Разделы

Бизнес

Внедрение KPI: стоит ли овчинка выделки?

С каждым годом все чаще и громче звучит термин KPI, за аббревиатурой которого кроется набор показателей, характеризующих степень достижения поставленных целей. Но внедрение систем контроля KPI, позволяющих улучшать уже существующие бизнес-процессы – чрезвычайно сложная задача, за которую стоит браться далеко не всем.

На сегодняшний момент одной из наиболее проработанной концепцией управления на основе показателей эффективности (Key Performance Indicators - KPI) является сбалансированная система показателей (BSC). Применение BSC позволяет выявить возможности улучшения уже существующих бизнес-процессов, связать стратегические цели компании с ежедневной работой ее сотрудников, оценить деятельность компании в рамках выбранных показателей.

Разработка и внедрение системы BSC представляет собой трудоемкий процесс, требующий времени, сил, внимания, финансовых и нефинансовых затрат, и является причиной серьезных перемен в компании. Как и любой проект, внедрение системы показателей сопровождается трудностями и проблемами, связанными с определением целей деятельности, ограниченными сроками, незаинтересованностью сотрудников, отсутствием документации и пр.

Не стоит спешить с внедрением KPI, если нет уверенности, что удастся довести начатое до конца. Особенно не рекомендуется затевать этот проект, если компания переживает трудные времена и не может не справиться с новым «переворотом». Однако, если у вас есть силы и желание испытать свою компанию, выяснить ее истинный потенциал, то внедрение и дальнейшее использование системы показателей послужит для этого хорошим инструментом.

Первые шаги – определение целей

Трудности при внедрении BSC начинаются с определения стратегии руководством предприятия и разработкой целей, которые в дальнейшем станут отправной точкой в определении KPI. С течением времени стратегия и цели могут претерпевать значительные изменения, но при этом они не должны терять своей актуальности и важности для компании. К их определению надо подходить очень серьезно. Несмотря на то, что руководители высшего звена зачастую делегируют разработку целей своим подчиненным , их собственное участие на начальных этапах жизненно необходимо.

Как только стратегия и цели определены, полномочия по внедрению BSC передаются инициативной группе, куда могут входить представители различных уровней структурной иерархии компании, обладающие необходимыми знаниями. Ее работа начинается с определения "глубины" будущей системы показателей, т.е. определения уровней, на которых BSC будет внедряться. Кто-то посчитает достаточным определение KPI для компании в целом, кому-то покажется целесообразным определение цели и показателей для каждого из сотрудников. Но лучше идти от простого к сложному и сперва определить минимальное количество необходимых для реализации системы уровней. Это значительно сократит время до момента получения первых результатов, а значит, увеличит эффективность вложенного труда и инвестиций.

Каждая поставленная в компании цель (начиная с уровня рядовых сотрудников и заканчивая уровнем топ-менеджмента) должна иметь свой рейтинг и вес, занимать свое место в упорядоченной пирамиде корпоративных целей, где все составные элементы находятся во взаимосвязи друг с другом. Чтобы правильно определить связи между целями, надо четко представить себе границы бизнес-процессов, которые им соответствуют, а также рамки полномочий и ответственности участвующих в этих БП людей. В противном случае возникнет ситуация, когда человек, отвечающий за достижение цели, находится вне рамок бизнес-процесса и не способен повлиять на его результат.

Сколько целей нужно определить для одного процесса? Столько, сколько сотрудник, отвечающий за их реализацию в рамках БП, способен удержать в своей голове. В информационных источниках можно найти различные числа примерного количества задач или целей, которые человек способен контролировать эффективно (от 2 до 25). Приводятся также примеры, когда у генерального директора стратегическая карта (куда заносятся цели или дерево целей) состоит из 30 пунктов. Однако психологи отмечают силу «правила семи», когда человек способен адекватно воспринимать информацию и выполнять работу в рамках 7-ми поставленных и понимаемых целей.

Проблема временного болота

Как внедрить ИИ в промышленную инфраструктуру

Уже на этапе определения пирамиды целей компания рискует завязнуть во временном болоте. Главное, не выделять слишком много времени на эту задачу и держать темп. При внедрении BSC план просто необходим. В нем должно быть четко определено выполнение каждой стадии проекта во времени, указана ее связь с необходимыми ресурсами. Необходимо регулярно проверять соответствие плана процессу внедрения BSC и придерживаться временных рамок проекта. Чем больше времени уходит на прохождение каждого этапа (по причине нехватки ресурсов или недостатка знаний и т.п.), тем быстрей угасает интерес к затее, трудней становится мотивировать привлеченных сотрудников.

С новой силой проблема времени возникает на уровне определения (или разработки) показателей. Нередки случаи, когда уходит слишком много времени на разработку "супер-KPI", в время как разработка простого показателя (с несложной методикой расчета, отладкой системы учета, обучением персонала), его анализ и усовершенствование заняли бы гораздо меньше времени и сил.

Определение KPI – чем проще, тем лучше

Почему премиальная поддержка «1С» становится преимуществом для заказчика?
цифровизация

Задача выбора или разработки показателей не проста. Одной из первых трудностей здесь является определение предмета измерения. Либо фокус устанавливается на результате, либо на его причинах. В последнем случае будет более четко прослеживаться тенденция протекания бизнес-процессов, контролироваться ситуация (на уровне отдельных структурных единиц или компании в целом), оперативно приниматься решения, и что не менее важно, определяться факторы, влияющие на достижение целей, собраться полезная для дальнейшего анализа и реинжениринга бизнес-процессов информация.

Чтобы создать действительно хороший KPI, необходимо обладать не только знанием предметной области и опытом работы в ней, но и активно, творчески, применять интуицию. Показатель эффективности, бездумно взятый из аналитических отчетов по вашему сектору экономики вряд ли принесет много пользы, в худшем случае послужит причиной недостижения целей. Все чаще хорошим KPI называют интегральный и уникальный показатель вне зависимости от его объекта (компания, подразделение, команда, человек). Некоторые специалисты настаивают на необходимости «изобретения» интегрального корпоративного KPI, который бы отразил работу компании в целом, с учетом ее специфики. В российских источниках часто приводят пример: "В одной из американских розничных сетей ключевым показателем деятельности для топ-менеджеров является очередь в кассу длиной не более трех человек". Он демонстрирует сложность единого показателя, состоящего из финансовых и нефинансовых составляющих. Компании удалось объединить в одном KPI уровень организации труда, обеспеченность ее человеческими ресурсами, степень технической и информационной поддержки. Анализируя его, руководители оценивают работу всей структуры, видят взаимосвязь всех компонентов процесса. Подобные уникальные показатели могут быть гордостью компании и часто скрыты от всеобщего обозрения. Особенно это характерно для рынка консалтинговых услуг, где интегральные KPI, в силу специфики деятельности, часто представляют собой креативные и уникальные показатели.