Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Евгений Воронин: Сила бизнес-решений Microsoft в их единстве, адаптивности и доступности

Последние два года российский рынок ERP-систем развивается весьма бурно. Одной из тенденций этого развития стала отраслевая специализация. Корпорация Microsoft в ближайшее время планирует увеличить свою долю в сегменте среднего бизнеса, предлагая вместе со своими партнерами интегрированный комплекс ИТ-решений – от операционных систем и баз данных, до вертикальных решений для управления бизнесом. О текущих тенденциях развития рынка, а также о новых решениях корпорации, в интервью CNews рассказал директор департамента Microsoft Business Solutions Евгений Воронин. CNews: Какие тенденции определяют развитие российского рынка ERP-систем?

Евгений Воронин: Я полагаю, сейчас прослеживается несколько основных тенденций. Во-первых, это отраслевая специализация решений для управления бизнесом и возрастающий спрос на вертикальные решения. Эта тенденция наблюдается уже достаточно давно, но сейчас количество стало переходить в качество. Все меньше клиентов удовлетворяется стандартной функиональностью ERP-систем. Обращаясь к нам, они интересуются не просто ERP-системами, они хотят иметь решение, адекватное специфике и уникальным бизнес-процессам их отрасли. Что это означает для Microsoft? Компания Microsoft выбрала для себя партнерскую модель ведения бизнеса - мы создаем платформу, а наши партнеры на этой платформе разрабатывают решения. Стандартная функциональность систем Axapta и Navision покрывает примерно 80% потребностей клиентов. Оставшиеся 20% исключительно важны для заказчиков, так как именно они определяют специфику их бизнеса. В течение нескольких лет наши партнеры активно работают над разработкой этих 20% - для заказчика это важнейшая составляющая бизнеса, а для партнера - возможность «сфокусироваться», выделиться среди других поставщиков ERP, а значит показать свою уникальность, получить конкурентные преимущества. Многие наши партнеры уже выбрали для себя целевые отрасли и под-отрасли, в которых у них есть экспертиза по автоматизации уникальных для этой отрасли бизнес процессов. Основываясь на этой экспертизе, они и создают так называемые отраслевые решения. Сегодня на базе Axapta и Navision в России нашими партнерами разработаны решения для более тридцати отраслей. Отраслевая специализация - это не только российская тенденция. Создаются международные отраслевые решения, которые затем локализуются для использования в разных странах. В частности, недавно на уровне корпорации было объявлено об инициативе Industry Builder, в рамках которой будут продвигаться отдельные отраслевые модули в дополнение к стандартной функциональности наших решений, а также оказываться поддержка этих решений по стандартам Microsoft. Благодаря этой инициативе разрабатываемые партнерами решения будут доступны во многих странах мира для клиентов и других партнеров. Принять участие в программе могут партнеры Microsoft, обладающие значительной отраслевой экспертизой, а главное, - способностью обеспечить международную поддержку своих отраслевых решений.

Вторая тенденция рынка ERP-систем - это увеличение рынка среднего бизнеса. В России исторически сложилось, что рынок развивается сверху вниз. Сначала появляются крупные предприятия, а потом уже небольшие и средние компании, строящие свой бизнес на обслуживании крупных предприятий. Аналогично развивался и рынок ЕRP-систем. Все началось с развития крупного корпоративного рынка, а сейчас активно развивается рынок средних предприятий. Действительно, IDC отмечает опережающий рост спроса на ЕRP-решения именно в этом сегменте. По нашим оценкам, средний рынок растет примерно на 30-40% в год. Во всем мире и в России в частности на этом рынке лидируют именно решения MBS – их доля в стоимостном выражении составляет 27%.

Третья тенденция - это консолидация рынка поставщиков ЕRP-систем. Это стало особенно очевидно в последнее время –крупные игроки поглощают мелких. На российском рынке сформировалась тройка лидеров среди поставщиков ERP, – это SAP, Oracle и Microsoft.

Евгений Воронин: Отраслевая специализация – важнейшая тенденция рынка ERP

CNews: Какие цели ставит Microsoft по охвату рынка ERP-систем в России? Какие результаты уже есть, и что корпорация планирует достичь в ближайшее время?

Евгений Воронин: Как я отмечал, сейчас во всем мире Microsoft занимает третье место среди поставщиков ERP-систем после компании SAP и Oracle. Ситуация в России аналогичная – по данным IDC мы находимся на третьем месте, нам принадлежит около 10% всего рынка. Как я уже отметил, по нашим оценкам, на среднем рынке мы занимаем ведущую позицию - 27%. Естественно, мы хотим усилить и расширить наши позиции, в первую очередь, именно в этом сегменте. Мы видим, что наши предложения, продуктовая и технологическая стратегия хорошо соответствуют потребностям клиентов этого сегмента рынка. Наши продукты легко настраиваются, модифицируются, и, по сравнению с более сложными ERP-системами, они быстрее внедряются, и, соответственно, - дешевле. Если крупные корпоративные клиенты могут потратить много времени и денег на внедрение, адаптацию и внесение изменений в стандартную ERP-систему, то у среднего бизнеса не всегда есть такие возможности. А главное, нет в этом и необходимости, поскольку, выбрав продукты Microsoft, они получают гибкую, легко адаптируемую систему с низкой совокупной стоимость владения.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Кроме этого, уникальное конкурентное преимущество Microsoft заключается в том, что мы - единственный вендор, который может обеспечить своим заказчикам всю линейку продуктов, необходимых для построения надежной, безопасной и эффективной информационной системы – и операционную систему Windows, и базу данных SQL Server, и офисные приложения Microsoft Office, и решения для управления бизнесом. Для клиентов это означает, что все компоненты инфраструктуры, приобретаемые в Microsoft, будут интегрированы между собой «по умолчанию». Ведь не секрет, что при внедрении информационных систем большая часть затрат приходится именно на интеграцию с другим программным обеспечением. Интеграция частей ИС – это реальная «исторически» обусловленная проблема. Дело в том, что приложения для повышения индивидуальной производительности офисных работников и управленцев (например, Microsoft Office) и транзакционные бизнес-системы (например, ERP) развивались параллельно, в результате чего сейчас мы имеем подчас совершенно разрозненные решения. Иногда это может доходить до того, что у человека на столе стоит два монитора, на одном из которых он работает с ERP-системой, а на другом, - с офисным приложением. Интегрируя эти направления, мы существенно повышаем производительность труда, информированность сотрудников, добиваемся более тесного взаимодействия, как между людьми, так и между приложениями. В этом случае приложения могут общаться друг с другом без участия человека, выполняя определенные бизнес-транзакции автоматически. Это та самая сервисно-ориентированная модель построения ИС, о которой так много говорят последнее время. Многие говорят, а Microsoft воплощает в своих продуктах и технологиях. При использовании решений одного поставщика проблемы, связанные со сложностью интеграции, минимизированы, а это означает экономию времени и денег и, кроме того, единый центр ответственности поставщика за все продукты.

Мы верим, что за счет воплощения этой технологической стратегии в жизнь, мы укрепим наши позиции на среднем рынке, а также расширим свое присутствие в корпоративном секторе. Хотя и сегодня мы уже достаточно широко там представлены. Сейчас наблюдается тенденция, когда в головной организации корпоративного холдинга используется, к примеру, система от SAP, а в филиалах и отделениях стоит более простая и гибкая система Microsoft. И мы видим немало корпоративных клиентов не только в России, но и во всем мире, которые используют эту модель. Мы работаем сегодня с массой крупных предприятий и в дальнейшем планируем расширять свое присутствие в корпоративном сегменте в такой модели.

Выход в нижний сегмент, в малый бизнес, наверняка состоится, но, может быть, несколько позже. У Microsoft есть продукт для финансового управления малым бизнесом, который апробируется в США и, мы уверены, что, со временем, он будет весьма успешен и в России, составив достойную конкуренцию существующим бухгалтерским решениям. Пока у нас нет конкретного срока вывода этих решений на российский рынок. Сегодня наша основная цель – усилить свои позиции в тех сегментах, где мы сильны. Малый бизнес, несомненно, интересен для нас, но это вопрос будущего.