Разделы

Бизнес

Андрей Коротков: Я многие процессы ВТБ отдал бы на аутсорсинг

Крупнейший коммерческий банк России – «Внешторгбанк» – занимается диверсификацией своей деятельности, ориентируясь на расширение комплекса услуг для корпоративных и частных клиентов. Примечательно, что оптимизацией информационно-технологической инфраструктуры ВТБ, занимается команда ИТ-менеджеров под руководством Андрея Короткова, ранее – замминистра РФ по связи и информатизации, являвшегося одним из разработчиков ФЦП «Электронная Россия». О задачах, стоящих сегодня перед ИТ-департаментом ВТБ, г-н Коротков рассказывает обозревателю CNews.

CNews: В начале 2004 года ваша карьера сделала достаточно крутой поворот: вы стали заникматься совершенно иной деятельностью в иной структуре. С чем в первое время было сложнее всего справиться?

Андрей Коротков: Если говорить о профессиональных интересах, то я не могу сказать, что очень круто изменил направление своей деятельности. Я управлял многими крупными коллективами, которые в той или иной степени были связаны с информационными технологиями. Сейчас под моим руководством работает 250 сотрудников. Безусловно, вопросы использования информационных технологий в банковской сфере были для меня новыми. Но тема интеграции информационных систем – это то, чем мне всегда было интересно заниматься.

Жизнь – это постоянная учеба, и я делаю это с удовольствием. У людей существует различное отношение к трудностям: одни их заранее боятся, утверждая, что многого не знают и не умеют. Я себя к таким не отношу, сразу начинаю думать, могу ли я что-то реальное сделать в новой области деятельности, и каким образом мне следует действовать.

Андрей Коротков
Андрей Коротков: Электронные транзакции должны стать огромным сектором экономики, который будет развиваться и без участия финансовых структур

CNews: Каковы точки соприкосновения между позицией первого замминистра по связи и информатизации и должностью старшего вице-президента Внешторгбанка? Насколько опыт предыдущей деятельности пригодился вам в ВТБ?

Андрей Коротков: Тема, которая была мне близка и ранее, и сейчас – это электронная коммерция. Данным вопросом я занимался в то время, когда участвовал в разработке концепции ФЦП «Электронная Россия», занимаюсь им и во «Внешторгбанке».

Возможность использования электронных платежей сегодня трудно переоценить. Голубая мечта любого банкира – чтобы каждый гражданин страны был клиентом банка. После того, как у гражданина появился номер счета, он становится участником электронной торговли, и банк может начинать активное взаимодействие с ним. Если клиенту банка нужно оплатить какую-то услугу, которую предоставляет государство, то удобнее всего это сделать с помощью электронных транзакций. Наличие такой возможности должно быть предусмотрено в отношении любой услуги, продукта, которые прямо или косвенно зависят от государства. Но для того, чтобы электронные платежи могли быть реализованы, нужно, чтобы у банка были надежные посредники, которые смогут эти платежи проводить. Электронные транзакции должны стать огромным сектором экономики, который будет развиваться и без участия финансовых структур.

CNews: Каковы сегодня основы стратегии информатизации ВТБ?

Андрей Коротков: Понятно, что стратегия в области ИТ не может быть оторвана от глобальной стратегии развития банка. Она оказывается той технической основой, на которой банк строит свой бизнес. ИТ-подразделение необходимо ВТБ, в том числе, и для того, чтобы подсказать пути оптимизации бизнеса, возможно – пути снижения расходов. В то же время мы понимали, что сделать это невозможно, если информация не будет интегрирована.

Поэтому основа ИТ-стратегии ВТБ – это, прежде всего, интеграция баз данных, объединение разнородных источников информации. Мы разработали основу решения, позволяющего провести такое объединение, и теперь стремимся следовать этой стратегии. Это позволит нам в дальнейшем уверенно ощущать себя среди конкурирующих структур.

Возможно, извне наша работа не очень заметна. Но когда клиент будет стоять в очереди на получение кредита полчаса вместо двух часов, и это произойдет благодаря оптимизации работы информационной системы банка, это, поверьте, станет ему заметно.

CNews: Какое место в ИТ-стратегии ВТБ занимают мобильный банкинг и интернет-банкинг?

Андрей Коротков: Как известно, сегодня «Внешторгбанк» разделяет направления корпоративного и розничного банка. Мобильный банкинг и интернет-банкинг будут присутствовать в обоих направлениях. При этом мы будем отслеживать, какие из услуг являются наиболее востребованными. Ведь не секрет, что от наличия той или иной банковской услуги может зависеть, примет ли человек решение стать нашим клиентом.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Мы активно занимаемся дистанционным обслуживанием, и у нас на выходе есть несколько решений в области мобильного банкинга и интернет-банкинга. Задачи видится сложной сразу по двум аспектам: с одной стороны, есть некоторая неразвитость транспортной инфраструктуры – все-таки масштабы большие и нужно, чтобы множество транзакций совершались в режиме онлайн. Поэтому необходимо решать проблему пропускной способности. С другой стороны, одновременно надо решать вопросы безопасности – для нас неприемлемо быстрое внедрение продуктов, где фактор безопасности не учтен.

Вообще, безопасность – это отдельная тема, о которой можно много говорить. Банковский бизнес – это бизнес, основанный на доверии – более широком понятии, чем безопасность, но, тем не менее – его неотъемлемой части. Далее мы приходим к пониманию того, что абсолютной безопасности не бывает – это нечто, залитое пятиметровым слоем бетона, и поэтому неработающее.

Клиенту все-таки необходимо оценивать степень риска. И понимать, чем имеет смысл жертвовать – своим удобством или своей безопасностью, и в какой пропорции. Конечно, в идеале было бы хорошо добиться отсутствия внешних угроз. Но сегодня на рынке имеются технологии с достаточно серьезным заделом прочности. Тут надо бы не проглядеть прогресса. У нас же существуют две крайних точки зрения на возможности использования интернет-банкинга и мобильного банкинга – от шапкозакидательства до проявления излишней осторожности.

CNews: Какова роль CRM-систем в бизнесе ВТБ? На каком этапе находится процесс внедрения этих систем?

Андрей Коротков: Безусловно, наше главное достояние – это наши клиенты. Поэтому вопрос использования современных технологий для учета и анализа клиентской базы для нас приоритетен. Сейчас «Внешторгбанк» ведет большой проект по внедрению CRM-системы Sales Logics. По своим функциональным возможностям этот продукт нас вполне устраивает, особенно с учетом того, что он адаптирован до необходимого нам уровня. Но я бы не стал категорично исключать возможность того, что у других поставщиков через год не окажется модуля с тем функционалом, который будет нам необходим, и мы не решим дополнить имеющуюся CRM-систему. Технологии меняются, потребности заказчиков, которые используют эти технологии – тоже. Но если нам необходим дополнительный функционал, то перед ИТ-департаментом ВТБ всегда возникает вопрос – делать это собственными силами (у нас сильная команда, которой такие вещи по плечу) или строить решение на готовых продуктах. В этом случае мы всегда смотрим, что выгоднее.

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

CRM сегодня больше чем просто система, позволяющая банку иметь адекватную информацию о своих клиентах – это мощный аналитический инструмент, который помогает, принимать решения, подсказывает, какие из предложений банка могут быть в наибольшей степени им востребованы. Например, клиент Х просит кредит на краткосрочные нужды. Начав с ним общаться, служащий банка на своем мониторе видит, что супруга Х также является клиентом нашего банка, что какое-то время назад они брали и выплатили ипотечный кредит, что в собственности находятся те или иные объекты и т.д. Значит, на основании данных, полученных из CRM-системы, можно будет не только принять какое-то предварительное решение, но и определить, какие из кредитных продуктов в большей степени приемлемы для этого клиенту, что мы можем ему предложить. CRM для банка – это некое «могучее устройство», которое позволяет хорошо продавать свои продукты.

С другой стороны – сегодня многие пользователи не очень хорошо образованы в банковской области, и не всегда знают, на что могут рассчитывать при общении с банком. Имеют ли они, к примеру, право взять новый кредит, не выплатив предыдущий, возможно ли снижение процентной ставки по кредиту? Поэтому в дальнейшем мы планируем на базе CRM-системы создать что-то вроде терминала для пользователей, с помощью которого им можно будет получать информацию о том, какие возможности у них имеются.

Андрей Коротков
Андрей Коротков: CRM сегодня – мощный аналитический инструмент, который помогает принимать решения, подсказывает, какие из предложений банка могут быть в наибольшей степени им востребованы

CNews: Каковы задачи «Внешторгбанка» по автоматизации на ближайший год?

Андрей Коротков: Планов много. Мы должны взглянуть на нашу стратегию с точки зрения образующейся финансовой группы, двух банков – корпоративного и розничного, которые формируются сегодня. В каждом из банков есть свои слабые места с точки зрения ИТ. Поэтому в числе наших планов – унификация того, что есть в банках, упрощение, сведение к неким единым стандартам. И только такой путь позволит нам в дальнейшем интегрироваться.