бизнес, активизации которого все так долго ждали, похоже, взялся за автоматизацию. Сегодня он занимает значительную долю в продажах в корпоративный канал. Но мы считаем, что сейчас в России наступило то время, когда мы можем с минимальными издержками осуществлять вхождение на консьюмерный рынок. То же самое можно сказать и про ноутбуки.

CNews: Какие изменения произошли в бизнесе и структуре компании за последний год? Какие приоритеты развития станут для вас определяющими в текущем году?

Алексей Кудрявцев: Основное происшедшее событие в бизнесе компании – это то, что была четко сформулирована и спозиционирована новая модель продаж. в ближайшие год-два «Крафтвэй» планирует полностью отказаться от прямых продаж и перейти на продажи через канал. Мы провели реинжиниринг партнерской программы, в связи с чем произошли определенные структурные изменения. В текущем году мы должны закончить период трансформации. А в начале марта мы планируем удивить рынок.

CNews: Ваши увлеченияфилателия и океаническая рыбалка – достаточно нестандарный выбор для хобби гендиректора компьютерной компании. Как вам удается сочетать их с основной деятельностью, ведь они требуют немалых временных затрат? Какие марки вы собираете?

Алексей Кудрявцев: Видимо, океаническую рыбалку можно вычеркивать из категории моих увлечений. Последний раз я занимался этим два года назад. Наверное, это хобби умерло из-за хронического невезения: последние 10-12 выходов в море окончились ничем. Зато с коллекцией марок все замечательно. Я собираю марки 30 лет, моя коллекция уникальна, и мне самому трудно представить ее истинные масштабы, стоимость и все остальное. Это не любительский, а профессиональный подход. Кроме того, я никогда не скрываю, что использую свое хобби как одну из составляющих своей инвестиционной деятельности. Потому что независимость подобного материала от колебаний валютных, рыночных в долгосрочной перспективе - очевидна.

Практически невозможно описать те критерии, по которым марки попадают в мою коллекцию. Я собираю марки классического периода (начиная с 1840 года), и совсем не собираю те, что выпущенные после войны, поскольку они меня не интересуют. В первую очередь, мне интересны вещи, которых ни у кого нет. При пополнении коллекции мне приходится, к сожалению, иметь дело большей частью с продавцами и дилерами, чем с коллекционерами. Я постоянно работаю с огромным количеством справочников и трачу на это практически все свободное время. У большинства даже очень занятых людей 30-40% времени тратится вхолостую. А хобби позволяет мне в любую свободную минуту поискать какой-нибудь шедевр в марках.

CNews: Спасибо.