Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Услуги Data-центров в России: кто продает, кто покупает?

Считается, что передача ИТ-систем на аутсорстинг позволяет компаниям не только повысить уровень надежности, но и сделать это без дополнительных затрат, более того - сократить общие расходы на ИТ. Однако сами российские компании в большинстве случаев не доверяют свои информационные ресурсы сторонним организациям. Исключением являются лишь «белые» компании.

Первый в России коммерческий центр данных был введен с эксплуатацию несколько лет назад, но бума новых data-центров не последовало. Рынок услуг центров данных исчисляется единицами, в лучшем случае десятками миллионов долларов в год. Да и мощности имеющихся в России центров, по-видимому, используются далеко не на все 100%. В первую очередь такая ситуация связана с недоверием руководства компаний, которое боится отдавать критически важную для бизнеса информацию посторонним лицам. И это несмотря на то, что уровень защиты информации на самих предприятиях часто ниже, чем в data-центрах.

Руководству российских компаний так и не удалось преодолеть психологический барьер на пути использования центров данных. Этому способствует мнимая уверенность в большей безопасности, которую обеспечивает собственный сервер и собственный администратор. Часто к услугам центров данных компании прибегают после какого-либо форс-мажорного обстоятельства (например, пожара), который нанес ценным данным серьезный урон.

«К услугам data-центров прибегают, прежде всего, те, кто не хочет вкладывать большие деньги в ИТ-инфраструктуру, нуждается в качественном и недорогом сервисе по хранению данных, и при этом не имеет каких-то уникальных процедур обработки этих данных, - говорит Тимур Аитов, - директор по развитию РБК СОФТ. Data – центр для тех, кто быстро хочет начать работу, и не очень боится за потерю конфиденциальности». Однако, хранение и обработка данных на стороне предполагает достаточно высокую организованность бизнес-процессов внутри самого предприятия-закзачика, а это далеко не всегда реализуется на практике, считает Тимур Аитов.

Новейшая история российских data-центров

Первый профессиональный, оборудованный по западным стандартам data-центр, строительство которого было начато в августе и завершено в декабре 2000 года, открылся в России более четырех лет назад. 26 апреля 2001 года телекоммуникационный холдинг «Голден Телеком»объявил о том, что его специализированный центр будет предоставлять клиентам базовые и дополнительные услуги. Среди них физическое размещение оборудования и подключение к телекоммуникационной инфраструктуре, виртуальный хостинг, архивирование данных, услуги сетевой безопасности и мониторинга, управление и балансировка нагрузки, круглосуточный сервис «remote hands», управление оборудованием, поддержка и консалтинг.

По словам Георгия Никольского, директора по маркетинговым исследованиям и развитию бизнеса «Голден Телеком», услуги центра данных были сразу востребованы ведущими интренет-холдингами и компаниями, активно использующими интернет в бизнесе.

«С начала работы центра данных мы успешно продолжаем развивать сотрудничество с РБК, «Эхо Москвы», SpyLog, Mail.ru, лабораторией Касперского. В центре данных также располагаются собственные интернет-ресурсы», - сообщил CNews Георгий Никольский.

По его мнению, системы безопасности и обеспечения надежности центра данных «Голден Телеком» являются уникальным комплексом для России. Они включают в себя контроль физического доступа с применением технологии биометрического сканирования ладони, электронную систему пропусков, видеонаблюдение, датчики движения и круглосуточной физической охраны, системы безводного пожаротушения, поддержания микроклимата, системы бесперебойного питания на базе комплекса из 100 кВт батарей и двух дизель-генераторов мощностью 200 кВт каждый.

«Уникальность сетевой инфраструктуры центра данных является не только интеграция с современной телекоммуникационной сетью «Голден Телеком», несколько раздельных вводных кабелей в здание и группы спутниковых систем Ku- и С-диапазонов на крыше, но и присутствие сетевых окончаний крупнейших российских и международных операторов связи. Это позволяет клиентам внедрять комплексные системы резервирования, как на базе распределенных технологических площадок и каналов ПД «Голден Телеком», так и с использованием сетевых ресурсов третьих операторов. На сегодня используется 600 кв. м из 1500 кв. м площадей, которые постепенно будут вводиться», - отметил Георгий Никольский. В качестве основных потребителей услуг центра данных «Голден Телеком» выступают корпоративные клиенты, операторы связи и компании, ведущие бизнес в интернете.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Примеру «Голден Телеком» последовали и другие компании. Среди крупных игроков, запустивших свои data-центры в коммерческую эксплуатацию, была компания IBS, которая в декабре 2003 года анонсировала проект Data fort. Общий объем инвестиций в строительство центра данных, способного разместить более 1,5 тыс. серверов клиентов, составил $2 млн. Емкость двух хранилищ данных и систем резервного копирования, которыми располагает data-центр, - свыше 50 терабайт. В нем есть как технологический блок для размещения оборудования, так и помещения для организации резервных офисов в рамках услуг по обеспечению непрерывности бизнеса клиентов. Компания предполагает, что при возникновении проблем с работоспособностью основного офиса клиента в случае наступления форс-мажорных обстоятельств его ключевой персонал может продолжить работу в резервном офисе.

Центр данных компании WideXs, который сегодня позиционируется как «центр обработки, распределения и передачи данных», построен крупнейшим оператором глобальной связи Cable Wireless (после реструктуризации бизнеса Cable Wireless в 2003 году некоторые активы этого британского оператора, в том числе центр обработки и хранения данных в Москве, перешли к ее бывшей дочерней компании «Связь ВСД», действующей в России под брендом WideXs), и сдан в коммерческую эксплуатацию в 2001 году. В качестве одной из отличительных особенностей центра его владельцы называют реализацию концепции telehouse, под которой понимают размещение оборудования клиента на площадке провайдера - узле связи, к которому присоединены несколько операторов (в случае WideXs – практически всех московских и вообще российских альтернативных операторов).

Data-центр также представляет собой «центр непрерывного бизнеса», поскольку при его создании закладывалась поддержка «обеспечения непрерывности бизнеса и его восстановления в чрезвычайных обстоятельствах». Центр данных WideXs во взаимодействии с другими data-центрами холдинга WideXs/ionip, связанных пакетной сетью IP/MPLS, имеют множественные выходы в магистральную часть интернета, а также в глобальные и региональные сети компаний-партнеров. Такая схема, по словам представителей холдинга, позволяет создавать распределенную систему резервирования данных для международных корпораций.

Один из последних анонсов появления data-центров в России – открытие в апреле этого года компанией «Комстар - Объединенные телесистемы» технологической площадки для предоставления комплекса услуг по размещению физических серверов клиентов и подключению их к интернету. Кроме того, центр данных предоставляет услуги по аренде вычислительных ресурсов, а также телекоммуникационного оборудования. Впрочем, история развития центра данных "Комстар - Объединенные Телесистемы" насчитывает уже более 5 лет. Исторически первой из объединенных компаний, начавшей предоставлять услуги центра данных в 1999 году, была компания «МТУ-Информ». Первоначально этот сервис был ориентирован на переживавшие бурное развитие в тот период многочисленные дот-комы (dot-com).

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

«В типичном для того времени запросе на предоставление услуг центра данных содержалась просьба разместить на территории компании один или несколько серверов и подключить их к сети интернет, параллельно обеспечив вычислительные ресурсы бесперебойным электропитанием и требуемыми для работы техники микроклиматическими параметрами, - вспоминает Дмитрий Дронов, директор по развитию бизнеса "Комстар- Объединенные Телесистемы". – «Собственно, это и послужило толчком к строительству центра данных, обеспечивавшему возможность аренды приложений, хранения и обработки больших объемов критически важной информации в сочетании с предоставлением доступа к такой информации через интернет. Все это позволило в краткие сроки достигнуть 100%-ой заполняемости центра данных. По мнению Дмитрия Дронова, с образованием "Комстар- Объединенные Телесистемы" возможности нового центра данных расширились, предоставляя клиентам уникальный по своей полноте спектр услуг, включающий услуги интернет, мультипротокольной сети NGN, услуг передачи данных и телефонии, услуг резервного копирования и хранения данных, размещения виртуальных и физических серверов, аренды серверов и приложений.

“Большие возможности по обработке данных, обширные наборы сервисов и приложений data-центра, - все это не всегда способствует оптимальным ценам предоставления услуг клиентам, - отмечает Тимур Аитов, ведь все свои издержки и просчеты провайдер, так или иначе, всегда перекладывает на клиента. “

Крупные дата-центры имеют также компании «PTKoмм.РУ», Masterhost, «Яндекс» и «Рамблер».