Разделы

Телеком

Герман Мызовский: Мы смогли подстраховать свой "карточный дом"

Операторы IP-телефонии традиционно строили свой бизнес на дешевых звонках в другие города и страны. Однако, согласно принятому "Закону о связи" с 1 января 2006 года осуществлять услуги международной и междугородней связи имеют право только операторы, владеющие соответствующей лицензией и имеющие собственную федеральную сеть. Компания Tario нашла выход из сложившейся ситуации, предложив пользователям свой новый продукт SIPNet. О результатах деятельности проекта и планах на будущее в интервью CNews рассказал ведущий специалист компании Tario Герман Мызовский.

CNews: Число пользователей IP-телефонии в Европе неуклонно растет, и, по мнению аналитиков, к концу 2008 года этот показатель достигнет 22 млн. человек. Как вы оцениваете перспективы IP-телефонии в России? Каких темпов роста ожидаете?

Герман Мызовский: Сейчас термин "IP-телефония" употребляется в разных контекстах и имеет при этом разные значения. Например, традиционные телефонные сети некоторых европейских стран соединены только по IP-протоколу. В Америке и даже в Китае практикуется установка абонентских комплектов "телефон плюс ADSL" прямо в жилом доме, к которому подведен высокоскоростной канал интернет. Часто абоненты даже не догадываются о том, что медные телефонные провода могут заканчиваться в их собственном подъезде.

В России, когда говорят о VoIP, обычно имеют в виду карточную телефонию. В крайнем случае – корпоративный рынок. Но уже сейчас актуально начинать обсуждение проектов, объединяющих голосовые услуги и службы мгновенных интернет-сообщений не с телефонной сетью, а с ресурсами "всемирной паутины". Тенденция будущего – это уход от телефонии как таковой и уж тем более от карточной. На мой взгляд, все технологии будут постепенно смешиваться, и через некоторое время очень трудно будет представить, что за средства мы используем при передаче голоса.

Герман Мызовский: Тенденция будущего – это уход от телефонии как таковой и уж тем более от карточной
Герман Мызовский: Тенденция будущего – это уход от телефонии как таковой и уж тем более от карточной

В карточном и корпоративном сегментах ничего нового не происходит, в будущем будет меняться только оборудование. Наиболее перспективным и революционным станет проникновение голосовых интернет-технологий в жилой сектор. Рост абонентской базы пропорционален темпам развития широкополосного доступа. Лидирует, как всегда, московский регион, в целом же по России качественный интернет доступен пока примерно 1% населения. Это небольшие цифры, но у всех региональных операторов имеются достаточно амбициозные планы развития. Например, в декабре 2005 г. Северо-западный телеком отчитался о 7,3 тыс. ADSL абонентов, но уже в 2006 г. планируется ввести 74 тыс. портов.

Еще пару лет IP-телефония по-прежнему будет восприниматься только как средство междугородней и международной связи. Потом придет время дополнить сеть, в которой передается голос, какими-то службами, способными помочь людям начать продуктивнее общаться друг с другом, минуя обычную телефонную сеть. Вот это и будет настоящий интернет-сервис, в котором от телефонии останется только голос. Пока нельзя точно сказать, насколько быстро это произойдет.

CNews: Раньше "карточные игроки", оформляя лицензии на оказание услуг телематических служб, продавали услуги дальней связи под маркой IP-телефонии. Однако после 1 июля 2006 г. карточки IP-телефонии окажутся на нелегальном положении. Каких изменений вы ожидаете на рынке после вступления в силу этого закона?

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Герман Мызовский: Действительно, уже с 1 января 2006 года операторы, специализирующиеся на продаже карточек IP-телефонии, находятся на нелегальном положении. Правительством был дан срок в полгода на приведение условий предоставления услуги в соответствие с новым порядком. С другой стороны, эти правила не имеют обратной силы, и побудительных мотивов для того, чтобы расторгать старые договоры, не было и нет. Для операторов необходимо выработать линию поведения на нестабильном рынке, разработать систему так называемого кризисного менеджмента. Ситуация осложняется тем, что контролирующие органы еще не выписывают предписания о том, какие недостатки следует устранить компаниям, специализирующимся на данных услугах. Пока никому претензий не предъявлено. Что именно будет происходить на практике, сказать сложно. В любом случае, введение новых правил – это совершенно не повод для того, чтобы опускать руки и уходить в тень.

CNews: Насколько серьезно изменение закона может сказаться на вашем бизнесе? Какова доля продаж карточек IP-телефонии в общем обороте компании?

Герман Мызовский: Доля прибыли от продажи карточек IP-телефонии была и остается низкой. Более того, были моменты, когда мы дотировали карточную платформу. В начале у Tario была гигантская доля рынка – до 70%. Но, поскольку мы никогда не проводили агрессивную маркетинговую политику по части работы с карточками, последние так и не сыграли главной роли в нашем бизнесе. Скорее, это была тестовая площадка для технических и организационных испытаний разработанных нами VoIP-решений. В 2005 году мы изменили модель работы в карточном сегменте, в результате чего возросли и доходность, и оборот. В качестве эксперимента нам хотелось бы теперь освоить новые правила предоставления услуг. Если выяснится, что так работать нельзя, сворачивание карточной платформы вряд ли станет катастрофой. Впрочем, на мой взгляд, карточные игроки не исчезнут с рынка. От запретительного регулирования пострадают все стороны, и государство в том числе. Ведь бизнес был создан с нуля, под патронажем государственных структур, выдававших лицензии. Ликвидация услуги вызовет подрыв доверия к госорганам и приведет к значительному повышению цен. В некоторых странах подобная инициатива правительства привела к расцвету теневого рынка тех же самых услуг. Очень хочется надеяться, что в нашей стране этого не произойдет. В рамках правового поля мы постарались подготовиться к любому исходу – есть SIPNet, есть система поддержания структуры сети Tario и площадка по обмену трафиком. CNews: Федеральная служба по тарифам (ФСТ) обнародовала свои прогнозы цен на местную связь в России, согласно которым они вырастут в ближайшие 3 года на 60%. Тарифы на дальнюю связь, наоборот, снизятся на 29%. Каких изменений в тарифах на дальнюю связь можно ожидать в ближайшее время? Как вы считаете, подтвердятся ли эти данные? Герман Мызовский: Тенденция совершенно закономерная, а цифры прогноза могли оказаться даже более высокими. Стоимость звонка с одного телефона на другой в пределах планеты примерно одинаковая, т.е. расстояние не имеет значения. Цена определяется уровнем развития телекоммуникаций в конкретном регионе. В любом случае, "географические" тарифы по $1 - 1,5 в минуту совершенно не оправданы. Что касается тарифов на фиксированную местную связь, то они не могут быть такими, какие есть сейчас. И в ближайшее время они будут расти, и расти очень сильно.

В выигрыше окажутся только корпоративные клиенты. Они всегда оплачивали услуги городской телефонии по максимальным тарифам и одновременно являлись главными потребителями междугородки. Для них местная связь уже не подорожает, при этом дальняя станет существенно дешевле. В процессе либерализации рынка связи схожие процессы наблюдались во всех странах.