Разделы

Телеком

ВКСС-2005: российские производители вне конкуренции?

В секторе ведомственных сетей связи до сих пор не приветствуется конкуренция и царит плановое хозяйство, как во времена развитого социализма. Интересно, что речь при этом идет не столько о России, сколько о крупных мировых державах. Российские заказчики, похоже, прошли этап безудержного хаотичного строительства сетей и стали все больше задумываться о вопросах информационной безопасности и управления сетями. В этом им помогают отечественные производители, которые имеют в сегменте ведомственных и корпоративных инфокоммуникационных систем весьма сильные позиции.

Равнение направо!

На прошедшей в Москве VIII Международной выставке "Ведомственные и корпоративные информационные системы, сети и средства связи" ("ВКСС-2005"), проведенной под эгидой министерства информационных технологий и связи РФ при поддержке министерства транспорта РФ, практически не было шумных экспозиций с песнями, плясками и розыгрышами призов, которыми так славится, например, «СвязьЭкспокомм» и другие подобные мероприятия. Это создавало рабочую обстановку и не отвлекало от изучения стендов и бесед с участниками. На открытии выставки, организаторами которой выступили Минобороны, ФСБ, МЧС и МВД России, РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ГК «Информтехника», все было по чинно и торжественно, как на параде. Посетителей этого мероприятия встречал духовой оркестр, а территория, на которой экспоненты разместили свои стенды, была четко разделена на сегменты, которые разделялись «проспектами» системных интеграторов, производителей и поставщиков оборудования. В противоположной стороне от входа располагалась «Площадь операторов», на которой присутствовали крупнейшие корпорации-монополисты: «Газсвязь», «ЕЭС Телеком» и др. Формат выставки подразумевал проведение конференций, круглых столов, семинаров и презентаций, а также конкурса работ студентов, обучающихся в области телекоммуникаций, информатики, радиотехники и экономики.

Ведомственный пирог - не для всех

По мнению представителя компании «Информтехника» - крупного российского разработчика и производителя телекоммуникационного оборудования, который специализируется на построении и модернизации ведомственных и корпоративных сетей связи, - этот рынок имеет заметную тенденцию к укрупнению. Если еще недавно на каждое ведомство приходилось порядка 15-20 мелких поставщиков, то сейчас их количество сильно сокращается. Причины централизации рынка связаны, в первую очередь, с нежеланием самих ведомств и корпораций «разбираться» с большим количеством производителей и интеграторов с их решениями. А экономия на ценах за счет присутствия большого числа конкурентов может вылиться «боком» - разнородность полученной сети может привести к серьезным затратам при эксплуатации, существенно превышающим первоначальную выгоду. Крайний случай централизации практикует немецкий “Бундесбанк”, который имеет долгосрочные контракты с одним единственным поставщиком. Оптимальное же количество поставщиков эксперты оценивают в районе 2-3 в расчете на одно ведомство или крупную корпорацию.

Крупнейшие российские разработчики и производители постепенно вытесняют конкурентов из ведомственной ниши. Например, на оборудовании «МиниКом», произведенного компанией «Информтехника», построено 80% сетей связи "Связьтранснефти"; более 2000 систем «МиниКом DX-500» эксплуатируются на 10 из 17 российских железных дорог. Компания вышла на лидирующие позиции по поставкам телекоммуникационного оборудования для энергетического комплекса, значительно расширились поставки в силовые структуры.

«Визитная карточка» компании «Натекс» – xDSL-оборудование. Доля транспортного оборудования систем передачи данных по медным линиям, установленного в таких гигантах, как «Газпром», «Связьтранснефть» и «ВымпелКом», достигает 80-90%. Доля рынка систем SDH, занимаемого «Натексом», составляет от 3 до 5% - это вполне достойный показатель с учетом того, что на этом рынке «правят бал» мировые гиганты. В секторе SHDSL-модемов доля компании, по ее собственным оценкам, составляет 50-60%; на рынке PDH-оптики - около 30-40%.

В российской компании «Гудвин-Европа», разработчике, изготовителе и поставщике систем микросотовой связи и систем абонентского радиодоступа стандарта DECT, оценивают свою долю на российском рынке DECT-систем операторского класса в 85-90%; в сегменте корпоративных решений – на уровне 50-60%; в классе абонентского оборудования собственного производства (радиотелефон "Двина", менее 1 года на рынке) - примерно в 2-3%.

В 2005 году завод «Еврокабель» вышел на лидирующие позиции по производству и продаже оптоволоконного кабеля среди российских производителей. За первое полугодие было продано более 6,25 тыс. км кабеля.

#gallery2#

Гибкий подход

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Однако, несмотря на сильные позиции отечественных разработчиков-производителей в отдельных, как правило, ведомственных нишах, конкуренция с зарубежными производителями, способными инвестировать в разработку высокотехнологического оборудования миллионы долларов, остается очень жесткой. За счет чего же выживают российские производители, а самые крупные – еще и теснят «иностранцев»?

По утверждениям многих отечественных разработчиков и производителей, опрошенных в ходе выставки, оборудование «made in Russia» ничем не уступает, а в ряде случаев и превосходит по своим характеристикам и функциональности зарубежные аналоги.

«Как потребитель могу сказать, что радиотелефон "Двина" существенно превосходит в эргономичности телефоны стандарта DECT других производителей, по функциональности либо наравне, либо чуть выше трубок зарубежных компаний», - утверждает Директор по маркетингу "Гудвин-Европа" Александр Сидоренко.

Генеральный директор «КБ Кроникс» Сергей Кутейников, комментируя преимущества представленной на ВКСС-2005 системы беспроводной оптической связи, созданной совместно с екатеринбургской компанией «Лазерные технологии», отметил, что у этой системы имеются уникальные особенности, которых нет у других российских, но и, возможно, у зарубежных систем. К ее преимуществам он отнес, например, наличие в «уличном» блоке пассивной оптической части, что позволяет отказаться от электроники «на открытом воздухе». Это, помимо повышения надежности и стоимости системы (электронные компоненты весьма капризны к влиянию различных метеорологических факторов), способствует меньшим потерям потребителя в случае воровства или порчи оборудования, которое расположено на крышах зданий, на матчах и пр. Кроме того, оптический сигнал подводится по одному оптическому волокну (обычно используют два волокна – один для приема, другой – для передачи данных), что также положительно сказывается на стоимости и надежности решения.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Конкурентные преимущества российских производителей, по их словам, проявляются и в более «тесном» взаимодействии с заказчиками, гибком подходе к ним. Это и более удобная для отечественных заказчиков техподдержка, готовность модификации оборудования под конкретные требования (вряд ли кто-то из крупнейших вендоров мирового масштаба будет этим заниматься), внесения в него дополнительных функций. Некоторые производители предоставляют свое оборудование на безвозмездное тестирование (с необязательной его дальнейшей покупкой), производят обмен бывшего в употреблении оборудования на новое с доплатой, предоставляют заказчикам гибкие финансовые схемы оплаты, и т.п.

«Один из наших очень крупных заказчиков устанавливает аппаратуру для мобильной связи. Он предъявил специфическое требование, которому «с ходу» не удовлетворило ни одно из тестируемых решений, - рассказывает президент группы компаний НТЦ «Натекс» Дмитрий Мирошников. - В течение трех недель мы адаптировали софт таким образом, что он стал полностью соответствовать требованиям заказчика. Мы смогли это сделать, поскольку полностью владеем этим продуктом, и инженеры у нас очень хорошие».

Наконец, безусловно, важным критерием при выборе поставщика является ценовой фактор. Не секрет, что оборудование российского производства зачастую гораздо дешевле зарубежных аналогов, и в условиях ограниченного бюджета ведомственных заказчиков и промышленных предприятий этот фактор может стать решающим. Например, по оценкам «Компания «Информационная Индустрия» выпускаемая им система транкинговой радиосвязи «Валдай-МРТ 1327» стоит в 1,5-2 раза дешевле по сравнению с импортными аналогами при равных технических характеристиках. Кроме того, поскольку система разработана и производится в России, то вопросы адаптации под конкретные нужны заказчика решаются достаточно оперативно. Так, в системе «Валдай» для Госнаркоконтроля России было реализовано такое приложение, как автоматизированное рабочее место (АРМ) диспетчера, позволяющее контролировать работу системы транкинговой радиосвязи, в том числе с удаленного рабочего места.