Разделы

Ритейл

Кто есть кто на рынке операторов фискальных данных

Рынок операторов фискальных данных (ОФД) появился в России около 2 лет назад. Сегодня на нем представлено 18 компаний. CNews решил разобраться, кто есть кто.

Рынок операторов фискальных данных (ОФД) является, пожалуй, самым молодым в России. Начало его созданию положил подписанный 4 июля 2016 г. президентом 54-ФЗ, который дал старт массовому переходу розничных торговых предприятий от обычных кассовых аппаратов к онлайн-кассам. Новые кассы должны в режиме реального времени отправлять данные о продажах в Федеральную налоговую службу (ФНС), но не напрямую, а через операторов фискальных данных.

В 2016 г. на рынке появились 5 ОФД, в 2017 г. их было уже 16, а на момент подготовки данной статьи ФНС России выдала разрешение на обработку фискальных данных уже 18 организациям. Опрошенные CNews эксперты единодушны – уровень конкуренции на рынке чрезвычайно высок, однако это идет рынку на пользу. «Время показало, что два года назад ФНС и органы власти сделали правильный шаг, дав толчок созданию такого рынка, – уверен Алексей Баров, генеральный директор компании «Платформа ОФД». – Как результат, ОФД сегодня не только обеспечивают бесперебойную работу по отправке данных с онлайн-касс в налоговую службу, но и активно создают и развивают новые инструменты для управления и оптимизации бизнеса с учетом потребностей клиента».

«Сейчас все понимают, что выигрывает тот, кто предлагает как клиентам, так и агентам, лучшие условия работы. И это не только вопросы стоимости и обеспечения бесперебойной передачи данных, – продолжает Илья Аксельрод, генеральный директор «Ярус» (торговая марка ОФД-Я). – На первый план выходят сервисы, которые ОФД готов предложить клиентам, и тот же «человеческий фактор» – профессиональная техподдержка, гибкость во взаимодействии с клиентами. И если сервисы были больше важны для «первой волны», для крупного ритейла, то сейчас, когда на высокотехнологичное оборудование, которыми по сути являются современные онлайн-кассы, переходят те, кто ранее не имел дел ни с какой контрольно-кассовой техникой, — задача снять «интерфейсную ломку», обеспечить максимальную простоту и удобство процесса становится главной».

«Новая эко-система сложилась, но вход других игроков сложен, но вполне реален», – уверен Егор Сергеенко, руководитель отдела маркетинга «Первого ОФД». По его мнению, высококонкурентный рынок ОФД характеризуется широким спектром применения инструментов маркетинга и PR. Кроме того, высокая активность команд ОФД на рынке порождает соперничество в технической области – создании новых сервисов и продуктов, а также стимулирует поиск новых стратегических партнерств, создание новых пакетных предложений с производителями кассовой техники, с банками и другими игроками на рынке.

Методика рейтинга

При подготовке рейтинга крупнейших ОФД аналитиками CNews было проведено анкетирование всех операторов фискальных данных, входящих в список ФНС России. Кроме того, для сбора данных использовались открытые источники, в том числе информация на сайтах самих ОФД, экспертные оценки представителей организаций, входящих в реестр экспертных организаций ФНС России. Также авторы исследования прозвонили все службы технической поддержки операторов с целью оценить, насколько удобно для пользователей организована их работа, готовы ли они предоставить всю необходимую информацию.

При формировании итогового показателя, определяющего место участников в рейтинге, учитывались следующие данные: масштаб бизнеса, гибкость тарифной линейки, возможности личного кабинета пользователя, удобство подачи отчетности, работа службы технической поддержки. Всем полученным данным были присвоены весовые коэффициенты.

Наиболее значимым (коэффициент 0,8) показателем является масштаб бизнеса, который рассчитывался на основании данных о числе подключенных в период с 01 февраля 2017 г. по 21 мая 2018 г. к услугам ОФД касс. Соответствующие данные были получены в результате анкетирования самих участников рейтинга, а также явились результатом экспертных оценок.

Важным показателем работы ОФД, по мнению CNews, является число тарифных планов для клиентов (гибкость тарифной линейки). При оценке этого показателя учитывалась общедоступная информация, размещенная на сайте оператора или полученная от специалистов службы технической поддержки. Понятно, что большинство игроков рынка при непосредственном общении с клиентом предоставляет ему более широкий спектр возможностей, однако первое впечатление о компании складывается все-таки в ходе предварительного изучения открытой информации. Данному показателю при расчете итогового положения в рейтинге был присвоен весовой коэффициент 0,05.

Еще один параметр (весовой коэффициент 0,05) – возможности личного кабинета пользователя услуг ОФД. В ходе исследования оценивалась возможность получения в нем расширенной товарной аналитики для клиента (АВС-XYZ-анализ товаров), расширенного мониторинга работы кассовых аппаратов и фискальных накопителей, брендирования чеков и бесшовной регистрации кассы в ФНС через ЛК ОФД (через API, без перехода в ЛК ФНС).

CNews Analytics: Крупнейшие операторы фискальных данных 2018

Название ОФД Итого Масштаб бизнеса Гибкость тарифной линейки Возможности личного кабинета Удобство подачи отчетности для клиентов Работа службы технической поддержки
1 Платформа ОФД 20,45 19,2 0,35 0,2 0,1 0,6
2 Первый ОФД 15,8 14,8 0,2 0,15 0,15 0,5
3 Такском 14,82 13,92 0,2 0,15 0,05 0,5
4 Ярус 11,45 10,4 0,2 0,2 0,1 0,55
5 Петер-Сервис Спецтехнологии (OFD.RU) 10,5 9,6 0,1 0,15 0,15 0,5
6 Тензор 5,21 4,16 0,3 0,15 0,05 0,55
7 СКБ Контур 3,93 2,88 0,25 0,1 0,1 0,6
8 Тандер 3,45 2,8 0,05 0,2 0,1 0,3
9 Калуга Астрал 2,44 1,44 0,2 0,15 0,1 0,55
10 Яндекс.ОФД 0,45 0,4 0,05 0 0 0

Источник: CNews Analytics, 2018

Четвертый параметр (весовой коэффициент 0,05), который учитывался при составлении рейтинга, – удобство подачи отчетности для клиентов, в том числе готовность ОФД взять на себя заботу о ее доставке и электронным путем, и силами курьеров или «Почты России».

И, наконец, пятый параметр (весовой коэффициент 0,05), который аналитики CNews оценили в ходе непосредственного общения со службами технической поддержки, касается времени ожидания ответа на линии, доброжелательности оператора, а также его готовности ответить на три вопроса, касающихся грядущих изменений форматов фискальных документов и появления новых версий фискальных накопителей. Стоит отметить, что связаться с «горячей линией» большинства участников рейтинга не представляло труда – специалисты колл-центра отвечали на звонок в течение 1-2 мин и были очень вежливы. Однако на задаваемые вопросы большинство из них или не ответило вовсе, посоветовав поискать информацию на сайте ФНС России, или ответило после длительной консультации со специалистами внутри ОФД.

В случае, когда необходимая информация отсутствовала на сайте ОФД, а служба технической поддержки не отвечала более 5 мин, компания получала 0 баллов в соответствующей строке.

Крупнейшие ОФД

По оценкам CNews, около 24% рынка принадлежит компании «Платформа ОФД», на втором месте «Первый ОФД» (18,5%), на третьем «Такском» с показателем 17,4%. В категорию «Другие» вошли компании «ИнитПро», «Группа Элемент», «ЭнвижнГруп», «Вымпел-Коммуникации», «Мультикарта», «Дримкас», «Электронный экспресс» и «Корус Консалтинг СНГ» – их совокупная доля на рынке ОФД не превышает 0,5%.

Доля рынка по числу подключенных касс, %


Источник: CNews Analytics, 2018

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Первое место в рейтинге крупнейших операторов фискальных данных по сумме 5 показателей занимает компания «Платформа ОФД», набравшая 20,45 баллов. Она с существенным отрывом опережает других участников рынка по показателю масштабов бизнеса и гибкости тарифной линейки. Также оператор предлагает своим клиентам удобный личный кабинет, помощь в сдаче отчетности в ФНС России и круглосуточную техническую поддержку. «Основное требование, которое клиенты предъявляют к операторам фискальных данных – это надежная передача чеков в ФНС и грамотная, оперативная техническая поддержка, – говорит Алексей Баров. – Конечно, важен и удобный, понятный интерфейс на сайте и в личном кабинете, чтобы самостоятельно разобраться в процессах настройки, мониторить работу кассовой техники и фискальных накопителей. Вместе с тем, все больше запросов от предринимателей и на дополнительные сервисы, связанные с аналитикой продаж, синхронизацией с бухгалтерией. И мы целенаправленно развиваем эти направления». По запросам владельцев магазинов открыт магазин приложений, который развивается по принципу популярных маркетплейсов. Сегодня в нем наиболее востребованы сервисы для синхронизации данных ОФД с бухгалтерской отчетностью, для контроля выручки. Тестируется новый сервис, который будет давать рекомендации в подборе места для открытия торговой точки или кафе.

На втором месте «Первый ОФД», уступивший лидеру рейтинга по большинству показателей и набравший в сумме 15,8 балла. «Помимо базового сервиса передачи данных в ФНС, наша компания оказывает ряд дополнительных услуг, предоставление которых осуществляется через личный кабинет клиента и бесплатное мобильное приложение «Бизнес-помощник», – рассказывает Егор Сергеенко. – Сервисы включают в себя в том числе: мониторинг состояния касс, аналитические данные и отчеты по итогам продаж, возможность отправить электронный чек по СМС и электронной почте, в том числе в брендированном виде, регистрацию ККТ в ФНС через личный кабинет ОФД, возможность организовать кассы в личном кабинете в удобную иерархию и осуществить разделение прав доступа к ней для разных пользователей внутри компании. К дополнительному бесплатному сервису можно отнести также профессиональную техническую поддержку и сопровождение наших клиентов не только по вопросам ОФД, но и по вопросам кассовой реформы в целом».

На третьем месте «Такском» с показателем 14,82. Четвертое место в рейтинге досталось компании «Ярус» (ОФД-Я) (11,45 баллов). Среди интересных сервисов, которые могут получить клиенты ОФД-Я, профессиональная аналитика, доступная благодаря интеграции с бесплатным сервисом Subtotal. «Из любой точки мира, в любое время суток предприниматель может получить данные о продажах, узнать сумму в кассе, средний чек, остатки, маржу по товарам и группам, определить лучшего кассира и много другое. Он может редактировать наименования товара, цен, генерировать/присваивать штрих-коды, создавать в базе новые товары и управлять номенклатурой. Регистрация и настройка этого сервиса занимает всего несколько минут, и программист при этом не понадобится», – поясняет Илья Аксельрод. Еще одной крайне востребованной услугой стало предоставление кредита на бизнес, который благодаря интеграции ОФД с Модульбанком теперь можно получить в течение суток. Кроме этого, ОФД-Я предоставил возможность индивидуальным предпринимателям платить банковскими картами, а также выпустил специальную бесплатную программу «Конфигуратор кассы», позволяющую новым пользователям снизить затраты на услуги ЦТО и самостоятельно через единый удобный интерфейс быстро сделать все для запуска новой кассы.

На пятом месте расположилась компания «Петер-Сервис Спецтехнологии» (OFD.RU) (10,5 баллов). По словам Антона Румянцева, директора OFD.RU, помимо базовых услуг OFD.ru предоставляет ряд уникальных сервисов. Например, публичный API, позволяющий в режиме онлайн обогащать данными чека системы управления и учета, товародвижения, закупок, торгового маркетинга. Для вендинговых компаний и сегмента e-commerce OFD.ru разработал сервисы «под ключ» Ferma и Venda, которые помимо услуги ОФД включают в себя онлайн-кассы и фискальные накопители. Владельцам и управляющим торговыми центрами доступно персонализированное решение Renta. Специальные возможности компания готова предложить бухгалтерам, маркетологам и представителям банков.

Что будет с рынком

В ближайшие годы рынок ОФД будет расти, уверены участники рейтинга. Они выделяют два основных источника такого роста. Первый – количественный, который связан с так называемой «второй волной» подключений, т.е. с той категорией клиентов, которые обязаны начать применять кассы с 1 июля 2018 и позднее. Сегодня, по данным ФНС, в России насчитывается 1,7 млн подключенных онлайн-касс. По оценкам «Платформа ОФД», к концу года их число может составить 2,5 млн. Второй – качественный, вызванный расширением числа предлагаемых сервисов, как бесплатных, так и платных, интеграции с банковскими продуктами, онлайн кассовыми решениями, аналитикой и автоматизацией.

Огромные перспективы лежат в области больших данных. «Эти данные имеют не только фискальную ценность – это огромный шаг в сторону автоматизированного анализа товарооборота в масштабах всей страны, – говорит Илья Аксельрод. – Это интересно не только государству в части контроля, например, за поступлением налогов и ценообразованием в разных регионах, но прежде всего бизнесу». Уже сейчас на базе этой технологии можно собирать данные о продвижении отдельных видов товаров или использовать их как инструмент автоматизированных программ лояльности и бонусирования, строить индустриальную аналитику для производителей, чтобы понять структуру спроса и предложения и максимально ей соответствовать. Сейчас не все оформлено в виде конкретных законченных технических решений, рынок пробует различные варианты бизнес-моделей, но как идеи они уже разрабатываются – в ближайшее время появится много новых интересных возможностей, связанных с онлайн фискализацией.

Сергей Голицын, T1
Цифровизация

Антон Румянцев уверен, что синергия аналитических и автоматизированных сервисов на основе фискальных данных с данными веб-компаний, телеком-операторов и других игроков откроет для бизнеса новые возможности для увеличения выручки и снижения издержек.

При этом ОФД обязаны работать строго в рамках закона, защищать конфиденциальные данные как своих клиентов, так и покупателей. Рынок ждет поправок к закону о контрольно-кассовой технике, которые в ближайшее время рассмотрит Госдума, уточнения понятий по обработке фискальных данных для использования их государственными органами и деловыми сообществами в целях статистики и анализа. Ожидается, что функции такого регулирования возьмет на себя ФНС России.

Наталья Рудычева